Светлана Каганец
Статья «Движение. Музыка. Здоровье» — из опыта работы ГБДОУ детский сад №142
▼ Скачать + Заказать документы
Эмоциональное самочувствие ребенка в семье и в детском саду, это актуальная тема в наше время, так как доказано, что между душевным равновесием и физическим здоровьем существует тесная взаимосвязь, а положительное эмоциональное состояние – является важным условием развития личности и гарантом здорового дошкольника.
Наш педагогический коллектив с 2008 года выбрал направление в своей деятельности «Здоровье в каждый дом!», работа коллектива идет под девизом
«Движенье- жизнь, здоровье - тоже! А музыка – душе дороже!»,
Публикация «Статья „Движение, Музыка, Здоровье“ — из опыта работы ГБДОУ детский сад №142» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Опыт работы, практика
- Работа музыкального руководителя
- Темочки
что означает интеграцию таких образовательных областей, как физическая культура, здоровье, музыка. Выбранное нами направление позволяет реализовать подходы и принципы построения образовательного процесса в детском саду, где отражены целевые и ценностные ориентиры семьи, общества и государства Российской Федерации в сфере дошкольного образования.
Активизация творческого потенциала детей, создание атмосферы радости и удовольствия, развитие детской индивидуальности, удовлетворения индивидуальных потребностей и интересов, наиболее эффективно достигается через использование музыки, движения, что позволяет сохранить физическое и психологическое здоровье дошкольника. Творческий потенциал, артистизм, энтузиазм и опыт педагогического коллектива и всех сотрудников, направлен на развитие личности посредствам расширения и усложнения индивидуальных ресурсов ребенка.
Современный человек должен заботиться не только о культуре питания, но и физической культуре – это базис здорового образа жизни. Поэтому мы выбрали данное направление работы «Движение. Музыка. Здоровье», где сочетаются познавательно- речевое развитие, социально - личностное развитие, художественно - эстетическое и физическое развитие дошкольника, способствующее созданию равных стартовых условий для каждого ребенка.
Достижение поставленной цели по обеспечению взаимосвязи физического, психологического и интеллектуального развития детей дошкольного возраста мы реализуем через интеграцию музыкального и физического воспитания детей, как основу становления личности, здоровый в физическом, психическом и духовном смыслах.
1. Формируем у детей целостность картины мира и расширение кругозора через интеграцию всех образовательных процессов. Проводятся досуги и вечера развлечений совместно: руководитель физическим воспитанием и музыкальный руководитель, музыкальным руководитель и старшая медицинская сестра, где каждый специалист отводит определенное место решению своей задачи, в контексте «Движение. Музыка. Здоровье».
2. Создаем условия для всестороннего развития детей, используя все ресурсы детского сада. Воспитатели и специалисты определили главную тенденцию сотрудничества с родителями – обучать родителей самостоятельному решению жизненных задач под девизом «Движенье – жизнь, здоровье – тоже! А музыка - душе дороже!», через создание, организацию и проведению «Родительского клуба». Тематика и формы проведения направлены на запрос семьи, ребенка и педагога. Каждая встреча носит свой особый характер – это и познавательно - конструктивный разговор, спортивный досуг, музыкальный ринг, психологический тренинг или кружок «Умелые руки». Родитель имеет возможность познать, узнать, проявить себя, быть участником процесса и быть ближе к своему ребенку.
3. Развиваем коммуникативные качества личности ребенка через игровую деятельность. Дети живут в мире образов, зачастую не менее реальных для них, чем окружающая действительность. Реализовать этот мир игры в целях оздоровления и развития ребенка – является нашей целью. Совместная деятельность организована таким образом, чтобы сюжетно – ролевые и тематические игры были взаимосвязаны, решая оздоровительные и развивающие задачи. Широко используем имитационные игры (как ветер, как росточек., театрализованные игры (оркестр, олимпийская команда, игровую атрибутику (костюмированные уголки, нетрадиционное спортивное оборудование (подушка- карусель, малыш- бегунок) в организованной деятельности.
