Алла Пономаренко
Проект «Спорт, я и вся моя семья, лучшие друзья»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект : «Спорт, я и вся моя семья - лучшее друзья»
Девиз: «У нас здоровы и тело, и дух, потому что спорт наш лучший друг».
Тип проекта : образовательный, практико - информационный, ориентированный.
Вид проекта : внутренний – долгосрочный.
Предмет проекта : Совместная деятельность воспитателей и родителей по формирование здорового образа жизни детей.
Тематическое поле: «Здоровый образ жизни».
Публикация «Проект „Спорт, я и вся моя семья, лучшие друзья“» размещена в разделах
Методы исследования: сбор информации из книг, ресурсов Интернета; анализ, сравнение, обобщение и наблюдение.
Участники проекта : семьи воспитанников, воспитатели.
Формы работы с родителями: Занятия, походы, физкультурные досуги и праздники, анкетирование, родительские собрания, консультации, сезонные прогулки и походы, конкурсы, мастер-классы, и т. д.
Современные дети растут и развиваются очень быстро, ловко справляясь с компьютерами, ноутбуками, различными гаджетами, которые притягивают их внимание, удерживая перед монитором. Вследствие этого, вместо прогулок, занятий спортом, дети проводят время, сидя за компьютером, телевизором. Что впоследствии приводит к ухудшению физического развития детей и наносит вред здоровью. Детский возраст - время интенсивного формирования роста тела, развития функций всех систем организма и психики, раскрытия способностей человека. К сожалению не все родители для досуга своих детей выбирают спорт. Кто-то считает, что спорт вредит учебе, кто- то боится, что ребенок может получить травму, а кто- то считает, что вполне хватает прогулок на свежем воздухе и занятий в образовательных учреждениях. Но кто если не мы должны привить детям привычку к здоровому образу жизни и спорту, обучить их доступным двигательным умениям, сформировать целостное понимание здорового образа жизни, воспитать здорового ребенка. Одним из путей решения является комплексный подход к оздоровлению детей через использование здоровьесберегающих технологий, без которых немыслим педагогический процесс современного детского сада. Формирование здорового образа жизни дошкольников – главная основная, жизненно важная привычка. Поэтому дошкольное учреждение и семья призваны в дошкольном детстве заложить основы здорового образа жизни используя различные формы работы, в том числе систему здоровьесберегающих технологий. Воспитательно-образовательный процесс должен быть организован с учетом принципов: сохранение, укрепление и формирования здоровья. В связи с этим необходима организация НОД с акцентом на решение оздоровительных задач физического развития. Реализация инновационных здоровьесберегающих технологий необходима в течение всего времени пребывания воспитанников в ДОУ.
Проблема: Столкнувшись с противоречием, нам захотелось более подробно рассмотреть данный вопрос. В последнее время мы замечаем, что уровень здоровья у многих детей снижается. Конечно же, всем очень хочется прожить до ста лет всю свою жизнь без болезней. Но что мы для этого делаем? Многие принимают огромное количество разных таблеток, витамины, стараются, есть только полезную пищу, либо садятся на диеты. Но самого главного они не делают – не занимаются спортом!
Актуальность: Глава России Владимир Путин 24 марта 2014 года подписал указ № 172 о возрождении в стране норм ГТО – физкультурной программы советских времен по воспитанию патриотической молодежи. Цель его — укрепление здоровья, всестороннее физическое развитие людей. Комплекс ГТО - это отличная возможность для каждого проверить свою физическую готовность и выработать траекторию своего развития. Нам всем хорошо известен универсальный и абсолютно надежный способ укрепления здоровья и увеличения долголетия — спорт, способ, требующий не дорогостоящих лекарственных препаратов и технических приспособлений, а только воли и некоторых усилий над собой. Родителям нужно с малых лет приобщать детей к занятиям спортом, быть активными, радоваться жизни, сохранять свое нравственное, психическое, эмоциональное и физическое здоровье, а также социальное благополучие. Нужно понимать, что полных результатов можно добиться только в сотрудничестве с семьей, так как на ребенка целиком и полностью влияют условия жизни, нравственная и эмоциональная атмосфера в которой живет ребенок, родители, которые несут ответственность за его жизнь и здоровье.
Гипотеза: Занятия спортом всей семьей прямо отражаются на настроении и здоровье ребенка.
Проверка гипотезы: выяснить, каким образом занятия спортом всей семьей влияют на состояние здоровья детей; систематические занятия физическими упражнениями способствуют увеличению резервов организма.
