татьяна солдатова
Консультация для родителей «Обучение «учению» с пелёнок»
▼ Скачать + Заказать документы
Иные родители, желая поскорее обучить своё чадо премудростям языка, ставят телегу впереди лошади.
Так, годовалой кроха ещё не умеет говорить, а его уже пытаются обучать чтению. В большинстве своём результат оказывается нулевым. Порой это приводит к тому, что у малыша от нагрузок появляется невроз и заикание. В таком возрасте было бы полезнее показывать ребёнку яркие картинки, иллюстрирующие сказочные персонажи, и вслух читать коротенькие подписи к ним.
Публикация «Консультация для родителей „Обучение „учению“ с пелёнок“» размещена в разделах
Перегибом можно считать стремление усадить 3-летнего карапуза, чтобы учился писать. Ребёнок и карандаш- то толком держать не умеет, а взрослым уже буквы подавай! Желание учится у трёхлеток практически отсутствует. Они должны играть, а не сидеть за столом по часу, выводя такие непонятные палочки и крючочки! После подобных экспериментов у ребёнка, скорее всего, возникает стойкое отвращение к учёбе вообще и к письму в частности.
Видя нежелание крохи писать, неугомонные взрослые сажают его за компьютер с той же целью: научить чтению и письму. Конечно, техника для малыша привлекательна кнопочками, клавишами и проводочками? Чем не игрушка! Однако, такие игры способны привести к необратимым процессам в психике ребёнка.
Ещё одно новомодное увлечение – обучение иностранным языкам с пелёнок. Сама по себе идея вовсе не плоха. Но важно выбрать ребёнку подходящую методику. А главное необходима уверенность в том, что малыш здоров и у него нет поражений речевых зон в коре головного мозга
(даже точечных). В современных условиях такое,к сожалению, случается всё чаще. по этой причине у большинства дошкольников наблюдаются проблемы с речью.
Серьёзное обучение языку предполагает сформированность фонематического слуха, памяти, внимания. Если же ребёнок не может воспроизвести звуки, запомнить общеупотребительные слова и грамматику родного языка (генетически он должен унаследовать именно его алгоритм), то стоит ли натаскивать кроху на иностранный? не овладев родными звуками, малыш просто не в состоянии освоить чужие.
К тому же надо помнить. что любой язык имеет специфический звуковой арсенал. Приобщение к чужеродному приводит ещё к большим сбоям в артикулировании и звукопроизношении вообще. Как говорится, за двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь! В результате получается каша во рту, расхлёбывать которую приходится логопедам и родителям.
Как же вырастить грамотного полиглота? Специалисты советуют идти от простого к сложному. Начните с развития мелкой моторики, с поэтапной постановки и закрепления звуков родного языка, с расширения словарного запаса и освоения грамматики опять же своего, родного.
Для постановки звуков вам может понадобится помощь логопеда, но с остальными задачами вы в полнее справитесь самостоятельно. При этом маме и бабушке даже не придётся отвлекаться от домашних дел, а папе или дедушке - от привычных автомобильных хлопот.
Начнём, пожалуй,с мужчин. Собрались вы в гараж? Захватите с собой и ребёнка. Он не будет мешать, стоит вручить ему какой-нибудь болт и попросить накрутить подходящую по размерам гайку. Если позволяет возраст и квалификация юного техника, пусть поработает отвёрткой или гаечным ключом. Это прекрасная возможность потренировать детские пальчики! Пришло время проверить мотор! Послушаем как он работает, а заодно малыш повторит трудный звук Р-Р-Р… А затем - в путь! По дороге дайте крохе новое задание - называть то, что он видит за окном. Ведь папе нельзя смотреть по сторонам! Ребёнок с радостью перечислит все предметы. А заодно закрепит и пополнит словарь, а так же отшлифует отдельные звуки! Чтобы потренировать восприятие попросите ребёнка называть предметы зелёного цвета, затем это будет красный, синий и т. д. Малыш должен произносить примерно следующее : «зелёнЫЙ куст, зелёнАЯ трава» и т. д.
Следите, чтобы окончания слов были правильные! В следующую поездку попросите ребё нка посчитать встречные автомобили: одна машинА, две машинЫ и т. д.
Любящие папы и дедушки наверняка придумают ещё массу речевых игр для своего неугомонного наследника.
Немало интересного ждёт малыша на кухне, под крылом мамы или бабушки. Насыпьте в неглубокую кастрюльку слой манки (1-2 мм). Если дно белое, выстелите его цветной бумагой по размеру дно и только потом насыпьте манку. Вот и готова импровизированная доска для юного художника. Теперь давайте ему в руку палочку с тупым концом и покажите, как забавно разбегаются крупинки и на дне получаются интересные рисунки. Сначала кружочки, палочки да и просто каракули. Со временем кроха захочет усложнить свои «шедевры». Для этого не
Придётся изводить стопку бумаги. Чтобы стереть рисунок, надо лишь слегка встряхнуть «мольберт». Он пригодится и для обучения и письму буквы на крупе рисовать намного интереснее! А как здорово прочитать первое слово,написанное мамой!
Занимаясь делами на кухне, как-нибудь расскажите малышу сказку о Золушке. Помните,какие ловкие у неё были помощники –мышата? Они перебрали целый мешок фасоли и гороха! Не повторить ли этот подвиг? Перемешайте в ёмкости фасоль и горох и попросите кроху рассортировать всё это по двум коробочкам. Пока малыш занят важным делом,вы успеете приготовить обед или ужин! Если же ребёнок быстро справился с заданием предложите выложить узор из фасоли или гороха на однотонном цветном кусочке материи. Такие задания под силу 2-3 летнему карапузу. Следите, чтобы он ничего не засунул себе в нос или ухо! Ребёнок постарше может смешивать рис или гречку - просто замечательная работа для пальчиков! А теперь новая интересная игра для нашего умельца. Предложите ему образовывать прилагательное от названия крупы. Каша из риса… (рисовая) и т. п.
Отвар из этих же круп (рис, пшена, гречки) …рисовый, пшённый и. т. п.
Такие весёлые игры помогают расширять словарь детей, исподволь поработать над грамматическим строем речи. Тем же целям послужат и другие задания (найди на кухне круглые предметы, вспомни вкусные слова,назови посуду (мебель) на кухне, перечисли, что кладут в суп (салат, винегрет, и т. п.) , скажи, какие слова спрятались на полке (в шкафу, в буфете, найди солёные, сладкие слова горькие)
Подбор слов антонимов более сложен. Порой даже школьники затрудняются выполнить это задание. Игру можно затеять и на прогулке, взяв с собой мяч. Вы говорите слово и бросаете мяч малышу. Тот подбирает антоним, говорит его и бросает мяч вам. Подбор антонимов окажет неоценимую помощь для закрепления в речи крохи определённых звуков, например6 «Ш» : узкий-Широкий и т. п.
Причём ребёнок должен будет подбирать слова именно с нужным звуком!
Попутно попросите малыша построить предложение. А ещё проще закончить то, начали вы, используя противительный союз «А» и слово-антоним. Например: «Снег белый, а …»
Такая игра полезна сразу с нескольких точек зрения:
• активизирует словарь;
• учит ребёнка быстро «выуживать» из памяти нужное слово, совершенствует звукопроизношение;
• помогает овладеть грамматическим строем речи.