Наталья Соколова
Использование процесса интеграции в ДОУ
▼ Скачать
Соколова Н. А.
воспитатель МБДОУ д/с №45
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЦЕССА ИНТЕГРАЦИИ В ДОУ
Аннотация. В данной статье рассмотрена проблема интеграции дошкольного образования, доказана ее современность и важность, как для теории, так и для практики. / In this article the problem of integration of preschool education, modernity and proved its importance for both theory and practice.
Ключевые слова. Интеграция, образовательные технологии, современное образование, систематизация. /Integration, educational technology, modern education, systematization.
Публикация «Использование процесса интеграции в ДОУ» размещена в разделах
Известно, что дошкольный возраст - это сензитивный период для формирования фонематического восприятия детей, развития всех сторон речи, расширения и обогащения детских представлений о разнообразии окружающего мира. Поэтому задача детского сада заключается не в том, чтобы поскорее научить ребенка писать и считать, а чтобы обогатить его речь и представления об окружающем мире, научить видеть в нем закономерности, зависимости, взаимовлияния; научить свободно и грамотно строить свои высказывания, подкреплять их доводами и фактами из различных областей знаний, доступных воспитанниками, пробуждать познавательные интересы.
Одна из основных форм осуществления интегративного подхода в детском саду, позволяющего сэкономить детям время для общения, прогулок, самостоятельного творчества и игровой деятельности - интегрированные
занятия. В процессе таких занятий дети осваивают содержание различных разделов программы параллельно.
У детей рано складывается своя «картина мира». Данное понятие означает зримый портрет мироздания, образно-понятийную модель Вселенной, в которой обозначены ее пространственно-временные границы и место в ней человека.
Понятие «целостность» связывается в один смысловой узел с понятием
«гармония» и «интеграция». Идея интеграции в обучении берет свое начало в трудах Я. А. Коменского, утверждавшего: что интеграция- одно из важнейших и перспективнейших методологических направлений становления современного образования.
Использование интеграции знаний в образовании позволяет нам выделять компоненты содержания, соответствующие целостным представлениям о явлениях и процессах, происходящих в окружающей среде.
Перед началом работы по осуществлению интеграции мы, используя труды К. Ю. Белой, выполняем ряд важных действий:
• определяем области знаний, интегрирование которых целесообразно и будет способствовать созданию у ребенка целостного представления об объекте изучения;
• анализируем и отбираем из этих областей такое содержание, интеграция которого наиболее важна;
• учитываем программные требования и возрастные особенности детей дошкольного возраста;
• определяем одно или несколько базовых направлений в интеграции содержания образования;
• выявляем основной принцип построения системы интегрированных занятий;
• продумываем развивающие задачи;
• используем разнообразные виды деятельности, имеющие возможность интеграции друг с другом;
• используем большое количество разнообразного наглядного и атрибутного материала (демонстрационный, раздаточный, игровой)
• используем в работе методы и приемы продуктивного характера (проблемные ситуации, логические задачи, экспериментирование и т. д.);
Интегрированные занятия мы проводим по следующим направлениям:
развитие речи-расширение и систематизация словарного запаса,
развитие инициативной речи, совершенствование грамматической структуры речи;
Ознакомление с окружающим миром-систематизация и углубление знаний о
предметах и явлениях, развитие познавательной мотивации, формирование интереса к различным формам познания мира;
моделирование и экспериментирование, наблюдение, чтение, обсуждение,
продуктивная деятельность.
Подготовка к обучению грамоте-развитие речевого слуха, сенсорное развитие ребенка в области языка, формирование звукового анализа и синтеза, ознакомление с предложением и словом в предложении;
продуктивная деятельность-реализация впечатлений, знаний, эмоционального состояния в сюжетно-ролевой игре, изобразительном творчестве, инсценировках;
музыкальное воспитание в большей степени, чем другой вид искусства, доступного ребенку. В процессе слушания у детей формируется восприятие музыкальных образов. Они учатся соотносить их с литературными и выразительными образами изобразительного искусства разных видов (живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство);
ознакомление с художественной литературой может выступать в роли своеобразного стержня, объединяющего другие виды искусства;
изобразительное искусство способствует развитию внимания, наблюдательности, детализации воспринимаемого изображения, эмоциональную окраску;
драматизация связывает художественное творчество с личными переживаниями и позволяет знакомиться с окружающим миром через образы, краски, звуки.
Используя образовательную программу детского сада,опирающуюся на программу «От рождения до школы «под редакцией Н. Е. Вераксы и выше изложенных авторов, нами были проведены занятия:спортивный праздник,посвященный «Дню Защитника Отечества», который включил в себя следующие области:физкультурная,познавательная, речевая, коммуникативно-личностная и мероприятие «Чистый город» по утилизации и вторичного использования мусора, где также очень удачно была проведена интеграция областей. Незабываемые впечатления на детей произвела театрализованная постановка сказки»Репка» в стихотворной форме, где также были использованы все пять областей образовательной деятельности. Практика подтверждает, что хорошие основания для проведения интегрированных занятий дают следующие сочетания предметов:
-музыка+ математика
• обучение грамоте + математика
• художественная литература+ развитие речи + обучение грамоте
• развитие речи+ музыка + рисование
• математика+ труд и другие.
Интеграция глубоко перестраивает содержание образования, приводит к изменениям в методике работы и создает новые обучающие технологии, обеспечивает совершенно новый психологический климат для ребенка и педагога в процессе обучения.
Литература:
Программа»От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы.
Безрукова В. С. Интеграционные процессы в педагогической теории и практике. Екатеринбург., 1994.
Белая К. Ю. И др. Интеграция- как основной инструмент создания новой модели ДОУ// Управление ДОУ 2003 №4.
Дик Ю. И. Интеграция учебных предметов// Советская педагогика. 1987.№9.
[/u]