Екатерина Щеголькова
Консультация «Ненасилие в семье. Моя семья — моя крепость»
▼ Скачать + Заказать документы
«Ненасилие в семье. Моя семья – моя крепость». Балашова Екатерина
Защита более слабых членов семьи, в первую очередь детей, от жестокого обращения в семье – одна из важнейших задач государства и общества, системы социальной защиты населения. «Мой дом – моя крепость», гласит известная поговорка, смысл которой заключается в том, что дом – это символ безопасности. Однако, многие члены семьи оказываются «узниками» в этой крепости.
Публикация «Консультация „Ненасилие в семье, Моя семья — моя крепость“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Семья. Все материалы по теме семьи
- Семья. Консультации для родителей
- Темочки
Современный подход к проблеме жестокого обращения, насилия в отношении детей учитывает, с одной стороны, восприятие этой проблемы в общественном сознании как межличностной, а с другой, – исходит из обязанности государства гарантировать права человека во всех сферах жизни, в том числе и в семье.
Насилие со стороны близкого, в котором человек (ребёнок) всегда пытается найти опору и поддержку, нарушает основной принцип семьи – безопасное существование любого её члена. Кроме этого, насилие в семье нарушает целый ряд прав человека – право каждого/каждой на равную защиту перед законом и на защиту от дискриминации по признаку пола; право не подвергаться жестокому обращению; право на жизнь и физическую неприкосновенность; право на наивысшие стандарты физического и психического здоровья.
Вред, наносимый детям в случаях жестокого обращения, гораздо многообразней. Как отмечают специалисты, более 60% детей с синдромом жестокого обращения страдают от заброшенности или пренебрежения их нуждами, что, в конце концов, приводит к тяжёлым физическим страданиям и потере качества жизни. Диагностировать заброшенность намного труднее, чем распознать факты физического насилия.
Пренебрежение основными потребностями и нуждами ребёнка или насилие в отношении детей оказывают негативное влияние на их психическое развитие, нарушают его социализацию, порождают безнадзорность и правонарушения.
Под влиянием пережитого в детском возрасте насилия формируется травмированная личность, характеризующая целым комплексом психологических особенностей. Это низкая самооценка, неспособность добиваться успеха и строить продуктивные взаимоотношения. У одних последствия насилия проявляются в виде агрессивности, жестокости, склонности к саморазрушению; у других – в виде беспомощности, обречённости, страхов, неуверенности в себе, своих силах, склонности к депрессии, суициду. Практически все дети и подростки, пережившие насилие, являются группой риска по девиантному и деликвентному поведению; они сами могут стать насильниками, совершать правонарушения.
Последствия эмоционального насилия, как показывают исследования и практика, трудно предсказуемы, но всегда носят деструктивный характер. Родительское безразличие по отношению к ребёнку наносит ему большой эмоциональный вред, даёт ему понять, что он никому не нужен, что он недостоин внимания, что он вообще ничего из себя не представляет. Родительское безразличие препятствует развитию у ребёнка чувства собственного достоинства и адекватной самооценки, не говоря уже о взаимном уважении и заботы друг о друге.
Эмоциональное насилие не позволяет детям стать эмоционально зрелыми взрослыми людьми и приводит в будущем к различным эмоциональным и поведенческим расстройствам. Дети, которые подвергаются жестокому обращению и насилию, в какой бы форме оно не происходило, «выпадают» из нормального процесса социализации и лишены необходимых для нормального роста и развития ощущения безопасности, безусловного принятия, поддержки и помощи со стороны взрослых. Негативный опыт жестокости в детстве часто воспроизводится в последующих поколениях, поэтому так важно выявление плохого обращения с ребёнком на ранних этапах и оказание своевременной помощи этим детям и их семьям.
Проблема жестокого обращения с детьми достаточно сложная. Решать ее нужно обдуманно, избегая резких, крайних действий. Как в любом социальном вопросе, гораздо эффективнее предупредит явление. Отследить его на ранней стадии. Профилактические мероприятия по предупреждению возникновения негативных социальных и психологических условий жизни ребенка должны проводиться с раннего возраста и на протяжении всего периода детства, включать в себя различные виды медицинской, социальной и общественной поддержки семьи с целью повышения качества жизни ребенка.
Эти меры позволят не только получить более полную информацию о социальной ситуации развития ребенка, системе детско-родительских отношении, но и своевременно начать профессиональную поддержку. Школьным психологам, специалистам органов опеки и попечительства будет легче организовать помощь детям в семьях, где были установлены факты психологического неблагополучия и жестокого обращения; проводить просветительскую работу и обучение родителей наиболее эффективным способам взаимодействия на детей по месту их жительства и в образовательных учреждениях.
Своевременное выявление жестокого обращения в семье в рамках психологического обследования позволит оказать родителям и детям первую психологическую помощь в сложившейся неразрешимой ситуации. Консультирование родителей семейным психологом необходимо для повышения эмоциональной устойчивости. Индивидуальные рекомендации детских психологов позволят подобрать оптимальный стиль взаимоотношений с ребенком, мотивируют на дальнейшую психологическую работу.
Объединение усилий специалистов системы здравоохранения, образования и социальной защиты позволят защитить права ребенка, своевременно поддержать семью, помочь родителям в эмоционально трудной ситуации и тем самым предотвратить развитие жестокости, осуществить меры по профилактике социального сиротства, снизить показатели детского и подросткового суицида.