Ольга Кудряшова
Использование потенциала проектной деятельности в духовно-нравственном воспитании дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Использование потенциала проектной деятельности в духовно-нравственном воспитании дошкольников
Мир вокруг нас не стоит на месте. Наши взгляды, наш быт, досуг, межличностное общение – всё меняется с быстрорастущими темпами информационно-технического прогресса. Время общения современных родителей со своими детьми значительно сократилось. «Живое» межличностное общение заменяет виртуальное общение, уличные игры заменяются компьютерными. Бесконечные реформирования в социальных сферах, огромный разрыв в уровне доходов между представителями «элиты» и подавляющего большинства населения России, неуверенность в завтрашнем дне и многие другие социально-экономические и политические проблемы в стране приводят к неопределенности в ценностных ориентациях подрастающего поколения, к нестабильности в оценках нравственного и безнравственного, к расхождению в приоритетах духовного и материального.
Публикация «Использование потенциала проектной деятельности в духовно-нравственном воспитании дошкольников» размещена в разделах
Именно поэтому, духовно – нравственное воспитание подрастающего поколения – одна из актуальнейших задач отечественного образования. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» указывает, что воспитание должно быть направлено на развитие личности на основе «социокультурных, духовно – нравственных ценностей и принятых в обществе правил, и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства». Одно из основных направлений отечественной педагогики сегодня обращено к духовно-нравственным ценностям Российского образования и воспитания.
Основными принципами духовно-нравственного воспитания и развития детей являются:
1. Принцип развивающего образования, целью которого является духовно-нравственное становление и развитие ребенка.
2. Принцип социально-педагогического партнерства субъектов образовательного процесса —объединение и взаимодействие взрослых (социальных структур, участвующих в образовательном процессе на основе познания и принятия каждым участником духовно-нравственных ценностей, в соответствии с которыми воспитывается ребенок, озабоченных развитием собственной духовности, способных к рефлексии своей деятельности (от самоанализа и самооценки к добротворчеству).
3. Принцип интеграции образовательного процесса, предполагающий комплексный и системный подходы к содержанию и организации образовательного процесса. В основе систематизации содержания работы — идея развития базиса личностной культуры, духовное развитие детей посредством проектной деятельности.
4. Принцип личностно-ориентированного подхода — принятие ребенка таким, каков он есть: доброжелательность, теплота в отношениях, вера в его позитивное развитие, стремление взрослого быть значимым для ребенка.
5. Принцип индивидуально - дифференцированного подхода — индивидуальный подход к детям с учетом возможностей, индивидуальных темпов, способов развития, интересов, с учетом семейных, национальных традиций и т. п.
6. Принцип деятельностного подхода — развитие ребенка в специфических для дошкольника видах деятельности, содействие появлению у ребенка субъектной позиции в нравственном поведении.
7. Принцип культуросообразности — следование в процессе духовно-нравственного воспитания и развития традиционным российским ценностям, воспитание ребенка с использованием материала народной педагогики, народной культуры и искусства, народных, в том числе национальных, традиций.
8. Принцип соответствия задач, содержания, форм и методов воспитания возрастным особенностям дошкольников, закономерностям их физического, психического и личностного развития.
Проектирование – это инновационная форма сотрудничества между всеми участниками образовательного процесса, которая учитывает выше перечисленные принципы и позволяет вести эффективную работу в решении задач духовно-нравственного воспитания.
Проектная деятельность основывается на интересах детей. Она предполагает творческий поиск, развивает исследовательские навыки детей, умение их ориентироваться в информационном пространстве. Метод проекта позволяет достигать дидактической цели через детальную разработку значимой проблемы, которая должна завершиться вполне реальным практическим результатом, оформленным тем или иным способом.
Процесс познания завершается реальным результатом – продуктом. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной, практической жизни. Проектный метод позволяет осуществить взаимопроникновение различных разделов программы, иначе говоря, их интеграцию. Интегрированный метод направлен на развитие личности ребенка, его познавательных, творческих способностей. Серия мероприятий объединена основной проблемой. Метод педагогических проектов актуален и очень эффективен. Он даёт возможность в течение определённого времени работать по выбранной теме во всех режимных моментах и вовлекать в этот процесс родителей воспитанников, узких специалистов, социум и т. д. Работа над проектом включает деятельность педагогов, детей и их родителей. Это специально организованный педагогом и самостоятельно выполняемый детьми и их родителями комплекс действий, где они могут быть самостоятельными при принятии решения и ответственными за свой выбор, результат труда, создание творческого продукта и его презентации. Задача педагога – стимулировать интерес всех участников проекта к определенным проблемам, предполагающим владение определенной суммой знаний, и через проектную деятельность, предусматривающую решение проблем, показать практическое применение полученных знаний. Проектная деятельность естественно и гармонично вплетается в образовательный процесс детского сада.
