Елена Жукова
Совместное занятие педагога-психолога и учителя-логопеда в темной сенсорной комнате
Как все мы знаем оборудование темной сенсорной комнаты многофункционально, с ним могут работать специалисты самого разного профиля: врачи, социальные педагоги, дефектологи, психологи, воспитатели, инструктора ЛФК, учителя - логопеды. Именно поэтому в сенсорной комнате могут с высокой эффективностью проводиться интегрированные занятия, в ходе которых каждый специалист решает свои профессиональные задачи. Также занятия могут проводиться не только каждым специалистом в отдельности, но и совместно для увеличения плодотворности воздействия на ребенка.
Публикация «Совместное занятие педагога-психолога и учителя-логопеда в темной сенсорной комнате» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Работа психолога в ДОУ
- Работа психолога. Конспекты занятий
- Сенсорная комната. Уголки и центры сенсорного развития
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2015
Показаниями к посещению темной сенсорной комнате являются :
• различные психоневрологические проблемы: неврозоподобные состояния
• задержки психомоторного и речевого развития;
• органические поражения ЦНС с явлениями заикания,
• энуреза, энкопреза, тиков и т. п.
• аутизм (легкие формы);
• адаптационные расстройства (при поступлении в детский сад, школу, смене места жительства и т. п.);
• школьные проблемы (неуспеваемость, отсутствие познавательного интереса, учебной мотивации);
• явления нарушенного поведения (агрессивность, СДВГ (синдром гиперактивности и дефицита внимания, неусидчивость, импульсивность)
• нарушения эмоциональной сферы (страхи, замкнутость, застенчивость)
• психосоматические заболевания
• различные психологические проблемы: состояние психоэмоционального напряжения, стрессы, депрессивные состояния
Противопоказания:
• инфекционные заболевания.
• эпилептический синдром или готовность к эпилепсии,
• умеренная и тяжелая умственная отсталость
• психоневрологические заболевание, лечение которых проходит с помощью психотропных препаратов,
• синдром гиперактивности.
Занятия в сенсорной комнате чаще всего имеют следующую структуру:
1. ритуал начала занятия;
2. сюрпризный момент
3. игровое задание на развитие психических процессов;
4. релаксационное упражнение, позволяющее детям расслабиться, снять мышечное и психоэмоциональное напряжение;
5. ритуал окончания занятия.
Занятия проводятся индивидуально, либо с малой группой детей от 2 до 4детей. Длительность занятия в среднем от 10 до 30 минут.
Занятие со 2-й младшей группой
Цель занятия : демонстрация специалистам различного профиля возможностей использования оборудования сенсорной комнаты для проведения развивающих занятий с детьми (на примере занятия с детьми 3 – 4 лет).
Задачи занятия :
• сформировать у педагогов групп общие представления о сенсорной комнате, ее специальном оборудовании, правилах и приемах их использования;
• расширить знания педагогов о сфере применения различного оборудования сенсорной комнаты и его развивающих и коррекционных возможностях;
• обсудить возможность использования сенсорной комнаты педагогами для проведения занятий с детьми раннего и дошкольного возраста.
Задачи развивающего занятия :
• развитие общей моторики, координации движений детей;
• оптимизация мышечного тонуса;
• снятие нервно-психического напряжения;
• развитие зрительного, слухового и обонятельного восприятия и внимания;
• развитие способности детей к классификации предметов по выделяемому признаку;
• закрепление понятий «сухой-мокрый», «горячо-холодно», «день-ночь», представлений о воде и ее свойствах, о домашних и диких животных;
• развитие коммуникативных навыков у детей, сплоченности группы;
• развитие эмоциональной сферы детей, умения сочувствовать, сопереживать, желания оказать помощь другому в затруднительной ситуации;
• развитие навыков саморефлексии.
Используемые материалы и оборудование:
• Мягкие модули;
• Тактильные массажные дорожки;
• Сухой бассейн;
• Детский зеркальный уголок с пузырьковой колонной;
• Музыкальный центр и CD с музыкой звуки леса;
• Небольшие фигурки курицы, лошади, овцы, козы, коровы, собаки, кошки;
• Карточки с рисунками охапки травы, зернышек, косточек, миски молока;
• Игрушка-перчатка «Внучка».