4. Воспитываем интерес у дошкольника к использованию физкультурно – оздоровительных мероприятий дома и формируем представления о здоровом образе жизни. В каждой группе имеется фото стенд «Спорт – глазами детей», где каждый ребенок, семья имеет возможность представить свою фотографию активного отдыха дома и на природе, что является примером для малоактивных семей.
5. Интеграция образовательных областей позволяет дошкольнику двигаться, заниматься, получать новые знания и умения. Ребенок учиться ритмично двигаться, развивается пластика и грациозность движений, уравновешивается психика, усиливается иммунитет, ребенку помогают преодолевать стрессовые ситуации. Движение и танец, помогают ребенку подружиться с другими детьми, дает определенный психотерапевтический эффект.
Цитата Фреда Роджера «Чтобы вырасти здоровым, детям не требуется уметь читать - им требуется уметь играть» нацеливает наш коллектив на организацию предметной и социальной среды, режима и разных видов детской деятельности и построение системы работы в ГДОУ таким образом, что педагоги, дети, родители, сотрудники так или иначе задействованы в:
• Проведении оздоровительных и лечебно- профилактических мероприятиях (сотрудничаем с детской поликлиникой № 73, День Здоровья, 20 минут здоровья для сотрудников, босоногохождением в теплый период, танцевальные паузы)
• Использование разнообразных видов организации режима двигательной активности ребенка (учитываем сезонность, климатические особенности региона, место расположения детского сада, индивидуальность каждого ребенка)
• Варьирование физической нагрузки в соответствии с индивидуальными особенностями каждого ребенка (учитываем группу здоровья, активность и пассивность ребенка, мнение семьи на активный образ жизни)
• Проведение работы с детьми по формированию основ гигиенических знаний и здорового образа жизни (показ инсценировок, спектаклей, совместные занятия с участием медиков)
• Достаточное пребывание ребенка на свежем воздухе (прием детей осуществляем на улице с марта по ноябрь месяц)
• Проведение утренней гимнастики на улице (с апреля до октября).
• Оформление информационных стендов, информационного материала на сайте «2 берега», индивидуальные консультации для родителей, совместные мероприятия с родителями, детьми и специалистами.
Наш коллектив понимает, что ребенка нельзя лишать естественной активности, загоняя ее лишь в рамки физкультурных занятий, поэтому в нашей работе так необходимы творчество и фантазия каждого сотрудника. Воспитатели и специалисты ищут новые возможности по использованию традиционного и нетрадиционного оборудования : например, гимнастическая скамейка используется не только в целях укрепления физических качеств, но и как занимательный элемент «путешествие в сказку», сенсорная тропа обыгрывается как «узкий мост над пропастью», которую ребенок с другом проходят вместе и учатся взаимовыручки и поддержки. У нас практически любой предмет «работает» на физическое развитие и оздоровление ребенка. Даже простая пластиковая бутылка может быть и кеглей, и клюшкой, и аквариумом, а ведь этот предмет дети и взрослые используют и видят каждый день. Сначала ребенок не верит, что этот предмет можно использовать не только по прямому назначению, но и в игре, на занятиях, на прогулке. И это может сделать каждый, без особых сил и затрат.
Успех дела определяет творчески работающий педагог, только ему «играющему режиссеру» под силу предложить обыденный опыт детей превратить в проблемно- творческую деятельность. Наш коллектив стремиться использовать средства художественной выразительности (интонация, мимика, жесты, голос) и решить двигательные задачи одновременно, что позволяет ребенку полноценно получать новые знания, проявлять инициативу, выдумку, импровизацию в любой организационной форме.
Педагоги используют в совместной организованной деятельности элементы театрализации «Кукла Клоун» «Петрушка», «Бабушка», изготовленные руками родителей на рост ребенка, для повышения интереса к новому, неизвестному и для закрепления полученных знаний. У детей появляется возможность взаимодействовать через куклу с другими детьми и педагогом в игровой форме, решая вопросы взаимоотношений между детьми и взрослыми.
Дошкольное образование является первой ступенью приобщения детей к здоровому образу жизни в системе образования, поэтому так важно, чтобы в каждом дошкольном учреждении были спортивные площадки, спортивный зал, физкультурные уголки в группах, музыкальный зал и свободное пространство для активной детской деятельности.