Галина Щербакова
Средства и методы развития познавательных интересов у дошкольников, реализуемые в играх-занятиях
▼ Скачать + Заказать документы
Личностные смыслы, по мнению многих ученых, могут существовать в двух основных формах: эмоционально-непосредственной и вербальной (то есть словесной).
Вербальная форма представляет собой осознанное обозначение того, благодаря чему конкретная ситуация обретает смысл. А эмоционально-непосредственная форма характеризует эмоциональное переживание этого осознанного обозначения.
Публикация «Средства и методы развития познавательных интересов у дошкольников, реализуемые в играх-занятиях» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2014
В дошкольном возрасте вербальная форма осмысления является недоступной для детей, поэтому единственно возможная форма, посредством которой ребенок понимает смысл деятельности, включая познавательную, становится эмоциональное проживание разнообразных познавательных ситуаций, то есть таких ситуаций, которые требуют решения определенных познавательных задач.
Обязательным условием развития познавательных интересов выступает необходимость положительного отношения ребенка к познавательной задаче. Поэтому работа педагога должна строиться на постановке тех целей, которые будут способствовать развитию познавательной мотивации и познавательных интересов у детей. Для решения данной задачи педагогу необходимо создавать такие ситуации, которые будут одновременно содержать познавательный момент и в ту же очередь будут понятны ребенку. После этого требуется обеспечить условия для того, чтобы у ребенка сформировалось положительное эмоциональное отношение к данной ситуации.
Важно, чтобы эмоциональное отношение имело четкие связи с познавательной задачей. Этого можно добиться, применяя приемы моделирования ситуации, которая может возникать в результате игрового либо символического обозначения. Для этого можно проводить разнообразные игры-занятия, в которые можно вкраплять элементы проблемных ситуаций, задач-загадок, сказочного или познавательного материала, сюжетно объединяющего задания на развитие воображения, памяти и мышления.
К примеру, в процессе изучения темы «Дикие и домашние животные» педагог может предложить детям ситуацию, что Незнайка запутался, и ему нужна помощь, чтобы различить их. Затем следует предложить детям отобрать схематичные изображения отличительных признаков и разместить их рядом с соответствующим животным. Это упражнение хорошо развивает память. Далее можно выполнить упражнение на развитие воображения. Например, попросить детей, чтобы они представили себя одним из диких или домашних животных, а затем рассказали, что они видят вокруг себя. Таким же образом можно сделать упражнение на развитие мышления, предложив детям карточки с окошечками, в которых располагаются схематично изображенные признаки диких животных и один признак, характеризующий домашнее животное. Из всех окошек дети должны будут закрыть то, в котором указан лишний (неправильный) признак.
В подобных ситуациях, которые при решении требуют применения новых способов, дети испытывают определенную неудовлетворенность, возникающую из-за противоречий. По этой причине они сами направляют себя на поиск нужного решения. Как только решение будет найдено, ребенок неизменно испытывает положительные переживания, которые можно определить, как познавательные. Именно эти чувственные переживания становятся основой для формирования познавательного интереса.
Из этого можно сделать вывод, что основное значение познавательных игр-занятий сводится не к тому, чтобы сообщить ребенку некую сумму знаний, умений или навыков, а подтолкнуть его к самостоятельному поиску решения, то есть содействовать его развитию. Познавательный игры-занятия включают в себя большую группу упражнений и могут проводиться, как комбинация разных видов деятельности.
В связи с вышесказанным следует также отметить, что обучение дошкольников проходит по тем программам (сценариям, которые предлагает ему взрослый (родители или педагог). Причем ребенок принимает эту программу в той мере, в которой она превращается в его собственную. Поэтому главный вопрос здесь состоит в том, чтобы педагог использовал различные приемы и средства, с помощью которых дошкольник примет предложенную им программу как свою собственную.
Для достижения указанной цели педагогу следует использовать те виды деятельности, которые привлекают ребенка и соответствуют его возрасту, а также благодаря которым происходит формирование способностей ребенка к наглядному моделированию и развитию воображения. В качестве таковых можно использовать деятельность, направленную на ознакомление детей с художественной литературой, с природой и с изобразительным искусством (рисованием).