Ход ЗАНЯТИЯ
Психолог: Здравствуйте, ребята! Я рада видеть вас снова. Сегодня я предлагаю вам отправится со мной в сказочное путешествие. Согласны? Тогда сказка начинается.
Однажды несколько друзей (называет всех по именам) отправились в путешествие. На пути у них возникли высокие горы (мягкие модули). Ребята по очереди перелезли через них и оказались на узкой горной дорожке (тактильные массажные дорожки). На дорожке попадались под ноги камушки, колючки, трава и песок. И привела дорожка ребят к берегу моря (сухой бассейн). Море было не простое, а сухое. Почему это море сухое? Правильно, потому что здесь нет воды, а море наше состоит только из разноцветных шариков. Можно намочить одежду или волосы в таком море? Правильно, ребята, нельзя. Переплыли все друзья по очереди на другой берег моря. Ой, ребята, что это такое? Что за звуки я слышу?
Психолог незаметно для детей достает пальчиковую куклу «Внучка» и одевает на руку.
Внучка Машенька тихо плачет
Психолог: Ой, а кто это?
Машенька: Здравствуйте, ребятишки, девчонки и мальчишки. Я Машенька.
Психолог: Здравствуй, Машенька! А почему ты так горько плачешь? Что случилось?
Машенька: Отправилась бабушка в гости, а меня попросила за своими животными присмотреть. А они все разбежались-потерялись. Помогите мне их найти, пожалуйста.
Психолог: Ну что, ребята, поможем Машеньке отыскать животных?
Машенька: Ой, спасибо, ребята. Только животные эти не простые, найти их можно, только если загадку про них правильно отгадать. Сейчас я вам загадки расскажу, а вы отгадывайте:
Грива вьется за спиной – не угонишься за мной! (лошадь)
Бегут по дорожке борода да ножки (коза)
Лежит – молчит, а подойдешь – ворчит (собака)
Мордочка усатая, шубка полосатая (кошка)
Шубу теплую в колечках носит тихая. (овечка)
Голодная мычит, сытая жует, всем ребятам молоко дает (корова)
Психолог: Какие вы молодцы, всех животных угадали!
Машенька: Спасибо вам, ребята! А теперь помогите мне, пожалуйста, их покормить. У меня есть травка, косточки, молоко. Кого чем кормить?
Каждый ребенок получает по фигурке животного.
Дети расставляют фигурки рядом с нужными картинками.
Машенька: Вот, спасибо, помогли мне, выручили! а теперь нужно напоить наших животных. Отведите животных к водопаду, пусть водички попьют.
Психолог: Берите животных и пойдем к водопаду. Вот и пришли. Как тут красиво! Это потому, что всему живому нужна вода – и люди ее пьют, и животные, и растения. Все воду любят. Потрогайте ее рукой – какая она на ощупь? Правильно, прохладная, мокрая, прозрачная, бесцветная, текущая. Животные наши попили водички, набрались сил – пора их домой отвести.
Машенька: Как я рада, что вы уже вернулись! Вечер наступает, а то ночью по лесу гулять нельзя, там животные гуляют не домашние, а дикие, хищные. Каких диких животных вы знаете?
Психолог: Вот сколько животных мы с вами вспомнили. Уже и вечер наступил, солнышко спряталось, стало совсем темно. Зажглись звезды светлее стало.
Психолог: Ну вот, стало светлее и уютнее, правда, ребята? А теперь давайте подуем на наши звезды, посмотрите, как красиво они закружились на темном небе.
Путешествие было долгим, пора и отдохнуть немного! Прилягте на подушки и расслабьтесь! Звезды светят ярко, ножки, ручки отдыхают, глазки отдыхают! Открыли глазки посмотрели в небо, закрыли глазки, открыли глазки посмотрели в небо, закрыли глазки! Теперь мы отдохнули, встаем и кого же мы видим? Машеньку
Машенька: Мне было очень интересно с вами. Но нам пора прощаться. Мне надо бабушку встречать, а вам в детский сад возвращаться. До свидания!
Психолог: До свидания, Машенька! А ведь она права, пора в детский сад бежать, наверное ваши воспитатели очень по вам соскучились. Я знаю короткую дорогу, идемте за мной!
Психолог: Ну вот мы и вернулись обратно в детский сад. Понравилось вам наше путешествие. Сейчас вы вернетесь в группу, а на следующем занятии мы снова куда-нибудь отправимся. До свидания, ребята!