Наталия Лаврентьева
Средства сенсорного воспитания детей
▼ Скачать + Заказать документы
Сенсорное воспитание – это развитие восприятия ребенка и формирование его представлений о внешних свойствах предметов. С восприятия предметов и явлений окружающего мира и начинается познание.
Сенсорное развитие является условием успешного овладения любой практической деятельностью. Младший дошкольный возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. В этот период наиболее интенсивно происходит физическое и психическое развитие, развиваются различные способности: речь, совершенствование движений. Начинают формироваться нравственные качества, складываться черты характера. Обогащается сенсорный опыт ребенка посредством осязания, мышечного чувства, зрения.
Публикация «Средства сенсорного воспитания детей» размещена в разделах
Значение сенсорного воспитания состоит в том, что оно:
- является основой для интеллектуального развития;
- упорядочивает хаотичные представления ребенка, полученные при взаимодействии с внешним миром;
- развивает наблюдательность;
- готовит к реальной жизни;
- позитивно влияет на эстетическое чувство;
- является основой для развития воображения;
- развивает внимание;
- дает ребенку возможность овладеть новыми способами предметно – познавательной деятельности;
- обеспечивает усвоение сенсорных эталонов;
- обеспечивает освоение навыков учебной деятельности;
- влияет на расширение словарного запаса ребенка;
- влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и др. видов памяти.
Главное направление сенсорного воспитания должно состоять в вооружении ребенка сенсорной культурой.
Сенсорная культура ребенка – результат усвоения им сенсорной культуры, созданной человечеством.
В качестве средств в сенсорной культуре выступают сенсорные эталоны – общепринятые образцы внешних свойств предметов.
Сенсорные эталоны цвета представлены семью цветами спектра и их оттенками. В качестве сенсорных эталонов формы выступают геометрические фигуры. Эталон величины – метрическая система мер. Усвоение сенсорных эталонов – это их использование в качестве «единиц измерения» при оценке свойств веществ.
Именно цвет, форма и величина имеют определяющее значение для формирования зрительных представлений о предметах и явлениях действительности. Ребенок в течение длительного времени учится использовать сенсорные эталоны как средства восприятия, и этот процесс имеет свои этапы.
1 этап – предэталонный, происходит на 3-ем году жизни. Совершая по отношению к своим игрушкам различные действия, дети вынуждены учитывать их внешние свойства. Работа строится таким образом, чтобы дети могли в дальнейшем легко усвоить общепринятые расчленения и группировку свойств, что требует знакомства с цветом, формой и величиной, охватывающего все основные варианты.
2 этап – средствами восприятия выступают уже не конкретные предметы, а некие образы их свойств, причем, каждое имеет вполне определенное название.
3 этап – на 4 – 5 -ом году жизни, уже владея сенсорными эталонами, дети начинают их систематизировать.
В качестве средств сенсорного воспитания у детей младшего дошкольного возраста используются дидактические игры и упражнения, изобразительная деятельность, конструирование и др.
Дидактические игры и упражнения необходимо проводить в определенной системе, в тесной связи с общим ходом сенсорного обучения и воспитания детей.
Ценность дидактических игр – обучающая. Они учитывают возрастные особенности, принцип добровольности, право самостоятельного выбора. Игры создаются в целях воспитания и обучения детей не открыто, а через игровую задачу.
Дидактические игры позволяют детям:
- повторно воспринимать окружающие предметы и их свойства, упражнять их в узнавании и различии;
- оформлять чувственное впечатление, уточнять название предметов и их характерные свойства (цвет, форма, величина). Ориентироваться по внешнему виду предмета и по словесному описанию;
- делать первичные обобщения, группировать предметы по общим свойствам;
- соотносить, сравнивать жизненные свойства предмета с имеющимися мерками, сенсорными эталонами.
Детское конструирование тесно связано с игрой. Сенсорные процессы осуществляются не изолированно от деятельности, а в ней самой. Ребенок учится различать не только внешние качества предмета; у него развиваются познавательные и практические действия.
В процессе обучения конструированию у детей вырабатываются и обобщенные способы действий, умение целенаправленно обследовать предметы или образцы построек, игрушек.
Изобразительная деятельность (рисование, лепка) – это специфическое образное познание действительности. Для того чтобы нарисовать, вылепить какой – то предмет, предварительно надо хорошо с ним познакомиться, запомнить его форму, величину, расположение частей, цвет. Дети воспроизводят в своей деятельности лишь то, что восприняли раньше, с чем уже знакомы.
На занятиях по изобразительной деятельности дети учатся правильно называть и различать цвета.
Для детей младшего дошкольного возраста характерны быстрые переходы от продуктивной деятельности в игру, отличительной особенностью которой является возможность обучать маленьких детей посредством активной, интересной для них деятельности.