Светлана Гонтовая
Подготовка ребёнка к школе: игры и упражнения
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие наблюдательности и речи
Вам известно, что учение – это труд, и его нельзя превращать в игру. Однако в жизни ребёнка игра – это самое серьёзное дело. В игре раскрывается перед детьми мир, творческие способности личности. Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. А кто же может лучше помочь ребёнку увидеть и понять этот интересный окружающий мир как не родители.
Публикация «Подготовка ребёнка к школе: игры и упражнения» размещена в разделах
В период детства мыслительные процессы должны быть как можно теснее связаны с живыми и яркими наглядными предметами окружающего мира. Развитие наблюдательности начинается с раннего детства.
Наблюдение – это не просто непроизвольное восприятие окружающих предметов, явлений, а целенаправленная деятельность, подчинённая определённой познавательной задаче. Наблюдение является основой развития мышления школьников : умения анализировать, сравнивать, делать выводы. В процессе наблюдения и отчета о наблюдениях развивается речь детей. Так давайте же откроем перед нашим ребёнком чудесный мир в живых красках, ярких и трепетных звуках, в сказке и игре, в красоте, воодушевляющей сердце на добро. И открывать этот мир начнём с первыми звуками его речи. А союзницей нашей будет природа.
Вот вы с ребёнком пошли на прогулку в ясный солнечный день. Обратите внимание на ярко-голубое небо, на листочки, переливающиеся на солнце, на зелёную травку, на дрожащие капельки. А в следующий раз вы понаблюдайте за тёмным небом, услышите раскаты грома. …Вы гуляете с ребёнком по осеннему парку и, конечно, невольно обращаете внимание на красоту окружающих деревьев и падающих листьев. В тихие безоблачные морозные вечера ярко раскрывается красота зимней природы. И каждое время года прекрасно и несёт свои особенные краски и звуки.
Мы часто употребляем пословицу о том, что всё познаётся в сравнении. Пусть же и ваш ребёнок познаёт мир, наблюдая и сравнивая окружающие предметы и жизнь.
Обучающий эффект игры
Игры долгие годы остаются главным и любимым занятием всех детей. Правильно используя игры, можно многого добиться в воспитании детей. Разнообразные игры могут развить в ваших детях такие важные мыслительные качества, как воображение, наблюдательность, умение выделять главное. И помните: если вы хотите, чтобы ваш ребёнок рос умным и любознательным, не жалейте времени для того, чтобы поиграть с ним.
«Найди предмет»
Ведущий (родитель) описывает внешний вид предмета – его размеры, цвет, форму, из чего сделан и др. Ребёнок определяет, что это за предмет. Затем меняются ролями.
«Найди дерево»
Сорвите листья и плоды разных деревьев. По сигналу предложите ребёнку подбежать к тому дереву, с которого сорван листок.
«Что изменилось?»
На столе разложены разные предметы или игрушки. По сигналу ребёнок закрывает глаза. А вы убираете один предмет (игрушку). Ребёнок должен назвать предмет, который убрали.
«Живое-неживое»
Ведущий называет предметы живой и неживой природы. Если названо живое существо, ребёнок хлопает в ладоши.
Аналогично проводится игра «Домашние и дикие животные», «Съедобное-несъедобное», «Летает-не летает».
«Зоопарк»
Ведущий даёт словесное описание животного, ребёнок должен угадать и назвать его.
Аналогично можно провести игру «Магазин».
Развитие мыслительной деятельности,
памяти и внимания
Любой родитель хочет, чтобы его ребёнок хорошо соображал : такой ребёнок и учится лучше, и глупостей делает меньше. Народная мудрость гласит: «Умного пошли – одно слово скажи, дурака пошли – три скажи, да сам за ним пойди».
Но вот вопрос: можно ли добиться того, чтобы ребёнок стал умнее? Конечно можно, если развитием ума заниматься так же регулярно, как занимаются развитием силы, выносливости и других подобных качеств. И если ваш ребёнок решает посильные и интересные головоломки постоянно, то он перестаёт теряться при столкновении с новыми задачами, действует активно, самостоятельно находит верные решения.