Основная цель, которую ставит перед собой коллектив МБДОУ «Грузсчанский детский сад» – это сохранение и укрепление здоровья детей, улучшение их двигательного статуса с учётом индивидуальных возможностей и способностей; формирование у родителей, педагогов, воспитанников ответственности в деле сохранения собственного здоровья.
В процессе нашей деятельности мы стремимся решать следующие задачи:
- обеспечить условия для физического и психологического благополучия участников воспитательно-образовательного процесса;
- сформировать доступные представления и знания о ЗОЖ, пользе занятий физическими упражнениями, об основных гигиенических требованиях и правилах;
- реализовать системный подход в использовании всех средств и форм образовательной работы с дошкольниками для своевременного развития двигательных навыков и способностей детей;
- оказывать всестороннюю помощь семье в обеспечении здоровья детей и приобщению их к здоровому образу жизни.
В основе работы по здоровьесбережению лежат такие принципы, как:
- принцип научности – подкрепление всех мероприятий, направленных на укрепление здоровья, научно обоснованными и практически апробированными методиками;
- принцип комплексности и интегративности – решение оздоровительных задач в системе всего воспитательно-образовательного процесса;
- принцип активности, сознательности – участие всего коллектива в поиске новых эффективных методов и целенаправленной деятельности по оздоровлению детей;
- принцип адресованности и преемственности – поддержание связей между возрастными категориями, учёт разноуровневого развития и состояния здоровья;
- принцип результативности и гарантированности – реализация прав детей на получение помощи и поддержки, гарантия положительного результата.
Этапы проекта : теоретический (основной) подготовительный; практический исследовательский, заключительный.
Теоретическая (Основная) часть. Что же такое спорт? Спорт (с англ. sport, сокращение от первоначального старофранцузского desport — «игра», «развлечение») — организованная по определённым правилам деятельность людей, состоящая в сопоставлении их физических или интеллектуальных способностей, а также подготовка к этой деятельности и межличностные отношения, возникающие в её процессе. С каждым годом организм ребенка интенсивно развивается, меняются его функции, темпы роста, силы, эмоции. И нельзя предугадать, какие изменения, количественные и качественные, совершатся в организме через определенное время. Спорт – естественная потребность детей, обусловленная самой природой живого организма, для которого движение является формой существования. Нельзя за одну неделю или месяц, даже за год приучить ребенка заниматься спортом, заниматься следует с ранних лет жизни, родителям следует формировать у детей спортивную культуру, приучать к активному образу жизни, соблюдению правил личной гигиены и режима дня, к правильному рациональному питанию. Перед родителями, а также педагогами ставится огромная задача по укреплению физического здоровья наших детей. Сейчас разработано очень много доступных, универсальных, эффективных программ, мероприятий направленных на физкультурно-оздоровительную работу. С их помощью можно выработать привычку у детей использовать физические упражнения в повседневной жизни, которые в свою очередь будут способствовать формированию у детей активного отношения к своему здоровью. Самыми главными аспектами и продуктивными остаются совместные с родителями и детьми занятия спортом. Спортивная семья — это семья, заботящаяся о своем здоровье!
Почему необходимо заниматься спортом? Итак, давайте посмотрим, чем же полезны занятия спортом, и какие приносят результаты:
пробуждают интерес к физической культуре и спорту; способствует развитию у детей двигательных навыков в соответствии с их возрастом и способностями;
дети и родители становятся ближе друг к другу, сплоченней, у них налаживается более доверительное общение, идет взаимообогащению;
во время совместных занятий, родители лучше узнать своих детей, у них появляются общие спортивные интересы, дети начинают больше доверять родителям;
создают и укрепляют в семье обстановку взаимного внимания и делового содружества, столь необходимую для решения любых воспитательных задач;
заниматься спортом дают возможность, позаниматься физкультурой за короткий отрезок времени не только ребенку, но и взрослому, так родитель, показывая ребенку, те или иные упражнения и выполняет большинство из них вместе с ним;
позволяют с пользой проводить то свободное время, которое мать или отец посвящают ребенку;
способствуют всестороннему развитию ребенка: важным качествам личности (настойчивости в достижении цели, упорству) и благотворны для психического состояния ребенка.
2. Практическая часть. (Основная). Исследование в семье. Совместные занятия спортом детей и родителей. Родители считают заботу об укреплении здоровья детей делом важным, но лишь немногие по-настоящему используют для этого возможности физической культуры. Как показали наши исследования часть родителей, не имеет достаточной физкультурной подготовки. В физическом воспитании главным является формирование физкультурно-гигиенических навыков. Навыки четкого режима учебы и сна, рационального проведения свободного времени, утренняя гимнастика, водные процедуры — все это превращается со временем в само собой разумеющиеся принципы организации каждого дня. Важно научить ребенка двигательным умениям и навыкам, чтобы он в любое время года мог найти, чем заняться. Коллективом МБДОУ «Грузсчанский детский сад» была разработана система методики работы с детьми и их родителями, направленная на охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоциональное благополучие, в соответствие с внедрением в практику работы ФГОС ДО.
Здоровьесберегающие технологии, используемые нами в работе, отражают две линии оздоровительно-развивающей работы: приобщение детей к физической культуре, использование развивающих форм оздоровительной работы. Для этого необходимы: профилактика болезней, укрепление здоровья, комплекс эффективных лечебно-профилактических мер на протяжении всего дошкольного возраста. В качестве здоровьесберегающей работы используем разные формы: физкультурные занятия, самостоятельная деятельность детей, подвижные игры, утренняя гимнастика, физкультминутки, упражнения после дневного сна, физические упражнения в сочетании с закаливающими процедурами, прогулки, физкультурные досуги, спортивные и музыкальные праздники совместно с родителями. На протяжении всего периода нахождения дошкольников в детском саду используем такие здоровьесберегающие образовательные технологии, как:
Медико-профилактические технологии- обеспечивающие организацию мониторинга здоровья дошкольников, организация и контроль питания детей, физическое развитие, закаливание; технологии профилактики заболеваний, противоэпидемическая работа, контроль работы пищеблока в соответствии с действующими санитарно-гигиеническими правилами, витаминопрофилактика (витаминизация третьих блюд с использованием аскорбиновой кислоты, физкультурно-оздоровительные технологии - закаливание, дыхательная гимнастика, профилактика плоскостопия, формирование правильной осанки; спортивные праздники; спортивные развлечения и досуги; недели здоровья; соревнования;
Психолого-педагогические технологии- связанные с непосредственной работой педагога с детьми, обеспечение комфортности воспитанников;
Учебно-воспитательные технологии - которые включают обучение заботе о своем здоровье и формированию культуры здоровья;
Технологии здоровьеобогащения педагогов и просвещение родителей - консультации для педагогов и родителей «Признаки утомляемости ребёнка дошкольника», «Запрещённые физические упражнения для детей дошкольного возраста», «Как правильно провести гимнастику (различные виды) с дошкольниками», «Профилактика утомляемости дошкольников в ДОУ», «Профилактика плоскостопия», «Правила правильного закаливания», «Правильное питание» и др. ;
Технологии сохранения и стимулирования здоровья, в них входят:
стретчинг – организуется не раньше чем через 30 минут после приема пищи, 2 раза в неделю по 30 мин. со среднего возраста; рекомендуется детям с вялой осанкой и плоскостопием;
динамические паузы – проводятся во время занятий, 2-5 минут, по мере утомляемости детей; рекомендуется для всех детей в качестве профилактики утомления;
подвижные и спортивные игры – используются как часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате ежедневно для всех возрастных групп; игры подбираются в соответствии с возрастом детей;
релаксация – организуется в любом подходящем помещении, в зависимости от состояния детей; можно использовать спокойную классическую музыку, звуки природы;
гимнастика пальчиковая – делается с младшего возраста индивидуально либо с подгруппой ежедневно; проводится в любое удобное время;
гимнастика для глаз – используется ежедневно по 3-5 минут в любое свободное время в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки с младшего возраста;
гимнастика дыхательная – входит в разные формы физкультурно-оздоровительной работы;
динамическая гимнастика – проводится ежедневно после дневного сна по 5-10 минут;
гимнастика корригирующая – организуется в различных формах физкультурно-оздоровительной работы;
Технологии обучения здоровому образу жизни, включающие в себя:
физкультурные занятия – проводятся 2-3 раза в неделю;
проблемно-игровые занятия – проводятся в свободное время, во второй половине дня;
коммуникативные игры – организуются 1-2 раза в неделю со старшего возраста; в них входят беседы, игры разной степени подвижности, занятия рисованием;
Коррекционные технологии, которые включают в себя:
технологии музыкального воздействия – используются в различных формах физкультурно-оздоровительной работы; используются для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя;
сказкотерапия – проводится 2-4 занятия в месяц со старшего возраста; используется для психологической и развивающей работы.
