Мутелика Алёна
Адаптация детей в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
Адаптация в детском саду — это привыкание организма к новым условиям и новой среде. Для малыша, который с рождения до ранних лет всё время был дома рядом с мамой и папой, детский сад является той новой обстановкой, неизведанным пространством, с новыми впечатлениями и совершенно другим окружением
Публикация «Адаптация детей в детском саду» размещена в разделах
Необходимое условие успешной адаптации — согласованность действий родителей и воспитателей. В целях предупреждения отрицательных эмоций не следует резко изменять привычный уклад жизни детей. Особенно тяжело переносят дети разлуку с родителями, если их приводят к 7 часам утра и оставляют до вечера. Нужно постепенно оставлять ребёнка в детском саду. В первую неделю до двух часов, далее в зависимости от индивидуальности каждого ребёнка.
Каждый малыш — это индивидуальность, яркая личность. Для каждого период адаптации в саду свой. Степень продолжительности привыкания зависит от разных факторов: характер ребёночка, личность воспитателя, состояние здоровья малыша, атмосфера в семье, отношения между родителями, даже степень подготовки родителей отдать своего ребёночка в сад тоже играет важную роль. Будьте готовы к разным проявлениям: ласковый малыш может стать агрессивным, начнёт кусаться, плеваться и ругаться. Или же, наоборот, шустрый и активный малыш может замкнуться в себе, стать обидчивым и капризным.
По степени адаптации дети в детском саду делятся на три группы:
1. Легкий вид адаптации — самая благополучная группа детей, для которых новые изменения не несут потерь и даже вызывают положительные эмоции. По времени такая адаптация занимает 3-4 недели. Изменения в поведении поддаются коррекции, малыш ведёт себя адекватно и практически не болеет. Ребёночек спокойно посещает группу, идёт на контакт с окружающими, по своей инициативе вступает в игры, может сам обращаться с просьбами о помощи, сам себя занимает, придумывает игры (например, кормит куклу, играет посудой, строит из кубиков дом). Ребёночек спокойно соблюдает правила поведения, позитивно воспринимает похвалу и замечания, дружелюбен с другими детьми.
2. Средняя фаза адаптации — в эту группу входят дети, которые реагируют на перемены частыми простудными заболеваниями. Врач может помочь снизить частоту заболеваний, назначив корректирующие мероприятия, тем самым снизив степень заболеваемости ребенка и обеспечив ему благоприятную адаптацию в детском саду и в будущем, когда наступит время идти в школу. Ребенок охотно идёт на контакт, играет в разные игры, общается как с воспитателями, так и с детьми, адекватно реагирует на критику и похвалу, может, как соблюдать, так и нарушать нормы социального поведения и правила. Как правило, средний тип адаптации в детском саду длиться около месяца. В течение этого времени ребенок может заболеть, но без особых осложнений.
3 Тяжёлый вид адаптации – на фоне смены обстановки у детей происходит нервный срыв, возникают простудные заболевания. Ребёнок не идёт ни с кем на контакт, находясь в саду, не может выбрать игрушку для игры, выглядит встревоженным. Никак не реагирует на замечания или поощрения воспитателей, либо пугается внимания к нему. В данной ситуации очень важно, чтобы родители влияли на малыша дома, рассказывали больше хорошего о жизни в саду и были терпеливыми. Также не стоит пренебрегать советами специалиста (детского психолога, для того чтобы быстрее адаптировать крошку в детском саду.
Для того чтобы облегчить и родителям и детям адаптационный период в детском саду, психологи разработали характерные особенности поведения в этот сложный период.
Эмоциональный портрет ребё нка выглядит так:
1. Негативные эмоции — у ребёнка развивается депрессия, он подавлен, угнетён, плохо ест и пьёт, не хочет разговаривать, не отвечает на вопросы. На смену депрессии приходит возбудимость — ребёнок может устраивать истерики, падать на пол требуя игрушки, может начать обижать других детей, после в рыданиях требовать маму и снова впадать в оцепенение. Такие отрицательные эмоции могут возникать по нескольку раз за день. Обычно свои переживания выливаются у малыша в плаче, в хныканье и рыданиях. Среди детсадовской терминологии можно встретить так называемый «плач за компанию», когда дети поддерживают новеньких и подпевают в плаче хором. С помощью хныканья малыша пытается протестовать против того, что родители его оставляют в саду, а сами уходят на работу.
2. Страх — еще один спутник адаптационного периода в детском саду. Даже самые общительные и приспособленные к новизне малыши испытывают страх оказавшись в новой обстановке среди новых людей. Самым страшным для малыша оказывается факт того, что мама его предала и бросила. Чтобы преодолеть детский страх, старайтесь на первых порах раньше забирать ребёнка и рассказывайте ему о своей любви. Вскоре на смену страху придет уверенность, и спокойствие что мама его заберёт в любом случае.
3. Гнев — причина страхов ребёнка, может вырваться наружу, и маленький ребёнок превращается в агрессора, манипулятора и даже может начать драться. Малыш чувствует себя беспомощным и беззащитным в новой обстановке детского сада и потому всеми мыслимыми и немыслимыми способами пытается защитить себя и выразить свое «я».
4. Позитивизм — обратная сторона негативных эмоций и главный их гаситель. Чем раньше у ребенка появиться положительные эмоции на все новое, что с ним происходит, тем легче пройдёт адаптация.
5. Социальные контакты — легче всего адаптация проходит у коммуникабельных малышей, которые легко идут на контакты с другими людьми и любят общение другими детьми. Но не расстраивайтесь, если ребёнок замнут, держаться особняком и «неприступный как скала», через время наступит так называемый период «компромиссного контакта» — это когда ребенок начинает сначала общаться только с взрослыми. Негативные проявления адаптации будут исчезать по мере того, как ваш ребёнок научиться ладить не только с взрослыми, но и с детьми из группы.
6. Познавательная деятельность — идёт наравне с позитивными эмоциями. Познавательная деятельность трёхлеток ассоциируется с игрой, но на фоне изменений ваш маленький активный почемучка может стать ленивым и потерять интерес к игрушкам и играм в целом, но это временный процесс. Как только малыш привыкнет к новым условиям, его познавательные центы снова активируются и стресс улетучиться.
7. Социальные навыки — под влиянием переживаний малыш может на время забыть то, что он умел до того, как пошел в сад. Воспитатели могут выказывать недовольство по поводу того, что ребенок не умеет сам раздеваться-одеваться, его надо докармливать с ложечки, водить на горшок и т. д. но после того как ребёнок более-менее адаптируется в новой среде в саду он опять вернётся к усвоенным навыкам и к тому же легко будет запоминать новые.
8. Развитие речи — от стресса у некоторых детей может наблюдаться регресс речевых навыков. Ребёнок почти не общается с вами, отвечает однозначно, говорит младенческими словами. Это итог тяжёлой адаптации в детском саду. Во время легкой адаптации речь ребёнка не сильно меняется. Но в любом случае, во время привыкания ребёнка к новым условиям в саду словарный запас менее активно пополняется.
9. Двигательная активность — важно не перепутать гиперактивность ребёнка, или заторможенность с темпераментом во время адаптационного периода в детском саду.
10. Сон — в самом начале ребёнка очень сложно уговорить поспать. Как правило, ребёнок отказывается спокойно засыпать и плачет, встает в кровати, капризничает, зовет маму. Постепенно ребенок начинает привыкать к новому укладу и начинает засыпать в саду, но сон его может быть тревожным, малыш может просыпать и засыпать по нескольку раз во время дневного сна. Не переживайте, как только ребёнок окончательно адаптируется в новом окружении его сон станет спокойным и беспрерывным.
11. Аппетит — аппетит ребёнка зависит от степени тяжести его адаптации в детском саду. В самых тяжелых случаях привыкания ребёнок может либо объявить голодовку и практически ничего не есть, либо наоборот показать «волчий аппетит» и есть много. Постепенно аппетит ребёнка должен прийти в норму что и будет явным показателем того насколько хорошо ребёнок освоился в садике. Не переживайте если на фоне стресса ваш ребёнок похудеет, как только он привыкнет к новой среде и его аппетит вернётся на круги своя, ребёнок снова начнет поправляться.
Отдавая своего ребёнка в садик, особое внимание уделите его здоровью. Малыш, который часто болеет, может быть капризным, легко утомляется в новом окружении. Таким детям очень сложно расставаться с родителями, адаптироваться к новым условиям.
Особый подход требуется и к детям со слабой нервной системой. Адаптация ребёнка в детском саду с неустойчивой психикой должна происходить постепенно с участием родителей, которым следует очень часто хвалить и подбадривать малышей, когда те усваивают новую информацию. Дети с ослабленной нервной системой хуже всего переносят новые изменения. Они могут не плакать, а просто отказываться от еды, замыкаться в себе — эти признаки должны тоже вызывать тревогу, как у родителей, так и у воспитателей. Для менее болезненной адаптации следуют как можно чаще хвалить малыша, подбадривать его действия.
Нельзя быть слишком требовательным к неуверенному и молчаливому ребёнку, иначе это чревато слезами, непослушанием, излишним возбуждением.
Конечно, не так просто определить темперамент ребёнка с первого взгляда. В разных ситуациях ребёнок может по-разному себя вести, даже общительный карапуз может разрыдаться при расставании с родными, начнет проситься домой, потому что еще не привык и не готов к переменам.
Привычки могут сильно влиять на поведение малыша в период адаптации ребёнка в детском саду. Если дома его кормит с ложки только мама, то в садике малыш просто откажется от еды, и будет ждать, пока его накормят. Ребёнок может заплакать по любому поводу — не знает, как мыть руки, какие игрушки брать, как самостоятельно засыпать. Поэтому, для того чтобы не травмировать психику ребёнка на стадии адаптации, следуют учитывать и уважать его привычки и постепенно формировать новые.
Если в семье царят конфликты и непонимание между родителями, то это может сказать негативно и на малыша и во время адаптации в детском саду он будет нерешительным, или чересчур активным, потому что дети очень быстро впитывают в себя как хорошее, так и плохое. Поэтому прежде чем отдавать ребенка в сад, создайте дома комфортную и дружелюбную атмосферу.
Советы по адаптации малышей к детскому садику :
1. Готовьте малыша к саду на позитивных нотах. Рассказывайте больше хорошего малышу о садике, как ему там будет интересно, что он может делать там, чего нет дома, хвалите малыша чаще и говорите, что он уже вырос и стал большим и уже готов ходить в сад.
2. Не растягивайте прощание. Когда уходите и оставляете крошку в саду, то делайте это быстро и легко. Не показывайте ваших переживаний, потому что дети очень четко чувствуют эмоции родителей. Если вы все такие не можете скрыть своего волнения, то поручите отвести Ваше чадо в сад кому-то другому, бабушке или папе, например.
3. В период адаптации ребенка в детском саду как можно раньше забирайте малыша домой.
4. Дома должна быть атмосфера любви, доверия и спокойствия.
5. Не нагружайте нервную систему малыша вовремя адаптации. Старайтесь уменьшить просмотр мультфильмов, не посещайте шумные места, такие как цирк, зоопарк, где малыш может легко возбудиться.
6. Не стоит слишком тепло одевать ребёночка в садик.
7. Не меняйте режим детского сада на время выходных.
8. Игнорируйте капризы малыша, не поддавайтесь его выходкам манипуляциям.
9. Если что-то вас беспокоит в психике или здоровье ребёнка, то не откладывайте визит к врачу.
Но даже после того как вы четко следовали всем указаниям и инструкциям, ваш малыш все равно испытывает некие трудности в привыкании к детскому саду и новым условиям, не отчаивайтесь. Запомните одно, что никакое самое чуткое отношение и внимание педагогов в саду не могут заменить материнской любви, ни новые игрушки и занятия не будут поначалу сильно увлекать и радовать малыша более чем родная атмосфера дома и любимые вещи, к которым он привык с младенчества. Даже самому общительному и активному малышу требуется некоторое время, чтобы окончательно привыкнуть к новому образу жизни и новым друзьям. Забирайте крошку из сада раньше, восполняйте дефицит вашего внимания дома и терпеливо продолжайте приобщать ребенка к социальной жизни.
Если же все-таки ваш кроха, после многих стараний, никак не может свыкнуться с садиком и новым режимом, то стоит обратиться за советом к специалистам, и создать дома Вашему сыну или дочке условия приближенные к садику, иногда поступившись своими родительскими привилегиями.
Помните всегда: от родителей во многом зависит эмоциональный настрой ребёнка. Никогда не говорите фразы типа: “Вот будешь вести себя плохо, пойдёшь в садик”. По утрам, когда собираетесь в детский сад, старайтесь создавать спокойную, жизнерадостную атмосферу, с позитивным настроем обсуждайте предстоящий день. Тогда он точно будет удачным для вас и вашего малыша.