Анастасия Торопилина
Математика для дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Статья " Математика для дошкольников"
Автор: Торопилина Анастасия Валерьевна
ГБДОУ детский сад №75 Московского района г. Санкт-Петербург
Давно известно, что именно в дошкольном возрасте закладываются знания, необходимые ребенку в школе. Математика является сложной наукой и может вызвать у ребенка определенные трудности во время обучения в школе. К тому же некоторые дети имеют сложности в усвоении материала и не имеют математический склад ума, поэтому при подготовке к школе важно учитывать, чтобы к началу обучения дошкольники обладали следующими знаниями:
Публикация «Математика для дошкольников» размещена в разделах
- количественный и порядковый счет
- называть числа в прямом и обратном порядке (устный счет, последующее и предыдущее число к названному или обозначенному цифрой, определять пропущенное число
- умение раскладывать число на два меньших и составлять из двух меньших большее (в пределах 10, на наглядной основе).
- знание монет достоинством 1, 5, 10 копеек, 1, 2, 5, 10 рублей (различение, набор и размен монет)
-Умение различать основные геометрические фигуры (треугольник, четырехугольник, круг);их элементах (вершины, углы, стороны)
- умения ориентироваться на ограниченной поверхности (лист бумаги, учебная доска, страница тетради, книги и т. д.)
- умение разделить предмет на 2-4 равные части;
- ребенок должен уметь измерять длину, ширину, высоту при помощи условной меры;
- владение элементарными представлениями о времени.
- сравнивание предметов: больше-меньше, шире-уже, выше-ниже.
Одну из основ математики составляет понятие числа. Очень часть возникают трудности с тем, чтобы объяснить дошкольнику, что такое число, цифра.
В математике важным является не качество предметов, а их количество. В первое время операции с числами не совсем понятны ребенку и вызывают трудность. Поэтому важно учить дошкольника счету на конкретных предметах. Ребенок понимает, что предметы, машинки, палочки и т. д. можно сосчитать. Предложите ребенку посчитать предметы «между делом».
Например, гуляя с ним на прогулке, вы можете попросить ребенка подсчитать встречающиеся вам машины, людей, собак, птиц и т. п.
Выполняя домашнюю работу вы также можете обучать дошкольника счету.
Например, попросите ребенка подать вам определенное количество предметов. Точно так же можно учить ребенка сравнивать и различать предметы: попросите его принести вам большую кастрюлю или ту доску, который шире.
Наглядность – один из важный принципов обучения ребенка
Гораздо легче объяснить и обучить ребенка математике когда ребенок может увидеть, потрогать предмет. Поэтому наглядность является одним из основных принципов обучения детей основам математики. Сегодня существует огромный выбор материалов для создания различных математических пособий. Это могут быть вырезанные геометрические фигуры, полоски бумаги, различные фигурки, мелкие детские игрушки и т. п.
В связи с тем, что школьный курс математики не простой, очень часто дети испытывают затруднения при освоении школьной программы. Как правило, одной из основных причин этих трудностей является потеря интереса к математике. Соответственно, перед нами встает важная задача этот интерес у ребенка развить и поддержать. Нельзя забывать и о том, что способности и предпочтения каждого ребенка индивидуальны и это нужно обязательно учитывать при подаче и освоении с ребенком материала. Игровая и занимательная форма поможет им в дальнейшем легко и быстро усваивать сложные вопросы.
Дидактические игры
Используя в работе разнообразные дидактические игры легче формировать у дошкольника математические представления. Дидактические игры учат ребенка понимать сложные математические понятия, формируют представления о соотношении цифры и числа, количества и цифры, развивают умения ориентироваться в пространстве, а также делать правильные выводы. При использовании дидактических игр в обучении дошкольников математике широко применяется наглядный материал, игрушки и различные, привлекательные и знакомые ребенку, предметы который способствует тому, что занятия проходят в веселой, занимательной и доступной форме.
Если у ребенка есть трудности со счетом, попробуйте вместе с ним посчитать его, например, машинки или куклы. Попросите вашего дошкольника самого считать предметы вслух. Как можно чаще считайте разные предметы (книжки, мячи, игрушки и т. д., время от времени задавайте ребенку вопросы: «Сколько кружек стоит на столе?», «Сколько книжек на полке?», «Сколько машин стоит на парковке?» и т. п.
Одной из важных задач является научить ребенка различать расположение предметов в пространстве (впереди, сзади, между, посередине, справа, слева, внизу, вверху). Для этого вы можете использовать разные предметы. Расставьте предметы в разном порядке и спросите, что стоит впереди, позади, рядом, далеко и т. д. Рассмотрите с ребенком игрушки в его комнате, вместе определите, что находится сверху, что снизу, что справа, слева и т. д.
Дошкольник также должен усвоить такие понятия, как много, мало, один, несколько, больше, меньше, поровну. Гуляя с ребенком во дворе, а также проводя время дома попросите ребенка назвать предметы, которых много, мало, один предмет. Например, стульев много, шкаф один; деревьев много, кустов мало. Положите перед ребенком кубики разного цвета. Пусть красных кубиков будет восемь, а синих - шесть. Спросите, каких кубиков больше, каких меньше. Добавьте еще два синих кубика. Что теперь можно сказать о синих кубиках?
Читая дошкольнику книжку или рассказывая сказки, когда встречаются числительные, просите его посчитать сколько, например, было зверей в истории. После того как вы сосчитали, сколько в сказке было зверюшек, спросите, кого было больше, кого — меньше, кого — одинаковое количество. Сравнивайте предметы по величине: что больше — стул или стол, что меньше, что такого же размера.
Пусть дошкольник сам придумывает сказки или задачки с числительными. Пусть ребенок скажет, сколько в сказке героев, какие они (кто больше-меньше, выше-ниже) А также он может нарисовать героев своей истории и рассказать о них, составить словесные портреты и сравнить их. Очень полезно для развития математических способностей у ребенка сравнивать картинки, искать в них сходство и различия. Особенно хорошо, если на картинках будет разное количество предметов.
Используя все эти методы в развитии дошкольника, важно не переусердствовать.
Привить дошкольнику интерес к изучению математики- это самое главное. Для этого необходимо чтобы занятия по математике проходили в увлекательной игровой форме и не занимали много времени. [/b]