Светлана Касимцева
Консультация «Что такое шалость и кто есть шалун»
▼ Скачать + Заказать документы
«Что такое шалость и кто есть шалун»
Взрослые зачастую не подозревают, какую важную роль свобода играет в жизни детей. Познавать мир ребенку помогают разные игры и то, что взрослые неловко или немного с опаской называют «шалостями». Взрослые давно выросли и позабыли детские игры и забавы, позабыли, почему это важно для маленького ребенка, который еще совсем мало знает об окружающем мире.
Темочки:
Игра – важнейший и загадочный элемент на пути детского познания. Игра предоставляет ребенку удивительную возможность в увлекательной форме изучить и самостоятельно смоделировать поведение взрослых в разных жизненных ситуациях. Игра – есть лаконичный и озорной способ научить ребенка важным вещам.
Поэтому такие черты как любопытство, озорство, шаловливость оказываются полезными чертами ребенка, они помогают познавать мир.
Вспомним слова немецкого поэта и драматурга Шиллера: «человек играет только тогда, когда он в полном значении слова человек, и он бывает вполне человеком лишь тогда, когда играет». Если задуматься, то игра – процесс, который сопровождает каждую сферу в человеческой жизни, играя, человек развивается. Когда ребенок увлечен игрой, он подражает взрослым, учится преодолевать препятствия, когда ребенок шалит, он проявляет находчивость, оказывается в необычной, нестандартной ситуации и ищет из нее выход. Так озорство становится опытом.
Игра как способ познания мира лучший способ сформировать у ребенка навык преодоления трудностей.
Быть может именно поэтому каждый ребенок прекрасно умеет эти трудности находить. Мастерство педагога заключается в том, чтобы создать такие условия, в которых ребенок столкнется с трудностями, которые ему по плечу или «чуть-чуть на вырост». Грамотная воспитательная среда позволит ребенку шалить, играть и развиваться. Позволить ребенку проявить самостоятельность, поддержать и поощрить – главная цель воспитателя. Не только для ребенка, но и для воспитателя важно сохранить любопытство, интерес. Ведь в противном случае так легко перейти к тому, что называется «понукательной педагогикой», к системе запретов: «Не мешай, не трогай, не делай» и проч. Такая форма взаимодействия лишь приводит к конфликтам и не учит ребенка преодолевать трудности.
Давайте зададим себе вопрос: «Что такое шалость, и кто есть шалун?». Если при поиске ответа мы будем ставить во главу угла собственное спокойствие, будем пестовать свою мнительность, стремление удержать ребенка в зоне безопасности и комфорта, то в таком случае шалость покажется нам действием противоестественным, легкомысленным, опасным баловством, которое может навредить ребенку.
Однако стоит взглянуть на ту же шалость, как на естественное стремление ребенка развивать и совершенствовать свои навыки и умения. В таком случае слово шалость обретает положительный ореол, теперь шалость предстает как стремление к совершенству.
Каждый ребенок-шалун для педагога – это новый виток в работе педагога. Работа с такими детьми излечивает от привычки к авторитарной педагогике и позволяет воспитателю не только оттачивать свое мастерство, но и самому не терять любопытства к миру.
Одно из лучших свойств шалости – ее неразрывная связь с творчеством. Шаловливые дети активно развиваются: взаимодействуют с окружающей средой, преобразовывая ее, и изменяют свое окружение. В детских шалостях проявляется движение жизни. Озорной ребенок оживляет все вокруг себя. Он стремится вперед, ищет новые пути, учится новому. Любопытные, широко распахнутые глаза ребенка – путь в будущее. Шалуны и весельчаки, те, кто не сидит на месте, вот кто будущие творцы жизни во всех её многообразных проявлениях: от искусства до науки, культуры и экономики, политики и общественной деятельности.
Хочу подвести итог своим размышлениям, обратившись к высказыванию Ж. -Ж. Руссо: «вам не удастся никогда создать мудрецов, если будете убивать в детях шалунов».