Людмила Мызина
Консультация для родителей «Как воспитать детей добрыми?»
▼ Скачать + Заказать документы
Уважаемые родители! Наблюдая за нашими детьми в детском саду, мы заметили, что наши дети, иной раз, совершают, мягко говоря, не очень-то добрые поступки. Вот кто-то стукнул кого-то кулаком по спине, а кто-то запросто запустил игрушкой в товарища. А кому-то жалко поделиться игрушкой, а кто-то даже может ударить или оскорбить взрослого. Пугает такая недобрая прогрессия. Невольно приходит вопрос: «Откуда ЭТО всё плохое в наших детях? Ведь мы стараемся правильно воспитывать детей».
Публикация «Консультация для родителей „Как воспитать детей добрыми?“» размещена в разделах
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Доброта. Воспитание доброты, учимся быть добрыми
- Консультации для родителей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2018
Как же воспитать добрые чувства в наших детях? Давайте поразмышляем об этом.
А что, собственно, означает слово воспитание?
Воспитание в широком значении представляет собой целенаправленный, организованный процесс, обеспечивающий всестороннее, гармоничное развитие личности, подготовку её к трудовой и общественной деятельности.
Понятие «воспитание» в узком значении тождественно понятию «воспитательная работа», в процессе которой формируются убеждения, нормы нравственного поведения, черты характера, воля, эстетические вкусы, физические качества человека.
Вспомним, что говорили о воспитании великие мыслители :
• Главный смысл и цель семейной жизни – воспитание детей. Главная школа воспитания детей – это взаимоотношения мужа и жены, матери и отца. (В. А. Сухомлинский)
• С детьми необходимо мягкое обращение, потому что наказания ожесточают их. (Ш. Л. Монтескье)
• Наши дети – это наша радость. Правильное воспитание – это наша счастливая старость, плохое воспитание – это наше будущее горе, это наши слезы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной. (А. С. Макаренко)
• Семья – это та первичная среда, где человек должен учиться творить добро. (В. А. Сухомлинский)
Когда маленького ребенка спрашиваешь о чертах характера окружающих, он чаще всего называет доброту : «Мама, папа, бабушка - добрая, воспитательница добрая, девочка на детской площадке добрая». Все вокруг добрые, это он видит в первую очередь. Со временем, у людей появляются и другие качества – «умный», «красивый», а доброта как будто уходит на задний план, вроде бы она – само собой разумеющееся качество, но говорить о нем как-то уже не принято вслух.
Когда родители думают или говорят о том, какими хотят видеть своих детей в будущем, то доброте не уделяется отдельного почетного места. Мы говорим о том, что ребенок должен «найти себя» или «свое призвание». Девочкам мы желаем счастливо выйти замуж. Мальчикам чаще всего мы желаем стать успешными. А доброте в этих размышлениях отводится мало места.
Но правы маленькие дети, когда воспринимают доброту как первую из черт человека. Добрый может стать кем угодно, он всегда будет на своем месте, добрый поможет и отзовется на беду, сумеет не только сопереживать в горе, но и вместе радоваться (что гораздо труднее).
Мы, родители, редко задумываемся над ответом на вопрос «Как воспитать ребенка добрым». Но, когда хотим ответить на него, то оказывается, что это не так просто.
Понятие «доброта» - довольно расплывчато. Это и милосердие, и внимательность, и вежливость, и жалость, и предупредительность. Но каждому из этих качеств надо учиться отдельно. Проявить милосердие к больному или нищему – это одно, жалость к брошенному животному – другое, не нагрубить старенькой навязчивой бабушке – третье.
Как научить ребенка быть добрым?
Чтобы воспитать ребенка добрым, надо, во-первых, быть самим добрым и воспитывать его собственным примером. Собственный пример – это, действительно, самый главный воспитательный инструмент родителей. Что толку призывать детей к участию в каких-то добрых делах, если у нас самих нет ни времени, ни желания что-то оторвать от себя, чем-то поделиться, в чем-то поучаствовать вместе с ними? Конечно, когда не с кем оставить малышей, когда папа на работе, а бабушки не принимают участие в жизни семьи, это сложно. Но поверьте, иногда на доброе дело не надо много времени: покормите птиц во дворе, посадите дома именное детское растение и научите малыша ухаживать за ним, помогите приюту, где живут бездомные животные по мере своих сил и возможностей. Тем более что сегодня эти акции часто проходят по пути в продуктовый магазин. Навестите вместе с ребенком бабушку, которая захворала, пусть ваш малыш нарисует для неё «волшебный рисунок», который умеет лечить. А еще лучше, если вы с ребенком сделаете сюрприз для пожилых родителей. Пригласите их в гости, придумайте вместе с ребенком креативное, смешное меню. Пусть малыш сам поухаживает за своими гостями, поможет накрыть на стол (конечно с вашей помощью). Ничто так не развивает доброту в детях, как общение с животными, конечно, если нет никаких противопоказаний врача. Главное - не жалеть времени на добрые дела! Не будем лукавить, зачастую мы тратим на общение в социальных сетях или просмотр фильмов гораздо больше времени!
Воспитывайте детей в любви. Ребенок должен чувствовать, что он любим. Любить – значит понимать, уметь их слушать, быть отзывчивым к их нуждам. Любите своих детей, но не «залюбливайте». Будьте разумно требовательны к детям и терпеливы сами. Не потакайте всем капризам ребенка.
Если говорить о каких-то методах, то детей воспитывают не словами, а личным примером. Если родители добры к детям, друг к другу и окружающим (не в ущерб детям, конечно, то и дети вырастают добрыми. Не ругайтесь бранными словами, и не ругайте своих родных и близких при детях! Не поступайте не по совести, помните, что наши дети - отражение наших поступков. Они все видят, и в головках у них складываются определенные модели поведения. И можно сколько угодно говорить потом об абстрактной доброте, но конкретные поступки наших детей будут зависеть от того, какие мы сами. Исключите из общения окрики, грубые интонации, создайте в семье атмосферу радости, любви и уважения.
Не скупитесь на беседы с ребенком. Обсуждайте поступки своего ребенка как добрые, так и «не очень». Читайте поучительные сказки и рассказы. Детям нужно рассказывать о трудностях и горестях других людей или животных.
Учите сочувствию, но не жалости. Хорошо, когда родители вместе с детьми делятся вещами или игрушками, в которых дети уже не нуждаются. Проще все это выбросить, но лучше позаботиться о том, чтобы найти тех, кто в этом нуждается, и поделиться. Учите ребенка быть щедрым. Хорошо, если в доме принято делить все на всех: единственную конфету на всех, единственное яблоко на всех. Ведь легко отдать то, чего много, а доброта – это когда ты отдаешь то, чего мало, но хочется всем. Нужно учить детей дарить подарки. Причем отдавать нечто важное, ценное для самих детей, но при этом, не покушаться на что-то для них сокровенное. Учить отличать доброту от откупа. Можно купить дорогой, но не нужный подарок, а можно совсем дешевый, но ценный своей нужностью.
Как ни странно, но хорошее образование доброте совсем не помеха, а верный спутник. Образованному и состоявшемуся человеку легко быть добрым. Воспитывайте в детях любознательность. Прививайте интерес к познанию окружающего мира. Учите наблюдать живой, добрый мир вокруг нас. Порадуйтесь прилету пернатых друзей, понаблюдайте за тем, как муравей упорно несет соломинку в муравейник, полюбуйтесь утренней росе, порадуйтесь радуге!
Радуйтесь успехам ребенка. Не раздражайтесь в момент его временных неудач. Терпеливо, с интересом слушайте рассказы ребенка о событиях в его жизни.
Воспитывайте в детях самостоятельность. Детей нужно приучать к труду. Каждый член семьи, в том числе и ребенок, должен иметь обязанности по обслуживанию семьи. Привлекайте ребенка к большим семейным делам и приучайте ребенка начатую работу доводить до конца. Чаще поощряйте ребенка за самостоятельность, инициативу, качество выполненной работы. Если не все у него получилось – не раздражайтесь, а терпеливо объясните еще раз. Не наказывайте ребенка трудом!
Играйте вместе с детьми! Детская игра тоже может учить доброте. Поиграйте с ребенком в следующие игры:
• «Нарисуй доброе животное»
Ход игры: Ребенку или детям дается задание — «Нарисуй (те) доброе животное и назовите его ласковым именем». Рисование проводится под тихую, спокойную музыку, красками или яркими мелками, фломастерами. Затем устраивается конкурс на самое доброе животное. В качестве жюри можно пригласить друзей, своих родных. Победителю вручается картонная медаль-смайлик.
• «Ласковое имя»
Ход игры: Можно играть всей семьей. Игроки бросают друг другу мячик и ласково называют своих родных и близких. Как вариант, можно называть хорошие качества своих родных «добрый», «нежный» и т. д.
• «Эмоции героев»
Ход игры: Взрослый читает детям сказку или рассказ. Ребенку заранее выдаются маленькие карточки с символическими изображениями различных эмоциональных состояний. В процессе чтения ребенок откладывает на стол несколько карточек, которые, на его взгляд, отражают эмоциональное состояние героя в различных ситуациях. По окончании чтения вы с ребенком обсуждаете его выбор, почему герой был весел, грустен и т. д.
• «Руки знакомятся, руки ссорятся, руки мирятся»
(в эту игру могут играть и дети и родители)
Ход игры: Упражнение выполняется в парах, с закрытыми глазами, игроки сидят напротив друг друга на расстоянии вытянутой руки. Взрослый дает задания (каждое задание выполняется 1-2 минуты) :
Закройте глаза, протяните навстречу друг другу руки, познакомьтесь одними руками. Постарайтесь хорошо узнать своего соседа. Опустите руки.
Снова вытяните руки вперед, найдите руки соседа. Ваши руки ссорятся. Опустите руки.
Ваши руки снова ищут друг друга. Они хотят помириться. Ваши руки мирятся, они просят прощения, вы снова друзья.
Обсудите, как проходило упражнение, какие чувства возникали в ходе упражнения, что понравилось больше всего?
• «Собери смайлик»
Нарисуйте на картоне разные смайлики (радость, горе, сердитый смайлик и т. д). Разрежьте на несколько частей. Предложите ребенку собрать всех смайликов. Побеседуйте после этого, что означают те или иные эмоции человека? ( Например: «Что не нужно делать, чтобы у мамы было такое настроение? (показываете на смайлик «грусть?»; «А какое настроение у тебя сейчас?»)
• «На что похоже настроение?» (с 5 лет)
Предложите ребенку рассказать на какое время года, природное явление, погоду похоже его сегодняшнее настроение. Начать сравнения лучше взрослому: «Мое настроение похоже на белое пушистое облачко в спокойном голубом небе, а твое?» Учтите, что плохая погода, холод, дождь, хмурое небо, агрессивные элементы свидетельствуют об эмоциональном неблагополучии.
Как общаться с ребенком?
Говорите:
«Я люблю тебя».
«Люблю тебя несмотря ни на что».
«Я люблю тебя, даже когда ты злишься на меня».
«Я люблю тебя, даже когда я злюсь на тебя».
«Я люблю тебя, даже когда ты далеко от меня. Моя любовь всегда с тобой».
«Если бы я могла выбрать любого ребенка на земле, я бы все равно выбрала тебя».
«Люблю тебя как до луны, вокруг звезд и обратно».
«Спасибо».
«Мне понравилось сегодня с тобой играть».
«Мое любимое воспоминание за день — когда мы с тобой что-то делали вместе»
Рассказывайте:
Историю их рождения или усыновления.
О том, как вы «нежничали» с ними, когда они были маленькие.
Историю о том, как вы выбирали им имена.
О себе в их возрасте.
О том, как встретились их бабушки и дедушки.
Какие ваши любимые цвета.
Что иногда вам тоже сложно.
Что, когда вы держите их за руку и сжимаете ее 3 раза, это секретный код, который означает: «Люблю тебя».
Какой у вас план.
Чем вы сейчас занимаетесь.
Слушайте:
Вашего ребенка в машине.
Что ваш ребенок рассказывает про свои игрушки; подумайте, насколько это для него важно.
Вопрос, в котором ваш ребенок действительно нуждается в вашей помощи.
На одну секунду дольше, чем позволяет ваше терпение.
Чувства, которые стоят за словами вашего ребенка.
Спрашивайте:
«Почему, ты думаешь, это случилось?»
«Как думаешь, что будет, если. ?»
«Как нам это выяснить?»
«О чем ты думаешь?»
«Какое у тебя самое приятное воспоминание за день?»
«Как думаешь, какое „оно“ на вкус?»
Показывайте:
Как сделать что-то, вместо того чтобы запрещать это делать.
Как сделать веер, домик, самолет…
Как резать еду.
Как складывать белье.
Как искать информацию, когда вы не знаете ответа.
Привязанность к вашему супругу.
Что заботиться о себе, ухаживать за собой очень важно.
Выделите время:
Чтобы посмотреть на птиц.
Чтобы ваш ребенок помог вам готовить.
Ходить в какие-то места вместе.
Копаться вместе в грязи.
Чтобы выполнять задания в темпе вашего ребенка.
Чтобы просто посидеть с вашим ребенком, пока он играет.
Порадуйте своего ребенка:
Сделайте сюрприз и уберите в его комнате.
Положите шоколад в блины.
Выложите еду или закуску в форме смайлика.
Сделайте какие-то звуковые эффекты, когда помогаете ему что-то делать.
Поиграйте с ним на полу.
Отпускайте:
Чувство вины.
Ваши мысли о том, как должно было быть.
Вашу потребность быть правым.
Отдавайте:
Смотрите на вашего ребенка добрыми глазами.
Улыбайтесь, когда ваш ребенок заходит в комнату.
Отвечайте взаимностью, когда ваш ребенок вас касается.
Настройте контакт, прежде чем что-то говорить (исправлять, чтобы ваш ребенок действительно вас услышал.
Давайте вашему ребенку возможность справиться со своим недовольством (гневом, злостью, прежде чем оказать ему помощь.
Принимайте ванну в конце длинного дня.
Выберите сами ваш любимый способ быть добрым к вашему ребенку!
Общение – суть жизни человека. Если мы хотим видеть наших детей добрыми, надо доставлять ребенку радость общения с нами – это радость совместного познания, совместного труда, совместной игры, совместного отдыха.
Доброта начинается с любви к людям и к природе. Будем развивать в детях чувство любви ко всему живому.
Давайте делать добрые, хорошие поступки, дети учатся доброму у нас.
Научимся владеть собой! Научим детей ненавидеть зло и равнодушие! Как можно больше любви к ребенку и разумных требований к нему.
Итак, если мы хотим, чтобы наши дети были заботливы и внимательны, благородны и отзывчивы, сочувствовали трудностям и старались помочь, нам ничего не остается делать, как подобреть самим. Совершив это усилие над собой, мы сделаем первый шаг на пути к ответу на вопрос, заданный вначале:
«Как воспитать ребенка добрым?».