Ольга Родионова
Советы родителям по совершенствованию коммуникативных умений дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
1. В общении с детьми помните, что ребенок имеет право голоса в решении какой- либо проблемы. Поэтому старайтесь советоваться с ним, а не принимайте решения только сами, например вместо фразы: «Не твоего ума дело…» - скажите: «как ты думаешь, что для этого нужно сделать? Твое мнение всем интересно».
2. Не допускайте, чтобы ваш ребенок находился наедине со своими переживаниями. Найдите время и обратитесь к нему: «Я вижу, что тебя что-то беспокоит», «Я вижу, что тебя кто-то огорчил», «Расскажи мне, что с тобой…».
Публикация «Советы родителям по совершенствованию коммуникативных умений дошкольников» размещена в разделах
3. Используйте разнообразные речевые формулы (прощания, приветствия, благодарности) в общении с детьми. Не забывайте утром поприветствовать ребенка, а вечером пожелать ему «спокойной ночи». Произносите эти слова с улыбкой, доброжелательным тоном и сопровождайте их тактильным прикосновением.
4. Стремитесь проявить полную заинтересованность к ребенку в процессе общения. Подчеркивайте это кивком, восклицаниями. Слушая его, не отвлекайтесь. Сконцентрируйте на нем все свое внимание. Представляйте ему время для высказывания, не торопите его и не подчеркивайте своим внешним видом, что это вам уже не интересно.
5. Старайтесь не употреблять в речи такие фразы, которые надолго остаются в сознании ребенка: «Я сейчас занят (а…», «Сколько раз я тебе говорила!», «Вечно ты во все лезешь», «Что бы ты без меня делал», «Это надо делать не так».
6. Совершенствуйте коммуникативные умения детей :
для развития у ребенка умения внимательно слушать, не перебивать собеседника, напоминайте ему: «Сначала послушай, что говорят другие, потом говори сам». Используйте в этом случае пословицу: «Слово - серебро, молчание - золото»;
если ребенок забывает говорить речевые этикетные формулы (прощания, приветствия, благодарности, то косвенно напоминайте ему об этом, например: «на мой взгляд, ты забыл сказать кое-что важное», сравните: «Сынок, поздоровайся с тетей»;
для развития умения устанавливать контакт с собеседником предложите детям игровую ситуацию: «Давайте, говорить друг другу комплименты»;
для развития у детей умения общаться без слов предложите им игры «Через стекло», «Иностранец», «Расскажи стихи руками». Попробуйте 15 мин общаться при помощи жестов и мимики;
для развития умения понимать настроение и чувства другого предложите ребенку понаблюдать за кем-либо из родственников, например: «Посмотри внимательно на маму. Как ты думаешь, какое у нее настроение? (Грустное.) Давай придумаем, как ее развеселить». Предложите детям игры: «На что похоже настроение?», «Нарисуй свой страх и победи его»;
для развития у детей чувство эмпатии (сопереживания) используйте сюжеты сказок. Попытайтесь узнать у детей: сказка – это хорошо или плохо? Что хорошего в сказке? Есть ли хорошие герои? Назови. Есть ли плохие? Кто они? А почему они плохие? Что хорошего может произойти со сказочными героями? А что плохого?
Старайтесь читать и всегда обсуждать сказки, опираясь на такие вопросы.
- Кто из героев больше всего понравился?
- На кого хочется быть похожим?
- Кого из друзей напоминает персонаж?
- Как бы ты поступил на месте героя?
- Кого бы ты хотел похвалить в этой сказке?
- Как ты это сделаешь?
- Кто самый добрый? Почему?
Предложите детям сочинить сказку:
а) «Сказка по-новому» (так как привычные, любимые образы – герои формируют у детей стереотипы, то полезно их ломать). Этот метод представляет собой следующее: за основу берется старая сказка, но детям предлагается наделить героев противоположными качествами – «лиса становится послушной; заяц хитрым…»;
б) «салат из сказок». Соединяются несколько сказок в одну; Кащей встречает зайчика и отправляется в избушку к Бабе Яге, где Иванушка играет с яблочками. Вариантов переплетений может быть множество, главное – не забывать о первых героях;
в) «сказка-калька». Это такие условия, при которых главные герои сказки остаются, но попадают в другие обстоятельства – фантастические, невероятные («лиса и заяц обитают на летающей тарелке; Золушка живет в девятиэтажном доме»);
г) Продолжи сказку: придумай ей конец(«если бы петух не выгнал лису из избушки; если бы Иван-Царевич не победил Кащея; если бы Аленушка не смогла спасти своего братца»).