Шульженко Анастасия Игоревна
Советы педагогам и родителям по обучению детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Наглядный материал для детского сада своими руками
МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ
Наглядный материал для детского сада своими руками.
Дети с наглядным материалом
В современном мире детей постоянно окружают информационные символы и знаки, с которыми они встречаются в магазинах, транспорте, на улицах родного города. Яркие и красочные вывески, разнообразные световые сигналы привлекают внимание ребёнка, помогают ориентироваться в пространстве, осваивать важную информацию о безопасном поведении. Использование карточек, картинок и схем в детском саду поможет воспитателю пробудить интерес к теме занятия, активизировать мыслительные процессы воспитанников, проиллюстрировать словесную информацию, научить детей видеть главное и делать самостоятельные выводы.
Публикация «Советы педагогам и родителям по обучению детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Содержание
1 Значение наглядного материала для дошкольников
1.1 Цели и задачи создания наглядного материала
1.2 Основные виды наглядного материала
1.2. 1 Видео: рассказ по сюжетным картинкам на тему «Зима»
1.3 Метод наглядного моделирования
2 Как сделать демонстрационный и раздаточный материал своими руками
2.1 Развивающие пособия по математике
2.1.1 Раздаточный материал при обучении счёту
2.1.2 «Домики, в которых живут цифры»
2.1.3 «Цифровой мячик»
2.1.4 «Математика в картинках» — наглядное пособие для обучения счёту
2.2 Средства наглядности при изучении окружающего мира
2.2.1 Модели по экологии
2.2.2 «Корзинка с грибами»
2.2.3 «Уголок природы»
2.3 Тематические игровые макеты и пособия
2.3.1 «Спички не тронь — в спичках огонь» — макет по пожарной безопасности
2.3.2 «Сервируем стол» — наглядное пособие по трудовому воспитанию
2.4 Материалы для театрализованной деятельности
2.4.1 «Театр теней»
2.4.2 «Фланелеграф покажет сказку»
2.4.3 «Мир театра» — настенное панно для коррекции эмоционального состояния детей
2.5 Универсальные пособия для развивающих занятий и игр
2.5.1 Демонстрационный стенд
2.5.2 «Нарисуй тропинку» — перфокарты для индивидуальной работы
2.5.3 «Наш день в детском саду»
2.5.4 «Полянка с картинками»
2.5.5 «Волшебное дерево»
2.5.6 «Дружные картинки»
2.5.7 «Коробочка с загадками»
2. 6 Видео: материалы для развивающих игр своими руками
Значение наглядного материала для дошкольников
Необходимо, чтобы предмет непосредственно отражался в душе дитяти и, так сказать, на глазах учителя и под его руководством ощущения дитяти превращались в понятия, из понятий составлялась мысль и мысль облекалась в слово.
К. Д. Ушинский
Многие виды знаний, которые ребёнку сложно понять на основе устного пояснения или рассказа педагога, он с лёгкостью усваивает, если информация подаётся в виде схематического изображения или модели. Происходит это потому, что у детей до 6–7 лет преимущественно развито наглядно-образное мышление. Например, дошкольнику гораздо легче представить звуковой состав слова или процесс деления целого предмета на части именно с помощью наглядной схемы-картинки, нежели словесной формы подачи материала.
Цели и задачи создания наглядного материала
Приём наглядности — один из ведущих принципов обучения дошкольника, который путём создания доступных для понимания и эстетически привлекательных образов позволяет добиться более качественного усвоения материла.
Дети сидят за столом, на котором разложены наглядные материалы разных цветов
Яркий и интересный раздаточный материал привлекает внимание детей и эмоционально вовлекает в деятельность
Эффективность наглядного метода связана с тем, что демонстрационный и иллюстративный материал позволяет активизировать зрительный, слуховой и тактильный каналы восприятия ребёнка, эмоционально вовлекает в познавательную деятельность.