Используемые в комплексе здоровьесберегающие технологии в итоге формируют у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни.
Включаем в свою работу закаливание, любая закаливающая процедура дает положительный результат только в комплексе закаливающих мероприятий, проводимых в повседневной жизни ДОУ.
Мы выбрала наиболее доступные формы закаливания:
-соблюдение температурного режима в течение дня;
-правильная организация прогулки и ее длительность;
-соблюдение сезонной одежды во время прогулок с учетом индивидуального состояния здоровья детей;
-дыхательная гимнастика после сна;
-нахождение детей в групповой комнате в облегченной одежде в течение дня;
-проведение утренней гимнастики на свежем воздухе;
Совместно с нами активно участвуют родители, они с удовольствием нам помогают, участвуют во всех мероприятиях, соревнованиях, эстафетах, круглых столах, мастер- классах, помогают с необходимыми атрибутами. Мы проводим опрос, среди родителей какой спортивный сезонный инвентарь у них есть, как правильно его использовать. Из СМИ родители узнают много полезного и интересного для своей семьи : интересные упражнения, игры, конкурсы, эстафеты, которыми делятся друг с другом во время совместных, мероприятий. Некоторые родители сами предлагают нам провести то, или иное спортивное мероприятие. Вспомним дух народных забав, развлечений, главное в них — не стремление к первенству, а возможность принять участие, попробовать свои силы, получить удовольствие от движения, от игры. Совместная работа с семьями воспитанников дает положительные результаты. Только здоровый ребенок с удовольствием включается во все виды деятельности, он жизнерадостен, оптимистичен, открыт в общении со сверстниками и педагогами. Использование различных форм здоровьесберегающих технологий привело не только к сохранению, но и к развитию здоровья воспитанников их родителей.
Это можно увидеть на примере анкетирование проводимого в начале проекта и на данный момент.
Сформировалась нoрмативнo-прaвoвaя база пo вопросам оздоровления дошкольников. Знания, умения и навыки здорового образа жизни, заложенные в детском возрасте, станут прочным фундаментом для создания положительной мотивации к охране собственного здоровья во взрослой жизни.
4. Заключительный этап.
Вывод: Совместные занятия спортом сплачивают детей и родителей, выявляют их общие интересы, поднимают настроение, содержат в здоровой физической форме тело и дух, как детей, так и родителей, являются источником радости, обогащают и оздоравливают семейную жизнь. Движение и спорт оказывают значительное влияние на нормальный рост и развитие ребенка, на развитие всех органов и тканей, а если занятия проводятся на свежем воздухе, то и закаливают организм, способствуют развитию таких положительных качеств, как самостоятельность и самообладание, внимание и умение сосредоточиваться, находчивость и мужество и др. Активизирует интерес к активному занятию спортом и движением, которые способствуют укреплению взаимоотношений в семье, воспитанию любви и уважения детей к родителям, к гармоничному развитию личности ребенка. Не каждый из детей станет чемпионом, но каждый обязательно должен вырасти крепким и здоровым.
Рекомендации для родителей по итогам проекта :
1. Составьте расписание занятий спортом на неделю, чередуя виды спорта, в которых упражняется ваша семья в течение месяца.
2. Сделайте «журнал достижений» для каждого члена семьи. Это позволит развивать дух состязательности, закалит характер.
3. Помогите каждому члену семьи найти спорт по душе, тогда результаты будут расти быстрее, возрастет уверенность в своих силах
4. Посещайте чаще большие спортивные центры, аквапарки и развлекательные комплексы, в которых можно с комфортом провести вечер всей семьей, занимаясь различными видами спорта.
5. При подборе вида спорта для своего ребенка, изучите физиологические, конституционные и психические особенности ребенка и темпы его развития, осуществляя это в тесном контакте с врачом, педагогом по физкультуре, тренеров.
6. Учитывайте склонность и интерес ребенка к тому или иному виду спорта.
Из сказанного выше следует, что здоровый образ жизни является самым значимым в сохранении и укреплении здоровья каждого человека. Так выделим время для укрепления и совершенствования своего здоровья и будем неизменно следовать этому! Ведь здоровье - это ценность, без которой жизнь не приносит удовлетворение и счастье.