Ольга Петровна Пак
Способы постановки звука [ш]
Необходимо начинать логопедическую работу с развития органов артикуляционного аппарата. Чтобы ребёнка заинтересовать, следует творчески подойти к этому этапу логопедических занятий: придумать символы каждого упражнения, изготовить самим интересное пособие, например «Кубики» (приклеить на грани кубика картинки с артикуляционной и дыхательной гимнастикой).
I способ.
По подражанию: ребёнок несколько раз произносит звук С и во время произнесения должен плавно поднять кончик языка по направлению к альвеолам. По мере подъёма языка меняется характер шума согласного звука. В момент появления акустически правильного звука нужно обратить внимание ребёнка на данную позицию языка.
Публикация «Способы постановки звука [ш]» размещена в разделах
II способ.
По подражанию: показать ребёнку перед зеркалом правильную артикуляцию звука и объяснить ему, что для правильного произнесения звука Ш язычок надо сделать «чашечкой», спрятать за верхние зубы и плавно подуть.
III способ.
По подражанию и с механической помощью: ребёнок выполняет упражнение «Грибок», затем логопед просит «отлепить грибок» от нёба (чтобы не видно было ножки, а «шляпку» оставить вверху и подуть.
Если по подражанию поставить звук не удалось, ребёнок снова делает упражнение «Грибок», и с подложенным горизонтально под его язык большим пальцем логопеда дует. Далее палец убирается, ребёнок произносит звук самостоятельно.
IV способ.
При ненарушенном произнесении звука Р ребёнок произносит его шепотом, и в этот момент логопед прикасается шпателем или зондом к нижней поверхности языка, чтобы затормозить вибрацию.
V способ.
Ребёнок выполняет упражнение «Ступеньки» (шагает): первая ступенька – язычком обнимает верхнюю губу, вторая – обнимает верхние зубы, третья – язычок «шагает» за зубки.
Затем логопед учит ребёнка делать «Фокус» - потянуть язычок к носу и сдуть «облачко» (ватку). После чего эти два упражнения соединяются: первый шаг – язычок обнимает верхнюю губу (дует на нос); второй шаг – язычок обнимает верхние зубы (дует на зубы); третий шаг – язычок прячется за зубы (дуть). Далее ребёнок чуть-чуть смыкает зубы, губы делает «бубликом» и шипит, как «сдувающаяся шинка».
Данный способ постановки звука часто даёт положительный результат.
VI способ.
Основной способ постановки звука с механической помощью от звука С.
Ребёнка побуждают 2-3 раза протяжно произнести звук С, проверяя наличие воздушной струи. Вслед за этим при положении губ в улыбочке под язык подкладывается шпатель, ложка или зонд и даётся инструкция: «Будем печь блинчик», для чего логопед ослабляет давление на язык ребёнка, поднимая его вверх и подводя к альвеолам, и просит ребёнка посвистеть. При произнесении звука С зубы постепенно сближаются, шпателем регулировать наилучший акустический эффект.
После того как звук появился, необходимо закрепить изолированное его произнесение, используя разные игровые моменты. Например, пока «сдувается шинка», ребёнок может шипеть и рисовать дорожку на листе бумаги, соединять пальцы, делая колечки. Эти упражнения вызывают интерес у ребёнка и позволяют одновременно развивать мелкую моторику.