Активное использование наглядных пособий во время работы с детьми способствует:
осознанному восприятию и разностороннему усвоению материала;
формированию пространственных и количественных представлений;
развитию абстрактного и логического мышления;
совершенствованию речи и образного мышления;
формированию интеллектуальных операций анализа и синтеза.
Основные виды наглядного материала
Наглядный материал по способу использования бывает индивидуальный и групповой.
Виды наглядности:
Предметная — игрушки, макеты, муляжи объектов или явлений природы (растения, плоды, животные и т. д.).
Макет вулкана в окружении пальмы и динозавров, на заднем плане — книги
Макет вулкана помогает продемонстрировать природу происхождения такого явления, как извержение лавы
Образная — иллюстративная наглядность, отображающая предметы и явления (картины, фотографии, рисунки).
Условно-символическая — символы, графические схемы, карточки, таблицы, развивающие образное восприятие мира и абстрактное мышление.
Виды наглядного материала:
Палочки и предметные наборы (кубики, игрушки) для счёта — используются в процессе формирования понятий о числе и счёте.
Наборные панели или фланелеграфы с силуэтами, изображающими транспорт, цифры, знаки математических действий, буквы, животных, фрукты, овощи, птиц. Трафареты вырезаются по шаблону из плотной бумаги или картона разного цвета. Для доски, обтянутой чёрной фланелью, тыльная сторона трафарета должна быть выполнена из наждачной или бархатной бумаги.
Сюжетные картинки с кармашками или прорезями («Моя семья», «Детский сад», «Распорядок дня», «Лесные животные», «Времена года», «Одежда», «Моя родина» и т. д.).
Демонстрационный стенд с картинками на тему «Осень»
Тематические демонстрационные стенды помогут малышам усвоить и обобщить полученную информацию
Предметные картинки.
Предметные картинки на тему «Игрушки»
Предметные картинки развивают речевые способности и логическое мышление
Тематические газеты и плакаты.
Методические рекомендации:
Первые шаги в освоении новой программной задачи лучше делать с опорой на сюжетный и предметный объёмный материал.
Постепенно переходить к сюжетной наглядности в картинках и абстрактной наглядности.
В процессе объяснения желательно использовать широкий диапазон разнообразной наглядности.
Целесообразно заранее познакомить детей с новым наглядным пособием.
Видео: рассказ по сюжетным картинкам на тему «Зима»
Метод наглядного моделирования
Метод наглядного моделирования в доступной для ребёнка форме демонстрирует свойства объекта и причинно-следственные связи. Виды моделей могут быть следующими:
Объёмная модель, сконструированная по аналогии с объектом и воспроизводящая его характерные свойства и связи.
Мальчик держит в руке объёмную модель человечка и произносит звук, педагог помогает
Объёмные модели «Весёлые человечки» помогают при характеристике и различении звуков
Предметно-схематическая модель иллюстративно воспроизводит внутренние связи с помощью предметов-заместителей и рисованных изображений (силуэты, контуры, геометрические фигуры).
Дети и воспитатель сидят за столом, одна девочка водит указкой по картинке
Предметно-схематические модели помогают детям составлять рассказ по сюжетным картинкам
Графические модели — обобщают и систематизируют информацию в схематическом виде (мнемотаблицы, графики, пиктограммы). Мнемотаблицы особенно хорошо себя зарекомендовали при разучивании стихотворений: каждое слово или группу слов изображают в виде картинки, таким образом, всё стихотворение преобразуется в схематический ряд. Дошкольник, опираясь на графическую символику, расположенную в цепочке из квадратиков, воспроизводит текст стихотворения по памяти. Со временем ребёнок сам становится автором подобных стихотворных схем.
Пример моделирования фрагмента рассказа Г. Скребицкого «Лесной голосок»
Графическое моделирование развивает зрительную память и образное воображение
Пример карточки со схемой стихотворения:
Падают, падают листья,
В нашем саду листопад.
Жёлтые, красные листья
По ветру вьются, летят.