Татьяна Землякова
Статья «Понять и принять»
▼ Скачать + Заказать документы
Понять и принять
Сегодня бегу пораньше на работу, надо до прихода детей полить и опрыскать цветы, при детях это сделать не возможно, т. к. все внимание уделяется им. А вот и первый звонок в дверь. Это пришел Ярик с мамой. «Здравствуй, Ярослав!» - говорю я. В ответ он поднимает руку вверх и машет ею влево-вправо. (Так он здоровается.) 26 августа 2013 года ему исполнится четыре года. Все дело в том, что работаю я в детском саду-отделении дошкольного образования специальной коррекционной школы № 25 Петроградского района. И хотя детей в группах не много, работа наша не из легких. К каждому ребенку надо найти свой «ключик», подход - ведь они «особые» дети с ограниченными возможностями здоровья и особыми образовательными потребностями, все они разного возраста, с разными диагнозами (множественными нарушениями развития).
Публикация «Статья „Понять и принять“» размещена в разделах
Главные задачи в работе с детьми с тяжелыми нарушениями:
их социализация и развитие коммуникативных навыков
Каждый человек занимает в обществе вполне определенное место, и следовательно, всегда находится в соответствующих отношениях с окружающими людьми. Через процесс общения у человека появляется возможность понять себя и других людей, оценить их чувства и действия, а это, в свою очередь, реализовать себя и свои возможности в жизни и занять собственное место в обществе. Следовательно, общение - важнейший фактор формирования личности, один из главных видов деятельности человека, устремленного на познания и оценку самого себя через взаимодействие с другими людьми. В младшем возрасте ведущим является эмоциональное общение ребенка со взрослыми, затем оно сменяется предметно-деловым и, наконец речевым общением. Чем старше ребенок, тем больше его потребность в общении связана с жизнью общества, с его моральными и нравственными нормами. Для ребенка с нарушением интеллекта обучение общению представляет большую значимость. Если такой ребенок способен выразить свои желания, нужды, попросить о помощи и прореагировать на слова говорящих с ним людей, он сможет войти в большой мир. Эта способность будет тем средством, с помощью которого он адаптируется к окружающему его миру, научиться жить в нем. Это важно прежде всего потому, что людей с проблемами в нашем обществе воспринимают по–разному : одни к ним абсолютно равнодушны, другие жалостливы и как правило, пассивны, третьи, и их меньше всего, активно участливы. Кроме того, стереотипное представление об интеллектуальной и психической неполноценности этих людей обрекает их на полную изоляцию: их редко можно встретить на улице, в общественных местах.
Информации о них очень мало. Все это привело к тому, что люди пугаются, встречаясь с непохожими на себя, другими. Окружающие мало знают о них и думают, что умственно неполноценные люди могут быть агрессивными, или относятся к ним, как к заразным, не позволяя, в частности, своим детям общаться с ними. А ведь именно агрессия окружения провоцирует ребенка с ограниченными возможностями на ответную реакцию - всплеск агрессии.
Интеграция умственно отсталых людей в общество зависит от отношения самого общества к этим людям, от информированности окружающих о жизни, особенностях, и проблемах людей с ограниченными возможностями. На развитие личности любого человека, в особенности инвалида с психическими нарушениями, влияет его ближайшее окружение - родители, родственники. В настоящее время и в нашей стране пытаются повернуться к проблеме лицом. В новом Законе «Об образовании» широко используются такие понятия как «инклюзия» и «интеграция». Создаются общественные организации, ассоциации родителей детей – инвалидов. Педагоги и воспитатели тоже являются окружением таких детей и, несомненно, влияют на развитие их личности. Оказывают влияние и обычные люди, с которыми инвалиды сталкиваются в повседневной жизни: в поликлинике, транспорте, магазинах, по телефону и т. д. Несмотря на ясное представление о том, какое значение имеет умение людей взаимодействовать друг с другом, подходы к обучению общению детей с выраженной интеллектуальной недостаточностью особенно в умеренной и тяжелой степени, нащупываются гораздо медленнее, чем в других сферах специальной педагогики и психологии. У детей с тяжелыми нарушениями интеллекта серьезно нарушено понимание обращенной речи; они улавливают тон, интонацию, мимику говорящего и отдельные опорные слова, связанные большей частью с их непосредственными потребностями, но смысловая сторона речи представляет определенные трудности. Речь не является инструментом общения.