Мышление является одной из сторон психической деятельности человека. К числу начальных логических приё мов относятся: приём выделения свойств в предметах, приём выделения существенных свойств, сравнение (форма, цвет, структура, величина).
Для развития мышления детей необходимо обучать их различным мыслительным операциям, в частности, таким, как классификация и сравнение.
Классификация – это сложная мыслительная операция, требующая умения анализировать материал, сопоставлять друг с другом отдельные его элементы, находить в них общие признаки, осуществлять на этой основе обобщение, распределять объекты по группам на основании выделенных в них общих признаков.
Большие возможности в этом отношении содержат в себе различные дидактические игры.
«Чудесный мешочек»
Взрослый подбирает и складывает в мешочек картинки, кубики с различными группами однородных предметов (игрушки, животные, посуда, машины и т. д.). Вынимая по одному из мешочка, взрослый называет предмет и спрашивает, к какой группе он относится, при этом ведёт беседу о каждом.
«Назови, что знаешь»
Игра проводится с мячом. Взрослый бросает мяч и называет обобщающее слово, а ребёнок ловит мяч и отвечает, называя 2-3 предмета. Затем ребёнок бросает мяч и тоже называет обобщающее слово, а взрослый отвечает. Можно игру проводить и по-другому: называть предмет, а потом обобщающее слово.
«Назови одним словом»
Называются отдельные предметы, а дети называют их одним словом.
Кот, корова, собака, лошадь – домашние животные.
Заяц, лев, лиса, лось, волк – дикие животные.
Кузнечик, бабочка, муравей, жук – насекомые.
Кукла, мяч, юла, погремушка – игрушки.
Ромашка, колокольчик, одуванчик – цветы.
Кукушка, сова, дятел, сорока – лесные птицы.
Гуси, лебеди, утки – водоплавающие птицы.
Дуб, берёза, ель, сосна, осина – деревья.
Земляника, малина, ежевика – ягоды.
Груша, яблоко, вишня, слива – фрукты.
Лена, Наташа, Оля, Света – имена.
Иванов, Петров, Орлов, Кузнецов – фамилии.
Сравнивая предметы между собой, мы узнаём, в чём состоит их сходство и различие. Иногда сходство не так-то легко заметить: оно бывает глубоко скрыто. Выявление сходства различных объектов помогает людям познавать окружающий мир, приводить знания в систему, открывать и изобретать новое.
Попробуем научить своего ребёнка сравнивать различные объекты между собой.
Упражнение 1. Разберите с ребёнком следующие примеры на сравнение: больше – меньше, выше – ниже, тяжелее – легче и т. д. Например:
1. Грузовик больше легкового автомобиля.
2. Жираф выше лошади.
3. Слон тяжелее медведя.
4. Заяц бегает быстрее черепахи.
Упражнение 2.
1. Чем отличается кит от кота? «Странный вопрос – между ними нет ничего общего», - скажите вы и ошибё тесь: и кот, и кит – млекопитающие, но живут в разных местах.
А чем отличаются слова «кот» и «кит»? Всего одной буквой. Слова «каша» и «кора»? (2 буквы)
2. Назови общие признаки яблока и груши, клубники и малины, берёзы и ели, кошки и собаки, птицы и человека.
Упражнение 3. Чем отличаются
осень от весны вилка от ложки
лето от зимы кошка от собаки
книга от тетради белый гриб от поганки
стол от стула
Укажите как можно больше различий.
Упражнение 4. Взрослый называет пары слов, а ребёнок должен сказать, чем похожи и чем отличаются.
бабочка – самолёт лётчик – танкист
ёж – ёлка лыжи – коньки
корова – лошадь ворона – воробей
Использованная литература:
Как подготовить ребенка к школе : пособие для родителей и воспитателей детских садов. Упражнения, задачи, игры, тесты /сост. Л. С. Михайлова. Волгоград: Учитель, 2008.