МААМ-картинки

Специфика организации и методика проведения аппликации в средней группе

Елена Елисеева
Специфика организации и методика проведения аппликации в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы

«Специфика организации и методика проведения аппликации в средней группе»

Одним из видов изобразительной деятельности в дошкольном учреждении является аппликация. Процесс выполнения аппликации включает два этапа : вырезание отдельных форм и прикрепление их к фону.

Публикация «Специфика организации и методика проведения аппликации в средней группе» размещена в разделах

Для аппликационных работ используют белую и цветную бумагу разных сортов. Для фона берут более плотную бумагу – белую из альбомов для рисования, цветную, тонкий картон. Наклеиваемые формы вырезают из тонкой бумаги разной фактуры.

Процесс выполнения аппликации требует довольно большого количества материалов и инструментов (клей, кисточки и подставки для них, клеенка, ветошь, ножницы).

Ножницы должны быть небольшого размера, с закругленными концами и свободно двигающимися рычагами. Для работы используют как клейстер сваренный из крахмала или муки, так и клей ПВА. Канцелярский клей в дошкольном учреждении не используется.

В средней группе ставятся следующие учебные задачи по аппликации :

- развивать умение составлять предмет из нескольких частей;

- научить располагать в узоре несколько форм (10 -12);

- развивать чувство цвета, учить разбирать цвета по контрасту;

- развивать умение различать формы по величине и использовать большие и маленькие формы;

- познакомить с формой овала и треугольника;

- освоить навыки вырезывания по прямой и округлой линиям;

- продолжать формировать представления о пространственных ориентирах на листе бумаги (середина - центр листа, вверху посередине, внизу посередине, слева, справа, между, в уголках вверху, в уголках внизу).

Занятия по аппликации с детьми пятого года жизни проводятся 1 раз в две недели. В средней группе дошкольники составляют аппликации, пользуясь как готовыми формами, так и самостоятельно вырезанными.

В этой группе детей обучают предметной, декоративной и сюжетной аппликации, соблюдая принцип постепенного усложнения — от простых изображений к более сложным, с большим количеством деталей и форм.

Декоративное изображение – дети продолжают составлять композиции из геометрических элементов (треугольник, круг, квадрат + овал, украшают геометрические формы (полоса, квадрат, круг +розетка). А также выполняют композиции на силуэте одежды, посуде (чашка в горох)

Композиция узора остается и в этой группе довольно элементарной — заполнение углов, краев, которые выделены самой формой. Появляется и новая, более сложная задача — украшение центра формы.

Формировать порядок выполнения работы: сначала выложить узор (предмет, сюжет) на листе, затем поочередно брать и наклеивать каждую деталь

В предметном изображении расположение элементов зависит от содержания задания. Так, елочные бусы или флажки изображаются на изогнутой нити, а части снеговика или пирамидки постепенно уменьшаются в размерах.

Сюжетные композиции могут быть следующими: колобок катится по лесной дорожке, снеговик на горке, цыплята на лужайке, грибы в траве.

Новая задача, стоящая в средней группе, – это освоение навыка резания ножницами. Она требует достаточно развитой координации движений руки, так как для получения четкой формы надо уметь ритмично действовать ножницами, что требует определенного положения пальцев.

Ножницы – это первый сложный инструмент, который попадает в руки детей. Первые упражнения с ножницами лучше проводить с подгруппой ребят в 8-10 человек, чтобы можно было легко проследить за действиями каждого ребенка и вовремя помочь. Так как работа с ножницами сложная, большая роль должна отводиться индивидуальному обучению.

На первых занятиях необходимо провести «Минутку безопасности», в ходе, которой сформировать представления детей о режущих предметах, что при неправильном их использовании можно получить травму.

Познакомить с правилами безопасности при работе с ножницами:

1. Не держите ножницы концами вверх.

2. Не оставляй ножницы в открытом виде.

3. Не размахивайте ножницами во время работы.

4. Передавайте ножницы в закрытом виде кольцами в сторону товарища.