Педагогика и дидактика также требуют нового подхода к данной проблеме. Ребенка можно взять за руку и подвести ее вместе с ложкой ко рту либо помочь нарисовать круг или указать на нужную картинку, но физически помочь ему заговорить никто не в силах. Занятия по социализации и коммуникации проводятся в игровой форме. Необходимо наладить взаимодействие с ребенком и искать пути невербальной (альтернативной) коммуникации. Так, в качестве средства общения может быть использована пиктография. Пиктография-рисуночное письмо древнейший вид письменности. Его принципиальная особенность состоит в том, что знак не как не связан со звучанием слова – он выражает его смысл. Символы должны быть очень конкретными и простыми для понимания, приспособленными к элементарным желаниям и потребностям. Структура и система пиктограмм охватывает 60 символов (пиктограмм) с графическим изображением слова под рисунком. Человек, который не может свободно общаться с другими людьми, особенно изолирован и зависим. Для преодоления этой ситуации мы должны постоянно пробуждать в нем новые потребности, чтобы потом научить его выражать эти желания самому. Поэтому двумя самыми важными словами являются «Я хочу». И уже на втором плане стоит предъявление требований к ребенку по принципу «Ты должен».
В системе использования пиктограмм выделяются следующие разделы.
1. Общие знаки взаимопонимания
2. Слова обозначающие качество
3. Сообщение о состоянии здоровья
4. Посуда, продукты питания
5. Предметы домашнего обихода
6. Личная гигиена
7. Игры и занятия
8. Религия
9. Чувства
10. Работа и отдых.
Система применяется в соответствии с возможностью человека понимать. Он может найти соответствующий символ и передать его, а может только указать символ. Для тяжелых инвалидов, которые не могут нацелено брать предметы, будет достаточно если они при возможности выбора из двух- трех символов посмотрит конкретно на тот, который выражает их желание. Даже использование указания головой, когда простым движением головы указывает на символ, оправдывает себя. Индивидуальные возможности выражения разнообразны. Важным при этом является то, что инвалид может опираться на имеющиеся понятия, а уже собеседник должен сам комбинировать слова в их правильных грамматических и временных формах. Так, например, символ»пить» может обозначать:-«я хочу что-нибудь выпить»-я хотел бы выпить свой любимый напиток» «я только что выпил что-то вкусное и хотел бы еще.» Конечно, может оказаться, что умственно отсталые дети захотят выразить что-то такое, для чего нет специального символа. В этом случае они развивают удивительную фантазию и терпение, чтобы объяснить своему собеседнику данное понятие. С какого возраста нужно начинать применять эту систему? Как можно раньше, ибо выяснилось, что воспитанники начинают спонтанно произносить звуки и даже проговаривают отдельные слова, если они работают с символами.
Ежедневно повторяющиеся ситуации (еда, питье, туалет, мытье рук, игры, отдых и т. д., расшифровка этих ситуаций и формирование таких понятий, как «теплый-холодный», большой-маленький», «много-мало», «овощи-фрукты», «колбаса-хлеб», совершенно естественно дают повод для введения символа.
Чем труднее ребенку освоить какое-либо понятие, например «веселый- грустный», тем больше конкретных ситуаций и примеров, предметов, фотографий, картинок и рисунков должно быть использовано для приобретения и усвоения этого понятия. Как правило, достаточно ввести один символ с помощью одного или двух примеров ( фрукты: яблоко). Эти символы имеют только два значения: «да-хорошо» и «нет-плохо». На практике же значения «да» и «нет» сопровождаются отрицательным или утвердительным кивком головы, тогда как значение «хорошо» и «плохо при помощи изображения жеста большим пальцем руки. Недостаточно только показать символ, обязательно следует произносить в этот момент слово, сопровождать его жестами и мимикой. Если у ребенка возникают проблемы с символом «я» (например, у детей с аутизмом, можно на символ наклеить его маленькую фотографию. Работа по усвоению и использованию пиктограмм должна проводиться в тесном сотрудничестве с родителями, чтобы за пределами образовательного учреждения ребенок тоже мог общаться с окружающими его людьми.
С пиктограммами знакомятся все дети, не зависимо от того, могут они говорить или нет, так как очень важно, чтобы не только педагог общался с «неговорящим» ребенком, но и другие дети. Если с помощью коммуникативной таблицы или коммуникативной тетради ребенок сможет общаться со своими товарищами, это будет самым большим достижением. С помощью пиктограмм дети могут сообщить о своих потребностях («ХОЧУ ПИТЬ», «ХОЧУ В ТУАЛЕТ», «ХОЧУ ПОБЫТЬ ОДИН», «ХОЧУ ПОСЛУШАТЬ МУЗЫКУ»). Используя пиктограммы, дети могут рассказать о каком-либо событии, о том, например, как они провели выходные дни, отпуск с родителями. Коммуникативные карточки, таблицы или тетради составляются индивидуально для каждого
ребенка, нуждающегося в них. Количество используемых символов может увеличиваться по мере усвоения их значений, причем, этот круг расширяется в направлении от символов, обозначающих жизненно необходимые понятия (туалет,пить,больно,плохо,холодно, к символам самых разнообразных вещей, входящих в круг интересов ребенка или подростка.
Семья и детский сад - два воспитательных феномена, каждый из которых по - своему дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир.