Татьяна Венедиктова
Создание позитивного микроклимата в группе
▼ Скачать +Заказ
«Создание позитивного микроклимата в группе
В общении с детьми все чаще приходится наблюдать проявление таких качеств, как нежелание и неумение помочь сверстнику, посочувствовать, порадоваться вместе с ним, неумение уступать. Дети проявляют нетерпимость к индивидуальным особенностям друг друга.
Общение — это видимая, наблюдаемая, выявляющая связь людей. Отношения и взаимоотношение — стороны общения.
Публикация «Создание позитивного микроклимата в группе» размещена в разделах
Отношение — это позиция личности ко всему, что ее окружает, и к самой себе. Человек по-разному относится к вещам, событиям, социальной роли, людям. Что-то ему нравится, а что-то нет. Одни события, факты его волнуют, а другие оставляют равнодушными. Чувства, интересы, внимание — это те психологические процессы, которые выражают отношения человека, его позицию.
Позитивные отношения между детьми внутри группы — залог успешности их коммуникативного поведения в будущем. В детском коллективе неизбежны конфликтные ситуации. Дошкольники стремятся, но не умеют вступать в контакт, выбрать уместные способы общения со сверстниками, проявить вежливое, доброжелательное отношение к ним, выслушать партнера.
Поэтому немаловажные задачи для нас — формирование гуманных межличностных отношений между детьми и установление позитивного микроклимата в группе. Мы стараемся разрешать острые ситуации среди воспитанников, не допускаем конфликтных ситуаций.
Первым шагом в своей работе мы используем создание благоприятной атмосферы и анализ обстановки в группе, своих собственных взаимоотношений с каждым ребенком, взаимоотношений между детьми.
Для налаживания взаимодействия с детьми мы устанавливаем доверительные, партнёрские отношения и стремимся их поддерживать, организуем сотрудничество (совместную деятельность взрослого и ребенка, а при возникновении конфликтных ситуаций применяем позитивные способы их разрешения. Этому способствуют такие приемы как:
обращение к каждому ребёнку по имени и своевременная похвала;
проявление внимания к настроению, успехам, неудачам детей и поддержание стремления к самостоятельности в играх или при выполнении режимных процедур;
участие воспитателя в совместной деятельности с детьми как равноправного партнера.
«Правила группы». Совместно с детьми «разработали» правила группы «Что можно делать, что нельзя».
Делись с товарищем. Играй так, чтобы не стараться всегда взять себе самое лучшее.
Помогай товарищу. Если умеешь что-то делать сам — научи и его. Если товарищ попал в беду — помоги ему, чем можешь.
Останови товарища, если он делает что-то плохое. Если товарищ не прав, скажи ему об этом.
Не ссорься, не спорь по пустякам. Играй дружно.
Не зазнавайся, если у тебя что-то получилось лучше, чем у других.
Не завидуй — радуйся удачам и успехам товарища вместе с ним.
Если поступил плохо, попроси прощения и признай свою ошибку.
«Утро радостных встреч», дети после выходных, придя в детский сад, интересуются кто, чем занимался в выходные дни, где были, рады ли снова видеть друг друга. Вся группа приветствует ребёнка после болезни, дети рассказывают, какие события произошли в детском саду в его отсутствие.
Мы считаем дружно: «Раз!».
В небе месяц вдруг погас.
Посчитаем дружно: «Два!».
Разгорается заря.
Посчитаем дружно: «Три!».
- Ясно солнышко, гори
… Утро начинается –
Считалочка кончается.
Только смелый и упорный,
Доберётся к цели бодро
А ещё в дороге нужно
Знать секреты прочной дружбы.
Во время проговаривания дети встают и кладут руки на плечи товарищей. Затем соединяют правые руки в центре круга, накладывают одну руку на другую и произносят девиз «Один за всех и все за одного».
В случае возникновения проблем используем цветок, который ставим на стол и спрашиваем, как вы думаете, хорошо ли быть цветком? Почему? Послушайте, что хочет вам сказать этот цветок.
«Дети, я люблю вас: ваши глаза, улыбки, ваши добрые руки. Я рад тому, что живу в вашей группе. Ваша забота и ласковые слова помогают мне быстро расти и дарить вам каждый день чистый воздух и свою красоту. Интересно, как вы угадываете мои мысли и понимаете то, что я говорю на цветочном языке, когда хочу пить и умываться. О чём просит вас сегодня цветок?
«Уголок настроения»
Возраст: 5-7 лет.
Цель: отслеживание причин плохого настроения у детей и его дальнейшей коррекции. Технология применения: Приходя утром в детский сад, дети отмечают своё настроение, если оно грустное или их обидели, то они подходят к «Уголку настроения» и прикрепляют к кактусу колючку, если хорошее настроение – то цветок. В начале дня дети сосредоточены только на своём настроении, но после беседы и анализа настроений они обращают внимание и на настроение других детей и появляются вопросы «Что случилось?», «У тебя плохое настроение?». К концу дня мы наглядно видим, какое настроение у детей.
Для решения задач социально-нравственного воспитания дошкольников применяем следующие методы и приемы:
Всем детям очень нравится мирилка «Мирись, мирись и больше не дерись, а если будешь драться, то я буду кусаться и т. д. Но, она немного агрессивная. Мы в своей группе применяем другую мирилку.
Мирилка
Чтобы солнце улыбалось,
Нас с тобой согреть старалось,
Нужно просто стать добрей
И мирится нам скорей!
Хватит, нам уже сердится,
Веселятся все вокруг!
Поскорей давай мирится:
— Ты мне друг!
— И ты мне друг!
Мы обиды все забудем
И дружить как прежде будем!
Пальчик за пальчик
Крепко возьмём
Раньше дрались
А теперь ни по чём.
Хватит сердиться давай мириться.
«Шкатулка добрых дел». Каждую пятницу можно подводить итоги добрых дел. За каждый хороший поступок дети кладут в нее красную фишку, за каждый плохой поступок — синюю. Таким образом, определяются количество добрых и злых дел и размышляют, почему так случилось. Именно общий анализ поступков объединяет и заставляет задуматься каждого ребенка над своими действиями и над своим «вкладом» в общие хорошие дела всей группы.
Проводим с детьми игры на сплочение, такие как: «Волшебные очки».
Совместно с детьми проговариваем пальчиковую гимнастику про очки. А теперь мне хочется, чтобы вы по очереди примерили эти очки и хорошенько рассмотрели своего соседа. Может быть, вы заметите то, чего раньше не замечали.
«Давайте познакомимся»
Дети стоят в кругу. По очереди каждый называет свое имя, говорит, что-то хорошее о себе и делает какой-нибудь жест.
Я — Лиза (поднимает руки вверх). Я веселая.
Я — Максим (хлопает в ладоши). Я — добрый. И т. д.
Беседа:
Объясните, зачем человеку нужен друг? Каким он должен быть? Как вы понимаете выражение «настоящий друг», «одиночество»? Как объяснить значение пословицы «Старый друг лучше новых двух»?
«Волшебный мяч»
Дети встают в круг. Передавая по кругу «волшебный мяч», они рассказывают, с кем в группе дружат и почему.
Ребята, а что было приятнее: говорить самому добрые слова или слышать их от других?
«Паутина» (на сплоченность).
Дети встают в круг, берутся за руки и «запутываются» в один большой «клубок», обязательно не разжимая рук. После этого необходимо распутаться, но с тем условием — не разжимая рук.
В чем была трудность игры?
Что помогло вам распутаться?
Какие чувства вы испытывали в начале игры, как в конце игры.
Ввести ребенка в мир человеческих отношений - одна из важных задач воспитания личности ребенка дошкольного возраста. Детей надо приучать жить среди людей, формируя у них определенные психологические качества (внимание, волю, эмоции) и навыки общения.
В. А. Сухомлинский.