Тематика проектов может быть разнообразной. Чаще используются темы для углубления образовательной программы. Но при этом тема должна быть актуальной для практической жизни и вместе с тем требующей привлечения знаний не по одному предмету, а из разных областей. Важна и внешняя оценка проекта, поскольку только таким образом можно отследить его эффективность и необходимость коррекции.
Проектная деятельность полезна для формирования духовно-нравственных качеств ребенка, так как через познавательную деятельность различных видов воспитывается способность к духовному развитию и реализация творческого потенциала в учебно-игровой, предметно-продуктивной форме на основе нравственных установок и моральных норм. Воспитывается чувство уважения и любви, например, к культурному наследию страны, бережное отношение к окружающему миру; детьми глубже воспринимаются национальные и этнические традиции; развивается способности к преодолению трудностей, трудолюбие, целеустремленность, настойчивость в достижении цели; развивается познавательная активность, эмоциональная отзывчивость, любознательность и формирует навыки сотрудничества, открывает большие возможности в организации совместной деятельности дошкольников, педагогов, родителей.
Духовно-нравственное воспитание в дошкольном возрасте – процесс долговременный, предполагающий внутреннее изменение каждого участника, который может найти отражение не здесь и сейчас, а гораздо позднее.
Прогнозируемые результаты духовно-нравственного развития ребенка посредством проектной деятельности :
1) наличие первичных представлений о духовно-нравственных ценностях в отношении семьи, сверстников и взрослых, природного окружения, предметного мира и себя в этом мире;
2) наличие и адекватное проявление разнообразных нравственных чувств, эмоционально ценностного отношения к окружающему (людям, природе, предметному миру, к себе; испытывает чувство удовлетворения или стыда от качества поступка, действия, поведения);
3) стремление и способность выразить себя в доступных видах деятельности и поведении в соответствии с духовно-нравственными ценностями :
• самостоятельно применяет усвоенные правила, владеет нормами, конструктивными способами взаимодействия с взрослыми и сверстниками (договаривается, обменивается предметами, распределяет действия при сотрудничестве);
• преобразует полученные знания и способы деятельности, изменяет поведение и стиль общения с взрослыми и сверстниками в зависимости от ситуации;
• способен к творческому поведению в новых ситуациях в соответствии с принятой системой нравственных ценностей;
4) пробуждение у детей познавательного интереса к отношениям, поведению людей, стремление их осмысливать, оценивать в соответствии с усвоенными нравственными нормами, ценностями:
• задает вопросы взрослому;
• экспериментирует в сфере установления отношений, определения позиции в собственном поведении;
• способен самостоятельно действовать, в случаях затруднений обращаться за помощью;
5) возникновение предпосылок рефлексивных способностей, позволяющих осознавать своё «я» в соответствии с духовно-нравственными ценностями :
• знает собственные достоинства и недостатки;
• пытается (нередко с помощью взрослого) соотнести свое поведение с правилами, нормами;
• определяет свои вкусы, интересы, предпочтения в деятельности, в отношениях со сверстниками, близкими людьми; • осознает свое эмоциональное состояние;
• имеет свою позицию, может обосновать ее;
6) развитие способности управлять своим поведением и планировать действия:
• поведение преимущественно определяется не сиюминутными желаниями и потребностями, а требованиями со стороны взрослых и первичными ценностными представлениями о том, «что такое хорошо и что такое плохо»;
• старается не нарушать правила поведения, испытывает чувство неловкости, стыда в ситуациях, где его поведение неблаговидно.
В заключение, хочется сказать, что рассмотрев выше представленные возможности метода проекта в формировании при взаимодействии с семьей и педагогического коллектива детского сада гуманного отношения к людям и к природе, коллективизма, начала гражданственности и патриотизма, можно сделать вывод: что он является эффективным средством нравственного воспитания. А также через проектный метод создаются условия для проявления детьми этих нравственных качеств.