Ирина Александрова
Специфика индивидуальной работы с заикающимися детьми
▼ Скачать + Заказать документы
По статистическим данным обследования детей за последние 5 лет на момент зачисления в группу выявлены следующие показатели:
55% детей с тоно – клоническим заиканием;
30% детей с клоно – тоническим заиканием;
15% – с клоническим заиканием.
40% детей с тяжелой степенью выраженности, 51% - со средней степенью выраженности, 9% детей со слабой степенью выраженности дефекта.
У 60% детей – ОНР 3 уровня;
У 38% детей – ФФНР;
Публикация «Специфика индивидуальной работы с заикающимися детьми» размещена в разделах
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2014
Для всех детей характерны нарушения темпо-ритмической стороны речи,
дыхания, голоса, интонации, ярко выражена скованность артикуляции, мимики, общей, тонкой моторики, а также недоразвитие высших психических функций.
Широко представлен програмно – методический комплекс, используемый для индивидуальной логопедической работы с заикающимися детьми.
• «Программа логопедической работы с заикающимися детьми» С. А. Мироновой
• Методика Л. З. Андроновой - Арутюнян «Как лечить заикание»,
• Технология И. Г. Выготской, Е. Г. Пеллингер, Л. П. Успенской «Устранение заикания у дошкольников в игровых ситуациях»,
• В. И. Селивёрстова «Речевые игры с детьми»,
• С. Дубровской «Знаменитая дыхательная гимнастика Стрельниковой»,
• М. Ю. Картушиной «Логоритмические занятия с детьми 5-6, 6-7 лет»,
• Н. Ю. Костылевой «Покажи и расскажи».
• И. А. Агаповой, М. А. Давыдовой «Весёлая психогимнастика, или как научить ребёнка управлять самим собой»
Изучив данную методическую литературу, структуру нарушений речи детей, была определена цель индивидуальных занятий – гармоничное формирование речи и личности заикающихся детей.
Поставлены задачи:
o развивать и совершенствовать навыки речи, свободной от заикания;
o развивать речевое дыхание, правильную, не напряженную голосоподачу и артикуляцию;
o развивать общую, тонкую моторику;
o совершенствовать просодические компоненты речи;
o воспитывать у детей правильное поведение в коллективе и социуме.
Компоненты чётко показывают специфику индивидуальной работы :
Обучение расслаблению и релаксации
Нормализация общей, тонкой и речевой моторики
Развитие речевого дыхания, голоса
Тренировка плавной техники речи
Развитие мимики, просодики
Формирование и совершенствование правильного общего и речевого поведения
В соответствии с требованиями Программы, в группах для детей с заиканием ежедневно проводятся индивидуально – подгрупповые занятия, длительностью 10-15 минут.
Индивидуальная коррекционная работа делится на 3 этапа :
Первый этап:
Формирование мышечного расслабления по контрасту с напряжением отдельных частей тела и всего тела на слово – символ «пять».
Постановка диафрагмального дыхания, обучение сочетанию длительного выдоха с расслаблением.
Обучение плавной артикуляции гласных звуков на мягкой атаке голоса.
Обучение правильным движениям пальцев ведущей руки.
Воспитание смелой, не принуждённой позы, уверенного взгляда.
Наблюдая ребёнка во время приступа заикания, можно видеть, как напрягаются все мышцы лица, органы дыхания, корпуса, рук, ног, так как напряженные мышцы «не управляемы». При устранении заикания индивидуально проводятся упражнения, которые успокаивают, снимают эмоциональное напряжение.
В комплексах расслабляющих упражнений мы используем общепринятую технологию И. Г. Выготской, Е. Г. Пеллингер, Л. П. Успенской «Устранение заикания у дошкольников в игровых ситуациях». Авторы предлагают обучать расслаблению с помощью предварительных упражнений для напряжения определённых мышц.
В начале, дети учатся напрягать и расслаблять наиболее знакомые, крупные мышцы рук, ног, корпуса, шеи, нижней челюсти.
Например, детям предлагается с силой сжать кулачки, затем расслабиться, объясняя при этом, что только мягкие руки могут легко выполнить любое действие по нашему желанию.
В дальнейшем, при выполнении каждого упражнения, обращается внимание на то, как приятно состояние не напряженности, спокойствия.
Обучая детей расслаблению, логопед сравнивает тело с тряпичной куклой, мягкий живот - со сдутым шариком, шею и голову – с мячиком на воде и пр.
Учёными установлено, что при достаточно полном расслаблении мышц снижается уровень бодрствования головного мозга и человек становится более внушаемым. Успешное овладение детьми мышечным расслаблением даёт возможность перейти к целенаправленному внушению, т. е. воздействие на их волю и сознание словом.