Затем воспитатель показывает, как нужно правильно держать ножницы: большой и средний пальцы правой руки вставляют в кольца ножниц, указательный палец поддерживает их снизу, концы лезвий направлены от себя, вперед.

Демонстрируя приемы разрезания бумаги, воспитатель должен показать, что сначала нужно раскрыть лезвия, левой рукой вложить узкую полосу бумаги, нажать на кольца ножниц — и получится полосочка, прямоугольник. При разрезании широких полос бумаги необходимо показать приемы продвижения ножниц вперед: развести лезвия, продвинуть их по бумаге — ножницы «шагают».

Каждое занятие должно звучать для детей иначе, чем предыдущее. На одном из первых занятий дети делают билеты и чеки для игры в «магазин». Связь с игрой повышает интерес к работе. Чтобы избежать однообразия и монотонности в последующих занятиях, когда дети режут бумагу по прямой линии, можно использовать в отдельных случаях готовые формы и силуэты. Простые предметные изображения, составленные из нарезанных детьми полосок и дополненные силуэтами, помогают создать образ, иногда небольшой сюжет. Например, такие популярные темы, как лесенка, забор, скамеечка, ворота, можно сделать более интересными, если дать для выполнения аппликации готовые силуэты. Тогда по лесенке будет карабкаться мишка, на скамеечке сидеть кошка, на заборе кукарекать петушок, а под воротами проезжать машинка. Из полосок можно сделать тележку для любой игрушки, построить кукольную мебель, домик, сделать елочку, снежинку.

На последующих занятиях детей нужно обучать делать косые срезы у прямоугольников, разрезать квадраты по диагонали (с уголка на уголок, получая трапеции и треугольники. Дети могут аппликационно изобразить дом с крышей и окнами, лодку с парусом, чашку с блюдцем, флажок с вырезом. Квадратами и треугольниками они украшают полосу — шарфик, полотенце, квадрат — ковер, салфетка, открытка; круг — тарелочка.

После овладения резания по прямой линии дети учатся вырезать округлые формы.

Обучение способам вырезания, где основным методическим приемом является показ, проводится в два этапа : 1 – показ со словесным сопровождением, 2 – только визуальный.

Педагог показывает прием закругления углов квадрата или прямоугольника, который дает возможность сохранить нужные размеры и правильную форму.

Воспитатель берет в руки бумажный квадрат, ножницы и говорит: «Сейчас я вам покажу, как из этого квадрата вырезать круг. Начинаю резать с середины квадрата. Ножницы «бегут» навстречу уголку. Видите – уголок упал, а ножницы оказались на середине другой стороны квадрата. Таким же образом я срежу второй уголок, третий, четвертый. А теперь снова все глазки смотрят только на мои руки. Показываю еще раз». Повторный показ проходит молча и быстро.

Вырезывание округлых форм сложнее, так как, помимо умения действовать ножницами одной рукой, нужно плавно поворачивать бумагу другой.

Одним из ведущих методов обучения на занятии является информационно-рецептивный, включающий рассматривание и анализ предмета, который предстоит изобразить. Воспитатель активизирует детей, давая возможность им самим рассказать о предмете, его качествах и способах изображения.

В средней группе рассматривание натуры не всегда сопровождают показом образцов. Так, при выполнении аппликации неваляшки бывает достаточно анализа самой игрушки. Бумажная форма круга легко ассоциируется детьми этого возраста с воспринимаемыми формами шара.

Образец бывает необходим в декоративных работах из готовых форм и в предметных заданиях, где нет возможности использовать натуру (например, при наклеивании лодки с парусом). При выполнении декоративных работ педагог показывает варианты конструкций, цветового решения, расположения элементов для украшения предмета (квадратная салфетка узором из кругов и треугольников по всему краю или по углам и в середине). Показ сопровождается четкими, словесными пояснениями.

Составляя предметное изображение из отдельных частей, дети вырезают форму, передавая строение предмета, сохраняя величинные соотношения (из большей заготовки – большая часть, из меньшей – маленькую.

