Валентина Наумова
Советы логопеда родителям на летний период
▼ Скачать + Заказать документы
Советы логопеда родителям на летний период
Лето для детей – это долгожданный праздник. Полноценное лето способно обеспечить детям запас энергии на весь будущий год. Это значит, что в летний период обязательно должны быть и новые впечатления, и общение со сверстниками, и правильное питание, и закаливающие процедуры.
Публикация «Советы логопеда родителям на летний период» размещена в разделах
В то же время нельзя забывать о закреплении в памяти ребенка приобретенных в течение учебного года знаний и навыков. Самый продуктивный метод повторения пройденного материала – включить полученные за год знания и умения в рамки занимательных игр. Не надо заставлять ребенка летом заниматься специально. Только игра и живое непосредственное общение! Вот несколько советов и подборка игр, которые помогут понять принципы летнего «обучения».
1. Начнём с дыхания. Можно предложить ребёнку игры, которые тренируют силу и длительность выдоха:
• Обдувать одуванчики несколькими короткими, а потом одним долгим выдохом;
• Пускать мыльные пузыри через соломинку (разводить детский шампунь)
• Надувать воздушные шарики;
• Стараться надувать надувные игрушки, круги, мячи;
• Учиться плавать, выдыхая в воду, нырять;
• Дуть на детские флюгера.
2. Развитию мелкой моторики способствуют следующие действия:
• Самообслуживанию (молнии, кнопки, пуговицы, шнурки);
• Собирать, перебирать ягоды;
• Помогать взрослому полоть грядки;
• Выкладывать рисунки из камней (шишек, спичек, круп);
• Играть с глиной, мокрым песком;
• Играть с мячами и мячиками (бросать, ловить, бить в цель)
3. В дождливые дни можно:
• Собирать мозаики, конструкторы, пазлы;
• Перебирать крупы;
• Раскрашивать раскраски цветными карандашами;
• Складывать простые игрушки из бумаги (оригами);
• Вышивать (крупным крестиком);
• Завинчивать гайки (игрушечные и настоящие);
• Плести из бисера;
• Лепить из пластилина, пластика, теста.
4. Очень важно продолжать развивать мышцы речевого аппарата (неспецифического) :
• Жевать мясо (а не только сосиски и котлеты);
• Жевать сырые овощи (морковь, редис, огурцы) и фрукты (яблоки, груши);
• Лизать языком с блюдца варенье, сметану, йогурт – для распластывания языка;
• Полоскать рот;
• Жевать боковыми зубами;
• Сосать сухарики из хлеба, булки (солёные);
• Лизать эскимо.
5. Очень важно не забывать об упражнениях по формированию грамматического строя речи:
- Обобщающие слова:
Задания:
а) назови одним общим словом
б) Какую обувь (одежду и т. д.) ты знаешь?
Материал: Одежда: свитер, платье, костюм, шорты, юбка, колготки и т. д. ; Обувь: тапки, сапоги, кроссовки, туфли, валенки, ботинки и т. д. ; Посуда: кастрюля, сковорода, тарелка, блюдце, вилка, чашка и т. д. Грибы: мухомор, лисичка, подосиновик, подберезовик и т. д. ; Овощи: картофель, помидор, репа, лук и т. д. ; Фрукты: яблоко, апельсин, груша, персик и т. д. ; Цветы: тюльпан, роза, гвоздика, одуванчик, ромашка и т. д. ; Деревья: липа, береза, тополь, осина, дуб и т. д. Инструменты: пила, топор, отвертка, дрель, лопата и т. д. ; Материалы: дерево, железо, пластмасса, бумага и т. д. ; Профессии: повар, плотник, водитель, врач и т. д. ; Животные: кошка, собака, волк, лиса, еж и т. д. ; Птицы: снегирь, синица, журавль, утка, гусь и т. д. ; Мебель: кровать, стол, тумбочка шкаф и т. д. ; Бытовые приборы: холодильник, утюг, стиральная машина, пылесос, миксер и т. д. ; Транспорт: велосипед, автобус, поезд, вертолет и т. д. Насекомые: бабочка, паук, кузнечик, оса, пчела и т. д. ; Рыбы: щука, ерш, сом, судак, акула, скат и т. д. ; Времена года: зима, весна, лето, осень; Месяцы: январь, февраль, март, апрель, май и т. д.
-Слова-антонимы:
Задание: а) скажи наоборот;
б) что может быть длинным, горьким и т. д.? А коротким (сладким и т. д. ?
Материал:
Большой - маленький
Длинный - короткий
Высокий - низкий
Широкий - узкий
Толстый - тонкий
Веселый - грустный
Здоровый - больной
Чистый - грязный
Горький - сладкий
Сухой - мокрый
Прямой - кривой
Сытый - голодный
Острый - тупой
Полный - пустой
Твердый - мягкий
Новый - старый
Холодный - горячий
Светло - темно
Быстро - медленно
Мало - много
Тяжело - легко
Близко - далеко
- Притяжательные прилагательные
Задания: Чья морда? Чьи уши? Чей хвост?
Материал:
У волка - волчья, волчьи, волчий
У зайца - заячья, заячьи, заячий
У белки - беличья, беличьи, беличий
У собаки - собачья, собачьи, собачий
У кошки - кошачья, кошачьи, кошачий
У медведя - медвежья, медвежьи, медвежий
У лисы - лисья, лисьи, лисий
У козы - козья, козьи, козий
У коровы - коровья, коровьи, коровий
У лошади - лошадиная, лошадиные, лошадиный
У оленя - оленья, оленьи, олений
И т. п.
- Относительные прилагательные
Задания: Какая? Какой?
Материал:
Ручка из пластмассы - пластмассовая
Матрешка из дерева - деревянная
Сумка из кожи - кожаная
Стакан из стекла - стеклянный
Шуба из меха - меховая
Гвоздь из железа - железный
Ложка из металла - металлическая
Самолетик из бумаги - бумажный
Рубашка изо льна - льняная
Платье из шелка - шелковое
Носки из шерсти - шерстяные
Сапоги из резины - резиновые
Сироп из яблок - яблочный
Компот из клубники - клубничный
Сок из клюквы - клюквенный
Варенье из вишни – вишневое
И т. п.
6. Упражнения для автоматизации звуков.
Следите за звуками, добивайтесь правильного произношения, иначе проделанная работа может пойти насмарку: звуки могут "потеряться" (исчезнуть из громкой речи, тогда необходимо будет работу с логопедом начинать заново).
7. Упражнения для развития фонематических процессов:
1. Услышишь слово с заданным звуком (например, со звуком С) - хлопни (вата, сом, нос, зуб, бинт)
2. Выделить гласный звук, стоящий в начале слова. Например, какой первый звук в слове ААААня? – А. Ууууууутка? – У и т. д.
3. Выделить гласный звук, стоящий в конце слова. Например, какой последний звук в слове усыыы? – Ы.
4. Выделить согласный звук, стоящий в конце слова. Например, какой последний звук в слове маК (последний звук К выделяем голосом, произносим громче? – К.
5. Составить слова из заданного количества звуков (Послушай какое слово получилось? К, О, Т – Кот.
6. Определение количества слогов в слове (хлопками). Сколько слогов в слове «мо-ло-ток»? - 3
7. Узнавание слов, предъявленных ребёнку в виде последовательно произнесённых слогов. Какое слово получится из слогов : го, ло, ва? - Голова.
Исправляйте неверно произнесённые ребёнком слова. Поправляйте речь ребёнка СПОКОЙНО, произнося слово, верно, не требуйте СРАЗУ повторить слово правильно. Главное, обратить внимание на неверное произношение!
Проведите максимально больше времени со своим ребенком,
Приятного Вам отдыха, до встречи в новом учебном году!