У заикающихся дыхание поверхностное, аритмичное, укорочены вдох и
выдох. Цель тренировки правильного речевого дыхания на индивидуальных занятиях – выработка длительного плавного выдоха, чёткая и ненапряжённая артикуляция. Тренировка речевого дыхания, улучшение голоса и уточнение артикуляции проводятся одновременно.
Используются технологии:
И. Г. Выготской, Е. Г. Пеллингер, Л. П. Успенской,
В. И. Селивёрстова,
С. Дубровской «Знаменитая дыхательная гимнастика Стрельниковой»,
М. Ю. Картушиной,
Н. Ю. Костылевой.
Установлено, что наиболее правильным, удобным для речи является диафрагмально-рёберное дыхание, когда вдох и выдох совершаются при участии диафрагмы и подвижных рёбер. При постановке речевого дыхания приучаем детей делать вдох ртом, через немного приоткрытые губы (щелинку). Приоткрытый рот позволяет снять мышечное напряжение челюсти, гортани и является естественным началом свободной речи. После вдоха приучаем делать небольшую паузу и последующий длительный, плавный выдох. Продолжительность вдоха и выдоха должны быть одинаковыми.
Контролировать правильное речевое дыхание помогает ладонь, положенная ребёнком, на область диафрагмы.
Ежедневно с детьми проводится фонетическая гимнастика.
Звуковой массаж, т. е. пение с движениями рук – это самый простой и доступный способ профилактики, оздоровления ребенка, устранения неравномерностей развития голоса.
Звуки а – массажирует область груди,
и – вибрируют глотку,
ы – головной мозг,
э о у – лёгкие, сердце, печень, желудок,
м – вибрация лёгких, бронхов, трахеи,
б д к – при произнесении на твёрдой атаке, способствуют
отхождению мокроты,
р в сочетании с гласными помогает при астме.
Красивые, пластичные руки, активные, широкие движения, положительные эмоции – все это оказывает благотворное влияние на психологическое и физическое здоровье детей.
С первых индивидуальных занятий проводится работа по нормализации
общего и речевого поведения, так называемая «Поза пять», поза смелого человека. Детям объясняется, что такой человек стоит спокойно, слегка раздвинув ноги, расслабленно, рот чуть приоткрыт, смело смотрит в глаза. (Сравнивается с молодым деревцем)
Создаются различные игровые ситуации, где дети могут подвигаться, но по сигналу педагога, когда они слышат громкое, протяжное ПЯТЬ, должны встать в соответствующую позу.
В дальнейшем, перед началом и в конце речевого высказывания педагог
произносит ПЯТЬ, тем самым приучая детей контролировать расслабление в речевом процессе.
Движения пальцев руки помогают детям расслабиться, медленно и плавно начать речевой акт, выделить логическое ударение во фразе, задают темп и по - слоговой ритм речи.
Для более эффективной работы педагогами нашей группы разработан специальный тренажёр.
В начале коррекционной работы основные упражнения отрабатываются индивидуально.
2 этап индивидуальной работы.
• Закрепление полученных у детей навыков.
• Обучение синхронизации речи с движениями пальцев ведущей руки.
• Работа над выразительностью речи на заученных текстах.
• Воспитание смелого речевого поведения.
Детская релаксация проводится с использованием технологий Выготской, Пеллингер, Успенской, а также Агаповой, Давыдовой «Весёлая психогимнастика, или как научить ребёнка управлять самим собой»
Для детей релаксация представлена, как особая игра. Внушение проводится в виде рифмованного текста, который понятен и легко запоминается детьми. Впоследствии многие дети пользуются ими самостоятельно.
Опыт показывает, что в результате применения релаксации у многих детей наладился сон, они стали более уравновешенными, спокойными.
3 этап индивидуальной работы.
• Автоматизация навыков речи с рукой на занятиях. Введение формул правильной речи.
• Совершенствование выразительности речи.
• Проведение речевых тренировок с постепенным усложнением ситуации общения.
В конце первого года обучения вводятся формулы правильной речи, что несомненно служит детям напоминанием построения предложений, спокойного поведения.
На втором году обучения больше внимания уделяется просодическим компонентам речи в различных ситуациях общения, совершенствованию общего и речевого поведения. Индивидуальные тренировки проходят в кабинете логопеда, группах детского сада, на улице, в учреждениях социума.
Вывод: Данная специфика помогает детям с ОВЗ индивидуально совершенствовать технику речи без заикания, способствует в дальнейшем нормализации речевого высказывания, психофизического состояния и социального поведения детей.