В средней группе нередко используют частичный показ приемов выполнения задания. Например, при вырезывании и наклеивании дома новым для детей является умение срезать уголки у полоски, изображающей крышу. Педагог, разобрав образец, показывает только, как следует вырезывать крышу. Остальные детали дети выполняют по образцу.

Показ всего процесса изображения проводят в случае особо сложных изображений (например, при наклеивании грузовика из отдельных частей). Способы составления трудных изображений педагог демонстрирует на фланелеграфе или доске при помощи легкого приклеивания частей.

Приемы работы демонстрируются и тогда, когда вводится новый способ изготовления аппликаций методом обрывания бумаги для изображения предметов неровной пушистой фактуры

В конце занятия воспитатель вместе с детьми анализирует, правильно ли выполнена аппликация (похожа на предмет или нет, аккуратно ли наклеены формы (чистый фон, не видно следов клея). Дети всегда принимают активное участие в обсуждении работ. Педагог обобщает оценки детей, подводит итоги занятия, привлекая внимание к удачным работам.

Публикации по теме:

Консультация для педагогов «Организация и методика проведения прогулки в детском саду» Значение прогулки в развитии детей дошкольного возраста. Пребывание детей на свежем воздухе имеет большое значение для физического развития.

Консультация для родителей и воспитателей «Методика организации труда — дежурство» для старшего дошкольного возраста Важной задачей организации дежурства в старшем дошкольном возрасте является – формирование у детей ответственности за порученное дело, стремление.

Методика проведения наблюдений на прогулке. Наблюдения за насекомыми в осенний периодМетодика проведения наблюдений на прогулке. Наблюдения за насекомыми в осенний период Цели: - проследить с детьми сезонные изменения в жизни насекомых в осенний период; - формировать у детей умение наблюдать характерные.

Методика проведения НОД по аппликации в младшей группе «Мчится ракета на другую планету»Методика проведения НОД по аппликации в младшей группе «Мчится ракета на другую планету» Цель: учить детей составлять изображение из деталей; правильно располагать предметы на листе бумаги. Задачи: закрепить умение различать.

Методика проведения НОД по ИЗО лепка в младшей группе «Кукла в гости к нам пришла»Методика проведения НОД по ИЗО лепка в младшей группе «Кукла в гости к нам пришла» Цель: учить детей изображать фигурку куклы на основе приобретённых навыков лепки. Задача: продолжать упражнять в лепке округлых и продолговатых.

Методика проведения НОД по ИЗО и лепке в младшей группе «Ёжик»Методика проведения НОД по ИЗО и лепке в младшей группе «Ёжик» Цель: учить детей сочетать в поделке природный материал и пластилин; развивать мелкую моторику пальцев, речь, творчество, воображение; закреплять.

Методика проведения подвижных игр в разных возрастных группах Методика проведения подвижных игр включает в себя неограниченные возможности комплексного использования разнообразных приемов, направленных.

Методика проведения прогулки в детском саду «Наблюдение за ёжиком» в младшей группеМетодика проведения прогулки в детском саду «Наблюдение за ёжиком» в младшей группе Цель: расширить представление детей о диких животных. Задачи: формировать знания детей о том где обитают ежи, чем питаются, воспитывать.

Методика проведения утренней гимнастики в детском саду Утренняя зарядка (гимнастика) проводится воспитателем по заранее составленным комплексам. Физические упражнения и подвижные игры согласуются.

Организация и методика проведения физкультурных занятий «Уголки» в старшем дошкольном возрасте Одной из нетрадиционных форм организации физического воспитания, рекомендуемых программой «Радуга», являются занятия «Уголки». Это универсальный.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Специфика организации и методика проведения аппликации в средней группе
Опубликовано: 22 апреля 2023 в 22:31
+27Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Специфика организации и методика проведения аппликации в средней группе» (включая файлы) размещена пользователем Елена Елисеева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД