Ольга Лебедева
Опыт работы по духовно-нравственному воспитанию детей среднего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
«Без глубокого духовного и нравственного чувства
человек не может иметь ни любви, ни чести — ничего,
чем человек есть человек»
(В. Белинский)
Дошкольное детство – важный период в жизни ребенка, когда формируются ощущения собственных возможностей, потребность в самостоятельной деятельности, основные представления об окружающем мире, добре и зле в нем, представления о семейном укладе и родной земле.
Темочки:
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Опыт работы, практика
- Темочки
В настоящее время современное российское общество остро переживает кризис духовно-нравственных идеалов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня - в разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Высокий уровень детской преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости в обществе. Детей отличает эмоциональная, волевая и духовная незрелость.
Нравственное воспитание – одна из сложнейших и актуальных проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы заложим в душу ребёнка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью. Мы постоянно говорим о необходимости возрождения в нашем обществе культуры и духовности, это непосредственно связано с развитием и воспитанием дошкольника. Задача нравственного воспитания состоит в том, чтобы социально необходимые требования общества педагоги превратили во внутренние стимулы личности каждого ребенка, такие как долг, честь, совесть, достоинство.
Понятие «духовно-нравственное воспитание» достаточно широко и объединяет в себе различные определения ценностно- смыслового содержания образования. Определяясь с выбором направления духовно-нравственного воспитания дошкольников, необходимо соотнести интересы всех участников образовательного процесса и скоординировать усилия воспитывающих взрослых для того, чтобы процесс воспитания объединил родителей, педагогов и управленцев и принес достойные плоды.
Целью духовно-нравственного воспитания дошкольников является формирование и развитие социально-значимых ценностей, гражданственности и патриотизма, содействие обретению дошкольниками нравственно-востребованного духовного опыта, основанного на традициях русского православия.
Задачи духовно-нравственного воспитания :
1. Расширять представления о культуре, православных праздниках и народных традициях своего народа.
2. Воспитывать у детей чувство любви и привязанности к семье, малой Родине, родной стране, формировать гражданское самосознание.
3. Раскрыть духовную одаренность ребенка и его личностные дарования.
4. Охрана и укрепление душевного, духовного и физического здоровья детей.
5. Вовлечь родителей в образовательную деятельность по духовно-нравственному воспитанию детей.
6. Расширить связи с общественными организациями по данному вопросу.
Определяются базовые национальные ценнности:
Патриотизм – любовь к своей малой Родине, своему народу, к России, служение Родине. Гражданственность – закон и порядок, свобода совести и вероисповедания, правовое государство. Социальная солидарность – свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, справедливость, милосердие, честь, достоинство. Человечество – мир во всем мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество. Наука – ценность знания, стремление к истине, научная картина мира. Семья – любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода. Труд и творчество – уважение к труду, творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость. Традиционные российские религии – представление о вере, духовности, религиозной жизни человека, толерантности, формируемые на основе межконфессионального диалога. Искусство и литература – красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие, этическое развитие; природа – эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание.
Поднять духовную личность можно только благодаря совместным усилиям семьи, образовательного учреждения и государства. Одна из проблем современного образования состоит в том, что в процессе обучения не соблюдается историческая преемственность поколений. Дети лишены возможности следовать примеру людей, которые жили в прошлом, они не знают с точки зрения того, какими истинами прошлые поколения решили возникшие перед ними проблемы, что послужило им маяком и источником созидания.
Духовно-нравственное воспитание дошкольников осуществляется с использованием определенных методов и форм организации деятельности детей. Методы духовно-нравственного воспитания - это методы педагогического воздействия, посредством которых осуществляется формирование личности ребенка в соответствии с целями и задачами нравственного воспитания.
В нашем детском саду духовно-нравственное воспитание является важным направлением, поэтому мы стараемся создать все необходимые условия, чтобы дети прикоснулись к основам православной культуры. повышаем духовно-нравственный потенциал педагогов, заинтересовываем родителей в духовной жизни ребенка.
Вся работа ведется по трем направлениям:
· самообразование педагогов;
· взаимодействие с родителями;
· совместная деятельность с детьми.
Выделяется две группы методов нравственного воспитания дошкольников :
· организация практического опыта общественного поведения (метод приучения, показ действия, пример взрослых);
· формирование нравственных представлений, суждений, оценок (беседы, чтение художественных произведений, рассматривание и обсуждение картин).
С вступлением в силу требований государственного образовательного стандарта дошкольного образования меняется работа воспитателя, меняются формы духовно-нравственного воспитания детей. Деятельность в области формирования духовно-нравственных качеств человека интегрирована с пятью образовательными направлениями дошкольного образования : «Физическое развитие»; «Социально-коммуникативное развитие»; «Речевое развитие»; «Познавательное развитие»; «Художественно-эстетическое развитие».
Система мероприятий духовно-нравственной направленности предусматривает следующие варианты:
· участие в ежегодных муниципальных конкурсах духовно-нравственной направленности;
· подготовку и участие в детских праздниках, развлечениях, кукольных спектаклей, театральных представлений;
· организацию культурно-массовых православных мероприятий, а также мероприятий развивающих и здоровьеукрепляющих;
· участие педагогов и воспитанников ДОУ в международных, региональных, муниципальных конкурсах детского творчества, в конкурсах методических разработок;
· организация и участие педагогов и детей в социальных акциях; организация экскурсий для детей старшей группы в православные храмы.
Эти формы организации подходят для проведения различных праздников, посвященных той или иной теме учебного процесса, для формирования духовно- нравственных качеств детской личности в более торжественной обстановке. Благодаря этим событиям формируются такие качества личности, как любовь к сверстникам, уважение к старшим, уважение к традициям, уважение к природе и многие другие.
В повседневной жизни деятельность детей под руководством педагога может иметь духовно-нравственно-воспитательный характер и способствовать развитию дошкольников.
В ДОУ используются следующие формы организации совместной деятельности педагога и воспитанников : игры-путешествия; виртуальные экскурсии; театральные представления; праздничные развлечения, праздники; познавательные викторины; сюжетно-ролевые игры, игры драматизации; разыгрывания нравственно - этических ситуаций; тематические беседы – рассуждения, на диалоговой основе; ситуативные беседы; просмотр социальных видео-роликов; художественно-продуктивная деятельность и т. д.
Приобщение детей к народной культуре является средством развития у детей патриотических чувств и духовности.
Фольклор (сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы и т. д.) хорошо помогает в работе. В устном народном творчестве сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Благодаря знакомству с поговорками, загадками, пословицами, сказками, стараюсь приобщить детей к общечеловеческим нравственным ценностям.
Много времени уделяется рассказыванию сказок, играм, упражнениям, беседам, играм – драматизациям духовно-нравственного содержания. Слушали сказки в аудиозаписи. Музыка, сопровождающая сказку, песенки ее персонажей помогают детям вслушаться в мелодии, вдуматься в характер героев, насладиться напевностью родного языка.
Разучивали пословицы о Родине, о труде, так как в них четко оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются недостатки, восхваляются положительные качества людей. Чтобы углубить и уточнить знания дошкольников об окружающем мире, проводились игры и упражнения, полезные для детского ума, загадки.
Постепенно, побуждая интерес детей к совместному и самостоятельному проведению игр, знакомила их с обрядовыми, досуговыми, подвижными, сюжетными играми. Рассматривали с ребятами иллюстрации, предметы быта и искусства, заинтересовывали национальными обычаями, фольклором.
Дети узнали множество различных игр. Например: «Гуси – лебеди», «Салочки», «Мышеловка», «Жмурки» и т. д. В ходе любой игры привлекалось внимание детей к ее содержанию, следить за физической нагрузкой, поддерживать эмоционально - положительное настроение, взаимоотношения детей.
Регулярно и систематически проводятся беседы на нравственные темы: «Мои добрые поступки»», «Что такое доброта?», «Что мы Родиной зовем?», «Дом, в котором мы живем», «Будь всегда вежливым», «Что такое хорошо, что такое плохо», «Добрые поступки» и т. д.
Воспитательно-оздоровительное направление заключается в организации праздников, досугов, подвижных игры, прогулок, экскурсий. Так, опосредованно мы знакомим детей понятиями о взаимопомощи, уважительном отношении к природе и к живым существам.
Культурно-познавательное направление предполагает разные формы работы. Одна из них - организация концертов, театральные постановки, в которых дети с удовольствием принимают активное участие. Просмотр фильмов и мультфильмов – одна из любимых форм работы для воспитанников. Тщательно подобранный мультфильм таит в себе важное воспитательное значение.
Нравственно-трудовое направление включает в себя труд по самообслуживанию, изготовление подарков, атрибутов для игр. Осознание собственной значимости в исполнении посильных поручений воспитывает в детях трудолюбие и инициативность.
Работа с родителями – является одним из приоритетных направлений, именно, потому что семья ребенка является ключевым звеном направления духовно-нравственного воспитания детей. В свете новой концепции взаимодействия семьи и дошкольного учреждения, в основе которой лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все другие социальные институты призваны помочь, поддержать и дополнить их воспитательную работу, воспитание у детей духовно- нравственных чувств необходимо осуществлять в тесной связи с родителями. Так, мы часто проводим совместные досуги, детско – родительские собрания, мастер – классы.
Родители наших воспитанников становятся активными участниками праздников и открытых занятий, подбирают произведения устного народного творчества определенной тематики, организовывают выставки совместного творчества. Жизнь детей в детском саду должна быть интересной, насыщенной, запоминающейся. Очень важно, чтобы ребенок полюбил свой детский сад, свою группу. Происходит это в том случае, если воспитатели с уважением относятся к каждому ребенку, знают его достоинства и способствуют их развитию в процессе игр, праздников, интересных занятий.
Духовно-нравственное воспитание следует воспринимать как целостную систему средств и приёмов развития детей. Нужно научить детей противодействовать современным социальным опасностями, разрушительным тенденциям, сформировать своего рода духовно-нравственный иммунитет, делающий человека невосприимчивым к злу в окружающем мире и в самом себе, и способных противостоять ему. И это ответственная миссия ложится на нас, воспитателей.
«…Детство - важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш…» В. А. Сухомлинский.