Светлана Прокопьева
Создание мини-музея «Шахтёрской славы»
СОЗДАНИЕ МИНИ-МУЗЕЯ ШАХТЕРСКОЙ СЛАВЫ В РАМКАХ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ
В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЫ
Главные составляющие человеческого счастья просты – это дружная крепкая семья и любимая работа. Каждый человек мечтает идти на работу и понимать - здесь он на своём месте. Поэтому вопрос профессиональной ориентации актуален всегда. Этот выбор является одним из самых главных в жизни.
В нашем детском саду мы начинаем работу по профессиональной ориентации уже в средней группе, когда маленькая личность жаждет познавать мир во всём его многообразии.
Публикация «Создание мини-музея „Шахтёрской славы“» размещена в разделах
- Мини-музеи в детском саду
- Музейная педагогика в детском саду
- Шахтер. Знакомство с профессией
- Темочки
Вопрос профессионального самоопределения тесно связан с чувством патриотизма, с ощущением привязанности к тому месту, где ребёнок родился и подрастает. Кузбасс является настоящей колыбелью ценнейших ресурсов: природных и человеческих. Мы гордимся нашей великолепной природой: богатством животного мира, лесами, горными массивами и неисчерпаемым запасом полезных ископаемых, хранящихся в недрах земля. А ещё больше мы дорожим нашими земляками – трудолюбивыми и небезразличными людьми. Одной из самых востребованных и перспективных в Кузбассе является угольная промышленность. Она так разнообразна, что реализовать свои профессиональные возможности здесь способен практически каждый человек. Все эти чувства и знания необходимо передать нашим воспитанникам, научить ребят любить свой край так, чтобы захотелось прожить в нём всю жизнь. Именно тогда дети вырастут достойным будущим поколением Кузбасса, поддерживающим и укрепляющим свою малую Родину.
Чтобы воспитать в наших детях любовь к своей малой родине, богатой полезными месторождениями, интерес к людям, которые добывают эти ископаемые своими руками, тем самым обогащая родной край, в нашей подготовительной к школе группе возникла идея создания мини-музея шахтёрской славы.
Реализация этого проекта пробудила желание воспитанников включаться в разные виды деятельности – как самостоятельную, так и коллективную. Знакомясь с профессиями своих родителей, многие из которых работают на шахтах и разрезах, наши воспитанники стали проявлять неподдельный интерес к труду людей, работающих в угледобывающей промышленности. Вместе с родителями, ребята активно участвовали в создании экспонатов для мини-музея в группе.
Важная особенность группового музея – активное взаимодействие при его создании всех сторон педагогического процесса. В обычном музее ребенок - лишь пассивный созерцатель, а здесь он - соавтор. В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в мини-музее не только можно, но и нужно! Мини-музей можно посещать каждый день, брать экспонаты в руки и рассматривать. Причем не только ребенку, но и его папе, маме, бабушке и дедушке. Каждый мини-музей в детском саду способствует укреплению семьи и доверительных отношений с педагогом и сверстниками.
Наш проект реализовывался через непрерывную образовательную деятельность, осуществляемую в образовательной деятельности, в самостоятельной деятельности дошкольников, во взаимодействии с семьёй воспитанников, создание предметно-пространственной среды.
Проект включал в себя следующие этапы
I этап: «Рождение проблемы».
В приемной группы дети рассматривают поздравительный стенд, оформленный совместно с родителями к празднику «День шахтера». На стенде размещены фотографии родителей, трудящихся в угольной промышленности.
Примерные вопросы:
- В честь какого праздника оформлен наш поздравительный стенд?
- Кто такие шахтеры?
- Что такое уголь?
- Где уголь находится в природе? Как его добывают?
- Какую пользу людям приносит добыча угля?
- Где мы можем узнать ответы на наши вопросы? (Спросить у родителей, узнать во время организованной образовательной деятельности; прочитать в энциклопедии, в Интернете.)
- Обратите внимание – как много родителей работают шахтерами. И это только в нашей группе. Друзья, предлагаю не только подробнее узнать о работе шахтеров, но и сделать свой собственный музей шахтерской славы! Вам это интересно? (Ответы детей.)
- Что такое музей?
- Что такое «экспонаты»?
- Как вы думаете, какие экспонаты могут находиться в музее шахтерской славы? (Книги, рисунки, фотографии, уголь, макеты горы, шахты, модели транспорта, добывающего и перевозящего уголь, одежда шахтеров, их орудия труда)
- Вот как много всего вы назвали! Что из перечисленного мы можем сделать сами? (Нарисовать рисунки, создать макеты, обратиться за помощью к друзьям и родителям)
- Все верно! Так мы и поступим. А для начала я предлагаю нам отправиться в группу и выбрать достойное место для нашего будущего музея…
II этап: «Разработка проекта».
1. Изучение литературы по проектной деятельности.
2. Подготовка методической литературы, иллюстраций, консультаций для родителей по теме проекта.
3. Чтение художественной литературы: «Почемучка» : Что такое подземные богатства? Сказка про каменный уголь. Что внутри шахты [1], М. Колосов «Уголек»[6], П. Байдебура «Дети шахтеров»[2].
4. Просмотр мультфильмов: «Лелек и Болек в старой шахте», «Лелек и Болек у шахтеров», «Крот и уголь».
5. Погружение в проблемную ситуацию родителей, ознакомление родителей с планом по реализации проекта.
6. Разработка занятий.
7. Разработка презентации «Добыча угля: история и современность».
8. Разработка содержания тулбокса «Ларец шахтера».
III этап: «Мероприятия и события».
1. Экспериментирование: «Происхождение и свойства угля».
2. Организованная образовательная деятельность: «Добыча угля: история и современность».
3. Беседа о шахтерских профессиях : «Кто нам уголь добывает».
4. Оформление в приемной группы выставки рисунков «Труд шахтеров».
5. Моделирование макета «Транспортировка угля в шахте».
6. Спортивное развлечение «Мы – Кузбасские шахтеры!».
IV этап: «Заключительный».
Открытие музея шахтерской славы с презентацией тулбокса «Ларец шахтера»
В процессе реализации проекта:
-успешно проведена организованная образовательная деятельность;
-изготовлен тулбокс «Ларец шахтера»;
-совместно с родителями и детьми сооружены макеты «Разрез», «Транспортировка угля в шахте».
-реализовано спортивное развлечение «Мы – Кузбасские шахтеры!»;
-разработана видеопрезентация «Добыча угля: история и современность»;
-оформлен и открыт мини-музей шахтерской славы;
-успешно активизируется речь у детей, пополняется словарный запас;
-развиваются познавательные и творческие способности детей, поддерживается их интерес к профессиональной деятельности работников угледобывающей промышленности;
-формируются предпосылки интереса к тому, чтобы в будущем посвятить себя работе в угольной промышленности.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Алексин А. Почемучка (Текст)/А. Алексин, С. Михалков, Л. Разгон, В. Хелемендик. – М. :Педагогика-Пресс, 1987, 1990, 1991, 1992.
2. Байдебура П. А. Дети шахтеров/П. А. Байдебура. – СОИ, 1961.
3. Битютская Н. П. Проекты в дошкольной образовательной организации: технология и содержание проектной деятельности/ Н. П. Битютская. – Изд. 2-е, перераб. – Волгоград: Учитель. – 207 с.
4. Иванова А. И. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду (Текст)/А. И. Иванова. – М., 2004.
5. Игнатьева Ю. Мой папа - шахтёр : (опыт работы по ознакомлению дошкольников с трудом шахтёра и смежными с ним профессиями в подготовительной к школе логопедической группе) /Ю. Игнатьева, Г. Предводителева, Т. Гекк // Дошкольное воспитание. - 2014г - №8.- С. 113- 116.
6. Колосов М. Уголек/М. Колосов. – Малыш, 1985.
7. Пасечников Т. В. Профориентационная работа в условиях дошкольной образовательной организации: методическое пособие»/Т. В. Пасечникова – Самара:изд. ЦПО, 2013.
Интернет-ресурсы:
8. Волков, Михайло – https: //ru/wikipedia.org.
9. Шахтный проходчик – https://s-tke.ru/kem-byt.
10. Шахтерские профессии - http ://miningwiki.ru.