Светлана Авдеенко
Создание условий для двигательной деятельности детей раннего возраста в период адаптации
▼ Скачать + Заказать документы
Создавая условия для преодоления сложного момента адаптации, мы определили приоритет в воспитании младших дошкольников – сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе и эмоционального благополучия, формирование эмоционального контакта, доверия детей к воспитателю.
Публикация «Создание условий для двигательной деятельности детей раннего возраста в период адаптации» размещена в разделах
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Младшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2014
Отмечено, что дети активные, подвижные, любознательные, имеющие положительный опыт общения, как со взрослыми, так и со сверстниками, охотно идут в детский сад и в меньшей степени переживают расставание с родителями. Внутреннее напряжение заставляет ребенка длительное время находиться без движения, в пассивном состоянии, что несвойственно для данного возраста. При обследовании детей подтвердился факт закономерной взаимосвязи между состоянием здоровья ребенка и его двигательной активностью.
Тем более, уровень развития двигательных умений – один из показателей правильного нервно-психического развития в раннем возрасте. Чем разнообразнее движения, тем интенсивнее происходит интеллектуальное и социально-эмоциональное развитие ребенка.
В данном возрасте детей характеризует действенная позиция познания окружающего мира. Детям свойственна частая смена движений и поз, благодаря чему происходит поочередное напряжение и отдых различных групп мышц, поэтому дети и не устают. Учитывая эту особенность, мы стараемся обеспечить разнообразную деятельность детей, создать условия для различных видов движений, сосредоточить внимание детей на посильной двигательной деятельности и постепенно целенаправленно активизировать её.
С этой целью в групповой комнате создаётся особенная обстановка, где учитывается площадь для игр, правильное размещение оборудования и игрушек, новизна игровых и физкультурных пособий.
Во многом подвижность детей зависит не только от их двигательных умений, но и от положительного отношения к ним. Поэтому используем подвижные игры на основе стихов и потешек, на развитие мелкой моторики и координации движений, чтобы наполнить движения эмоциональной привлекательностью.
Пособий и игрушек должно быть в группе в достаточном количестве, однако, не слишком много. Нужно помнить, что это рассеивает внимание детей и утомляет их нервную систему. В то же время для детей раннего возраста характерна большая подражаемость. Увидев в руках соседа мяч, ребёнок хочет непременно завладеть им. Поэтому важно, чтобы однотипных игрушек было несколько.
При создании развивающей среды в группе необходимо обратить внимание подбору ярких и красочных игровых и спортивных атрибутов.
Развивающая среда должна побуждать детей к действию. Она легко меняется и дополняется в зависимости от индивидуальных особенностей и склонностей ребенка, уровня его подготовленности.
В распоряжении ребят есть игрушки, пособия, стимулирующие двигательную активность, повышающие интерес к движениям.
В спортивном уголке нашей группы имеется разнообразное спортивное оборудование: мячи, скакалки, обручи, гимнастические палки, кегли, кольцеброс, мишень для метания в цель.
Наряду со стандартным оборудованием имеется много пособий, сделанных руками родителей и педагогов: это цветные ленточки, косички, платочки, флажки, пенечки, шумелки-шуршалки, шапочки для подвижных игр, пособие «Карусель», дуги для подлезания, пособие для перешагивания, перепрыгивания, подпрыгивания, на координацию движений, кольцеброс-слоник.
В целях профилактики плоскостопия изготовлены разнообразные массажные коврики (с пуговицами, губками, пробками, карандашами, которые ярко оформлены и создают у детей положительные эмоции.
В целях оздоровительных мероприятий изготовлены индивидуальные бутылочки для дыхательных упражнений.
В группе имеется уголок активных игрушек: это большой выбор разнообразных машин, каталок, колясок.
Яркая горка позволяет детям выполнять множество движений, что доставляет им массу положительных эмоций.
Мягкие крупные гимнастические модули имеют многофункциональное значение, из них можно сооружать постройки для разнообразных видов движения, для развития как крупной, так и мелкой моторики (шнуровка, пуговки, замочки, молнии).
В групповой комнате нами создаются препятствия для повышения уровня двигательной деятельности детей, т. е. игрушки, пособия располагаю так, чтобы малыши, доставая их, проделывали дополнительные движения. Полки с игрушками расположены на разных уровнях. К одной полке, чтобы достать игрушку, дети должны, подняться на носки, потянуться, а к другой, наоборот, наклониться, присесть.
В группе есть уголок ряжения, всевозможные костюмы, шапочки, бусы, украшения. Всё это очень привлекает детей, побуждает их к двигательной деятельности.
Вызвать интерес у детей к движениям помогают стихи, короткие песенки, потешки. А когда в стихотворение или потешку вставляется имя ребёнка, это вызывает ещё большее желание двигаться. «Дима шёл, шёл, шёл и шишку нашёл», «Мишенька, не уходи, наших деток подожди», «Все грибочки соберём и Аришке принесём».
И, наконец, хочется сказать о самостоятельной двигательной деятельности детей. Она возникает по инициативе ребёнка. Содержанием самостоятельной двигательной деятельности являются движения. Преимущество её заключается в том, что ребёнок сам выбирает движения, двигается в своём темпе, делает паузы, чередует их.
При создании условий для самостоятельной двигательной деятельности использую полосы препятствий. Что представляет собой полоса препятствий? Она состоит из набора последовательно расположенных пособий. Пособия должны располагаться так, чтобы нагрузка падала на различные группы мышц и дети могли упражняться в разных движениях.
Например, размещается несколько предметов (4-5 шт.) высотой от 5 до 20 см. Дети идут подорожке, затем перешагивают через предметы разной высоты, подлезают под дугу, выпрямляются, подходят к сетке с мячом и отталкивают его двумя руками. Полосу препятствий можно выстроить по-разному: в ряд, полукругом, зигзагом. Дети выполняют движения самостоятельно, однако воспитатель следит за ними, подбадривает словами.
Большую радость доставляет детям уголок развития мелкой моторики с множеством пособий: вкладышей, пазлов, игрушек-шнуровок, мозаики, пирамидок, матрешек, ленточек, а также и нестандартного оборудования.
Поощряя активность каждого ребёнка, нужно развивать его стремление заниматься ещё и ещё. В этом помогают упражнения, основанные на игровых приёмах. Окрашенные эмоционально, они делают движения для ребёнка желанными и доступными. Играя, ребёнок «незаметно» осваивает основные движения. При этом необходимо давать детям возможность учиться разнообразным способам действия, не требуя от них глубокой технической отработки (это задача последующих лет). И самое главное, каждому малышу следует дать почувствовать, что у него не только всё получается, но каждый раз - всё лучше и лучше.
Такая среда положительно влияет на эмоциональный и психологический микроклимат в группе, помогает организовывать различные виды индивидуальной и коллективной двигательной деятельности.
Подводя итог вышесказанного, хочу отметить, что при правильной организации развивающей среды, специально подобранных методических приемов, доброжелательном отношении педагога, адаптационный период в нашей группе прошел менее болезненно для малышей и их родителей.