светлана зайцева
Консультация «Для чего современным детям пальчиковые игры»
▼ Скачать + Заказать документы
Для чего современным детям пальчиковые игры?
Зайцева С. В.
музыкальный руководитель МАДОУ МАЯЧОК
г. Нижний Тагил
Такие игры способствуют развитию речи, восприятия, внимания, памяти, воображения и мышления, положительно влияют на эмоциональное состояние, а также радуют и ободряют малышей, учат их общаться. Развитие мелкой моторики способствует формированию правильного произношения, помогает избавиться от монотонности речи и нормализовать ее темп, учит соблюдению речевых пауз и снижает психическое напряжение. На основе обследования большого количества детей была выявлена следующая закономерность: если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если же развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы.
Публикация «Консультация „Для чего современным детям пальчиковые игры“» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей
- Консультации для родителей
- Мелкая моторика
- Пальчиковая гимнастика и игры. Консультации для родителей
- Темочки
Ученые пришли к заключению, что формирование речевых областей совершается под влиянием кинестетических импульсов от рук, а точнее, от пальцев. Почему так происходит? Дело в том, что пальцы снабжены большим количеством нервных рецепторов. На кистях расположено множество акупунктурных точек (по этому показателю кисть не уступает уху и стопе, массируя которые можно воздействовать на внутренние органы.
Еще в древности восточные врачи обнаружили, что массаж большого пальца руки повышает активность головного мозга, массаж указательного пальца оказывает положительное воздействие на состояние желудка, среднего - на кишечник, безымянного - на печень и почки, мизинца - на сердце. Результаты тех же исследований показывают, что сила кисти правой руки дошкольников в последние несколько лет значительно снизилась. Это говорит о снижении уровня развития кистевой моторики у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Причины моторного отставания у детей нужно связывать с современным уровнем научно-технического прогресса: уровень развития цивилизации прямо пропорционален снижению уровня развития моторики. Это объясняется тем, что родителям проще посадить ребенка за компьютер или телевизор, включив на несколько часов или игру или мультфильмы, тогда ребенок не будет отвлекать их от взрослых дел. Труднее заниматься с детьми полезной работой в виде игры - это требует внимания, заботы, терпения, времени. Сегодня любой современный дошкольник знает как пользоваться кухонным комбайном или компьютером, но каждый из них также может не знать, что гречку, рис или горох, например, нужно перебирать. Для чего? Если в магазине можно купить не только расфасованную, но и отборную крупу.
К сожалению, не каждый взрослый ждет, пока ребенок самостоятельно зашнурует ботинки или застегнет все пуговицы на рубашке. Часто родителям легче купить вместо ботинок со шнурками ботинки на липучках, вместо рубашки - кофточку на молнии. Таким образом, то, что взрослому облегчает жизнь и экономит время, лишает ребенка возможности больше работать руками и полноценно развиваться. И, однако, очень часто можно слышать от родителей упрек в адрес педагогов: «Чем они занимаются? Как ни посмотришь - все играют. Дети уже в старшей группе, а взрослые их все пальчиками да ручками развлекают. Когда же будут учить читать и писать?» Как же многие родители ошибаются!
Прежде чем обучать ребенка чтению и письму, важно сформировать психологическую готовность. Пальчиковые игры вырабатывают у детей это качество, а также способность мобилизоваться. Сосредоточиться и расслабиться. Итак! Затруднена речь, нет четкого произношения слов, в словах переставляются слоги или буквы - выход один: развивайте пальчики ребенка.
Игры по тренировке пальчиков желательно проводить в самом раннем возрасте. Игры должны соответствовать возрасту ребенка. Для младенцев пальчиковая игра, прежде всего, это массаж, разминание подушечек пальцев со стихотворными приговорками или песенками.
В раннем и младшем дошкольном возрасте желательно выполнять простые упражнения-игры. Они могут сопровождаться стихами, песнями, загадками, веселыми шутками. Ребенок с легкостью запоминает стихи, если они ему нравятся. Особый интерес вызывают у малышей песенки, которые дают возможность играть, общаться, двигаться. Стихи, сопровождаемые пальчиковыми играми. Запоминаются особенно хорошо. Потому что в ходе занятия задействуются разные каналы восприятия и ассоциативная память.
У старших дошкольников пальчиковые игры должны соотноситься с подготовкой к школе. Стоит только научить ребенка несложным пальчиковым движениям и игра становится заразительной, способствует развитию не только творческого потенциала, но и речи, т. к. в них активно задействованы именно пальцы. Возраст старших дошкольников является наиболее подходящим для развития кисти руки в навыках письма. Различные виды игр, связанные с рисованием, штриховкой, развитием графических навыков, способствуют укреплению мышц кисти, развитию пальчиковых движений, что напрямую связано с речью и письмом.
Таким образом, чтобы механизм воздействия двигательной и речевой активности положительно повлиял на развитие речевых способностей ребенка, необходимо использовать разнообразные приемы и методы по формированию тонких движений пальцев рук.