Наталья Варшавская
Советы родителям и педагогам в работе с гиперактивными детьми
▼ Скачать +Заказ
Живчик с моторчиком
Тысячи родителей сталкиваются с проблемой «трудных» детей. Но всегда ли мы, взрослые, действительно понимаем их сложности и вовремя приходим на помощь? И что же на самом деле нужно малышу с таким диагнозом?
Этот человек не такой, как все. Только ленивые не критикует его, рождая в маленькой душе неуверенность в себе и дух противоречия.
Даже огромной любви и мудрости мамы и папы не хватает, чтобы вытерпеть «закидоны» такого крохи. А все потому, что у него так называемый «синдром дефицита внимания и гиперактивности» «СДВГ».
Публикация «Советы родителям и педагогам в работе с гиперактивными детьми» размещена в разделах
- Гиперактивность. Синдром гиперактивности у детей
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
Число деток с таким диагнозом год от года растет. Среди дошкольников их уже около 10 процентов. Пристальное внимание к таким детям обусловлено, прежде всего, неспособностью выдерживать регламентированный режим детского сада; особенности поведения таких детей сказываются на их успеваемости, взаимопонимании с взрослыми, сверстниками.
Гиперактивный ребенок сложен для взаимопонимания с окружающими, для воспитания и обучения как внутри своей семьи, так и за ее пределами. Ввиду постоянных замечаний, у гиперактивного ребенка формируется низкая самооценка, снижается познавательная мотивация. Основным проявлением гиперактивности являются : слабость концентрации внимания, двигательная активность, импульсивность.
Крайне важно поставить точный диагноз. Ни педагог в садике, ни соседи по дому, ни даже психолог не могут точно знать, что с вашим ребенком.
Диагноз поставит только врач. Недостаточность внимания – не всегда отклонение от нормы. Дошколята имеют полное право быть несобранными. На то и существуют методики обучения и приемы воспитания, чтобы жизнь с таким непоседой была радостной и наполненной любовью. Просто родился малыш вот такой, со своими индивидуальными особенностями темперамента.
Несмотря на большие трудности, с которыми сталкивается семья, где растет малыш с СДВГ, этот синдром хорошо подвергается коррекции и лечению. Нельзя отчаиваться, опускать руки и оставлять все как есть!
Для начала попробуйте ответить на несколько вопросов, чтобы понять, есть ли у вашего крохи (если ему исполнилось 4 года) эта проблема или нет. Домашнее тестирование – первый этап диагностики. Но ограничиваться только им нельзя. Внимательная мама без труда определит нарушение внимания и насторожится. Достаточно провести несколько нехитрых тестов для малыша 5 лет.
1. Попросите ребенка рассказать о том, что он видит на картинке.
Она должна быть сюжетной, крупной, цветной и понятной. Например, с сюжетом из известной сказки или мультфильма. Как говорит ребенок? односложно отвечает на наводящие вопросы, либо «пыхтит» и сам строит фразы? Если словарный запас ребенка достаточно богат – уже хорошо. У ребят с СДВГ часто отмечаются задержки речевого развития.
2. Поиграйте в игру «Недостающие детали».
Нарисуйте сами несколько бытовых, хорошо известных ребенку предметов без одной детали, покажите малышу и спросите: «Чего здесь не хватает?». Это могут быть часы без стрелок, стул без ножки, петушок без гребешка. Интересно, что скажет ваш малыш? Заметит ли он пропажу?
3. Следующий тест – «Последовательные картинки».
Он очень хорошо покажет состояние развития причинно-следственных связей, что также неразрывно связано с вниманием. Разложите перед малышом 3 сюжетные картинки, общие по смыслу. Например, дедушка с топором пришел в лес – дедушка рубит елку – дети пляшут вокруг наряженной елки. Пусть кроха разложит их по порядку и составит связный рассказ.
4. Тест «Лабиринт» на концентрацию, произвольность и устойчивость внимания.
Нарисуйте сами или разыщите в детских журналах простейшие лабиринты, где с помощью пальчика или карандаша нужно пройти путь, который, например, ведет мышонка на волю. Не забудьте, что в лабиринте обязательно должны быть тупики, а правильный путь только один. Обратите внимание на то, как ваш малыш выполняет задание. В случае ошибки повторяет ли он неправильный путь или ищет новый? Заезжает ли карандашом за контуры лабиринта? Все эти нюансы очень важны для окончательного диагноза.
5. Посидите и понаблюдайте, как ваш малыш собирает простые пазлы из 5 частей, как играет в кубики, как вкладывает фигуры в подходящие отверстия. Если в 4 года он может трудиться над новой задачей 5-7 минут, СДВГ у него нет.
6. Предложите игру: в ответ на ваше однократное постукивание, малыш должен поднять и опустить указательный палец, а на двукратное постукивание – ничего не делать. Ребята с СДВГ допускают слишком много ошибок.
Допустим, вашему поставили диагноз «СДВГ». Не отчаивайтесь, он не навсегда. Родителям такого малыша нужно знать, что СДВГ бывает разных видов: с наличием гиперактивности и без нее. Бывает и ситуация, когда этих двух компонентов поровну. Во всех трех случаях коррекционная работа и лечение будут разными. Лечением с вашей помощью займется доктор. Конечно, справиться с гиперактивным малышом, да к тому же не реагирующим на ваши замечания, очень сложно, но можно. Как правило, родители и другие родственники (особенно бабушки и дедушки) не понимают, что происходит с их ребенком, а его поведение их раздражает.
Мамочке обязательно нужно понять, что улучшение состояния крохи во многом зависит от доброго, спокойного и последовательного отношения к нему.
