Патимат Рамазановна Курбанова
Создание модели ранней профориентации
▼ Скачать + Заказать документы
Ранняя профориентация детей дошкольного возраста как один из секретов их успешного личностного самоопределения в будущем
Актуальной задачей современной системы образование является целостность процессов социального и индивидуального развития ребенка. Доминантной идеей образования является, идея формирования успешной личности обладающей чертами: исследователей, изобретателей, предпринимателей, новаторов. Способной быстро адаптироваться к постоянно меняющимся условиям социальной жизни (социальная адаптивность). Вхождение ребенка в социальный мир невозможно вне освоения им первоначальных представлений социального характера, в том числе и ознакомлением с профессиями, с различными видами труда, чтобы облегчить ему самостоятельный выбор в дальнейшем.
Темочки:
- Профессии. ВСЕ материалы про труд взрослых и профессии
- Ранняя профориентация дошкольников
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2023
Одним из эффективных решений данной задачи, является включения ребенка в систему ранней профориентации. Профессиональная ориентация дошкольников - целостная система воспитательных мероприятий, в психологии и педагогике. Основными направлениями ранней профессиональной ориентации являются :
– профессиональное воспитание (формирование у детей интереса к труду, трудолюбия);
– профессиональное информирование (обеспечение детей информацией о мире профессий).
Ее органично включают в процесс всестороннего развития детей, стимулируя инициативность, самостоятельность, познавательную активность. У детей формируется система знаний о профессиях, интересы и отношение к определенным видам деятельности. Развития в ходе игровой деятельности трудовых навыков, формированию элементарного практического опыта профессиональных действий, определению интересов с учетом особенностей их возраста и состояния здоровья, пополнению активного словарного запаса, развитию уважительного отношения к труду.
Профессиональная ориентация дошкольников - первая ступень в формировании базовых знаний о профессиях (общее знакомство с миром профессии). Ранняя профориентация (ознакомление с трудом взрослых, с окружающим миром и изучению мира труда) – подготовка к осознанному выбору своего жизненного пути. В ДОУ происходит уже в младшем дошкольном возрасте преимущественно носит информационный характер, когда дети через сказки, общение со взрослыми и средства массовой информации узнают о разных профессиях. В зависимости от способностей, психологических особенностей, темперамента и характера, дети начинают формировать свое мнение о разных родах занятий, учатся анализировать и планировать. Поскольку родители редко подробно рассказывают детям о своей сфере деятельности и профессии, именно в детском саду дети знакомятся с тем, кем работают его родители или работали бабушки и дедушки, со спецификой различных профессий. Воспитанники знакомятся с работой воспитателя, повара, медсестры, няни, врача, водителя, строителя. В игровой форме работают над формированием понятий о труде взрослых (медики лечат, водитель управляет машиной, повар готовит еду, дети наблюдают за работой взрослых. Им прививают уважение к результатам чужого труда, развивают интерес к профессиям. Сюжетно-ролевые игры направлены на обогащение знаний о различных видах деятельности. Дети все чаще участвуют в играх конструктивно-строительного направления. Погружение детей в разнообразие профессий позволяют дошкольникам сформировать познавательные мотивы, учат коммуницировать и выстраивать социальные связи, узнавать место работы специалиста, название профессии, основные функции, полезность и результаты труда, необходимость в рабочей форме, специальных орудиях труда, расширяет кругозор, систематизирует и конкретизирует имеющийся у детей опыт и знания о профессиях. Чем больше ребенок впитает информации и чем более разнообразна и богата она будет, тем легче ему будет сделать в будущем свой решающий выбор, который определит его дальнейшее развитие. Воздействие педагогов направлено на воспитание желания трудиться, уважать результаты труда других людей.
Учитывая все вышеизложенное, мы определили цель нашей работы: создание модели ранней профориентации - обобщение знаний о профессиях в процессе совместной с педагогом деятельности через «погружение» в реальные практические ситуации.
Задачи по формированию элементарных представлений у дошкольников о профессиях взрослых :
– знакомить (дать ребенку начальные и максимально разнообразные представления о профессиях, обогащать и конкретизировать представления детей о мире труда, воспитывать устойчивый познавательный интерес к многообразию профессий;
- развитие эмоционально-положительного отношения к человеку труда;
- формирование обобщенных представлений о необходимости трудовой деятельности в жизни людей;
- формирование у дошкольников эмоционально-положительного отношение к труду (предоставить возможность использовать свои силы в доступных видах деятельности, участвовать в посильной трудовой деятельности, научиться выполнять трудовые действия представителей разных профессий;
- воспитание бережного отношения к труду взрослых и результатам их труда, осознание понимания роли труда для благополучия жизни человека, освоение причинно - следственных связей;
– помочь детям осознать важность необходимость и незаменимость каждой профессии;
– закреплять умения детей выражать в игровой и продуктивной деятельности свои впечатления;
– развитие познавательной активности, воображения, коммуникативных, интеллектуально - творческих способностей детей.
Планирование работы по ознакомлению с профессиями не всегда последовательно, в проектирование профориентационной среды (знакомства детей с миром профессий и трудовых функций) в основе лежат тематические сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, беседы, рассматривание иллюстраций, открыток, альбомов, картин. Встречи с представителями разных профессий (членов их семей, наблюдения за трудом, проведение экскурсий. Все это служит источником информации о профессиях.
Формы и методы работы с дошкольниками:
- экскурсии - в организации ранней профориентации в образовательном учреждении ведущая роль принадлежит экскурсиям. Экскурсию проводят на пищеблоке, в медицинском кабинете, кабинете заведующего. Альтернативой реальной может стать виртуальная экскурсия. Ее проводят с помощью видеосюжетов или мультфильмы, используют мультимедийные доски или проекторы;
- наблюдения во время целевых прогулок - используется только в комплексе с игрой, выставкой или экскурсией. Наблюдение работает при условии регулярной повторяемости и продолжительности. В результате дети получают представления об орудиях труда, профессиях, их роли и предназначении. В детском саду воспитанники могут наблюдать за работой медицинской сестры, повара, уборщицы;
- беседа - педагог целенаправленно обсуждают с детьми отдельные профессии. Воспитатели заранее готовят перечни вопросов, которые будут стимулировать умозаключения и размышления детей;
- встречи с интересными людьми — возможность расширить представления о специфике разных родов занятий, понять, насколько интересна та или иная профессия (рассказы воспитателей и родителей);
- экспериментирование - выполнение детьми трудовых действий и продуктивные виды деятельности (конструирование, лепку, рисование, аппликацию).
Алгоритм ознакомления с профессией : - название профессии; - место работы; - форменная одежда; - орудия труда; - трудовые действия; - результат труда; - польза труда для общества.
Тематический план работы с детьми
Месяц; Тема; Цели; Форма ознакомления с профессиями
Сентябрь «Профессии в детском саду» Обогащать знания и представления детей о профессиях работников детских учреждений. Экскурсия по детскому саду, беседа, презентация «Профессии в детском саду» моделирование и знакомство с сюжетно - ролевой игрой «Детский сад».
Октябрь «Врач» Обогащать знания и представления детей о профессиях врача, медсестры, познакомить с их обязанностями и трудовыми действиями, сформировать понимание значимости данной профессии для общества. Беседа, экскурсии в кабинет медицинской сестры, встреча с медицинской сестрой, познакомить с сюжетно - ролевой игрой «Больница».
Ноябрь «Повар» Обогащать знания и представления детей о профессии повара, расширить знания о назначении кухни, познакомить с обязанностями и трудовыми действиями повара, сформировать понимание значимости данной профессии для общества. Беседа, экскурсия на кухню детского сада, наблюдение, наглядно-информационный материал, познакомить с сюжетно - ролевой игрой «Кухня».
Декабрь «Домохозяйка» Познакомить детей с профессией домохозяйка, с их обязанностями и трудовыми действиями. Сформировать понимание значимости данной профессии, воспитывать уважение к труду. Беседа, виртуальная экскурсия, встречи с интересными людьми (родители).
Знакомство с сюжетно – ролевой игрой «Семья».
Январь «Продавец» Познакомить с профессией продавец, с их обязанностями и трудовыми действиями. Воспитывать уважительное отношение к труду людей. Беседа, виртуальные экскурсии, наглядно-информационный материал, знакомство с сюжетно – ролевой игрой «Магазин игрушек».
Февраль «Профессия - военный» Расширять представления детей о Российской армии, знакомить с разными родами войск (сухопутными, морскими, воздушными). Формировать стремление быть сильными, смелыми защитниками своей страны. Беседа, виртуальные экскурсии, наглядно-информационный материал.
Март «Строитель» Расширение и уточнение знаний о строительных профессиях. Формировать уважение к рабочим разных специальностей — каменщикам, плотникам, малярам, сантехникам, кровельщикам. Беседа, наглядно-информационный материал, виртуальные экскурсии.
Апрель «Художник» Обогащать знания детей о профессии художник. Формировать умения у детей различать особенности, характерные для каждого жанра искусства. Беседа, виртуальные экскурсии, экспериментирование.
Май «Все профессии нужны, все профессии важны» Раскрыть разнообразие профессий. Закрепить представление о профессиях, о значимости труда взрослых, воспитать уважение и любовь к труду взрослых. Квест - игра «Ярмарка профессий»