Советы мамам и папам :
1. Количество запретов и ограничений сведите к разумному минимуму.
Например, пускай в доме малышу категорически нельзя будет трогать розетки, подходить к распахнутому окну, открывать дверь незнакомым.
Эти правила легко усвоить. Вы можете составить и свой список, исходя из особенностей вашей жизни.
2. Ребенка нужно учить правильно распределять свои силы, не бросаться от одного занятия к другому, на наглядных примерах показывая, что и как нужно делать.
3. Всегда используйте зрительную стимуляцию. Как научить шустрого малыша одеваться? Нарисуйте на листе бумаги сверху вниз необходимые предметы одежды, идущие по порядку: маечку, трусики, колготки, водолазку. Повесьте в его комнате. Пусть малыш ведет пальчиком по картинкам и одевается по порядку.
Оделись? Теперь бежим в коридор – а там еще серия веселых картинок, но уже с одеждой для прогулок. А что на кухне? Забавная картинка, напоминающая крохе, что перед едой нужно мыть руки. А в ванной прямо над раковиной нарисовано душистое мыло с пузырьками. Поверьте, этот прием очень помогает организовать деятельность любому ребенку.
4. Похвала для крохи с СДВГ – просто жизненная необходимость. Не скупитесь на поощрения, призы, одобрения, поцелуи. За каждое маленькое достижение ваш малыш заслужил награду. Ведь ему так трудно даются даже простейшие бытовые дела.
5. Из-за рубежа к нам пришел термин «жетонная терапия». При работе с трудными детьми психолог поощряет их жетонами разных цветов. Попробуйте, это прекрасный способ помочь такому малышу.
6. В отличие от обычных ребят, эти дети не могут удерживать в памяти два и более задания сразу. Мамочке следует давать только одно задание на определенный отрезок времени, чтобы он мог его завершить. Лучше избегать заданий типа «Ну что, раздевайся, помой руки и садись кушать». Казалось бы, что тут особенного? А для нашего малыша это просто невыполнимо. Он уже забыл, что нужно было сделать сначала.
7. Оберегайте кроху от переутомления, связанного с избыточным количеством впечатлений.
Например, не следует брать его с собой в места, где собирается много людей и куда ходить ему не обязательно: на рынки, в большие магазины, рестораны. Во время игр со сверстниками лучше ограничивать ребенка лишь одним партнером и избегать беспокойных и шумных приятелей.
8. Не забывайте и о «мазаичности» восприятия таких ребятишек. Малыш периодически «выключается» из процесса игры, обучения, не воспринимая какую-то часть информации. Конечно, это сказывается, прежде всего, на обучаемости такого крохи. Нужно подобрать адекватные системы обучения, правильные методики и найти грамотных специалистов. Малышу категорически противопоказана классно-урочная система обучения. Его и за стол то не усадишь, замечания он не воспринимает, отвлекается сам и задирает других детей.
С таким малышом должен работать не один специалист. Родителям желательно соблюдать все рекомендации психоневролога, заниматься с дефектологом, развивая память, наглядно-образное мышление, мелкую моторику своего крохи. Методы семейной психотерапии значительно уменьшают напряженность в семье. С их помощью можно объяснить ребенку на понятном для него языке, в чем причина его неудач и как с этим справиться.
Игротерапия, сказкотерапия, арт-терапия – все это оказывает удивительный эффект.
Для педагогов в детском саду могу предложить две незаменимые игры для гиперактивных детей, изготовленных своими руками. Дети с удовольствием играют с ними. Их очень просто изготовить.
Игра «Собери бусы»
Изготовление: бабины от ниток обклеиваются бумагой разных цветов (как основных, так и их оттенков, 5-10 каждого цвета).
Изготавливаются раздаточные карточки (образец, по которому ребенок находит цвет бабины и сколько нужно «надеть» на яркий шнурок.
Например, красных – 2, желтых -4, синих – 3.
Если ребенок хорошо справляется, игра усложняется, и он самостоятельно берет другую карточку и продолжает игру.
Цель игры «Собери бусы» : Развитие мелкой моторики рук, развитие знания основных цветов и их оттенков. Закрепление умения раскладывать в ряд по образцу (слева направо, справа налево) и собирать бусы на шнурок. Закрепление навыков счета до 10-ти, снижение психофизического напряжения.
Игра «Котята шумовята»
Изготовление: В пластиковые «яйца» насыпаем крупы (горох, фасоль, гречка, рис и т. д.). Яйца заклеиваем суперклеем и обвязываем в виде веселых котиков. Все котики разные по цвету, но одинаковые по размеру и форме. У каждого есть пара по звучанию, т. е. пара с горохом, пара с гречкой и т. д. Дети с удовольствием находят понравившегося ему котика и ищут ему пару по звучанию.
Цель игры «Котята шумовята» : Учить передавать одинаковую амплитуду движения для правильного нахождения одинаковых по звучанию предметов. Упражнять в сравнении звуков по разным свойствам. Развивать внимание, слух.
Очень важным, конечно, моментом для родителей является осознание того, что окружающие не отвергают их ребенка, а относятся к нему с уважением и пониманием, позитивная настроенность педагогов детского сада, готовность прийти на помощь, разрешить сложную ситуацию.
Постоянное взаимодействие педагогов и психологов с родителями гиперактивного ребенка, построенное на доверии, единая линия поведения и восприятия приносят позитивные результаты. Отсутствие рассогласованности со стороны взрослых, четкая направленность работы делают ребенка значительно спокойнее и целенаправленнее, придают уверенность в собственных силах.
А самое главное, дорогие родители – любите своего кроху, и вот увидите, все наладится!