Екатерина Калмыкова
Сотрудничество и руководящий контроль в работе с ребенком
▼ Скачать + Заказать документы
В своей работе приходится сталкиваться с детьми с различной структурой дефекта. Поэтому необходимо учитывать особенности их развития и создавать необходимые условия для успешного обучения.
Большой преградой для обучения может стать отсутствие так называемого «руководящего контроля» - ребенок игнорирует просьбы взрослых, убегает из-за стола, отказывается выполнять задания, капризничает и т. д. Что нужно сделать, чтобы установить контроль? Ниже описаны 7 шагов руководящего контроля, эти правила ВАЖНО держать в силе все время!
Публикация «Сотрудничество и руководящий контроль в работе с ребенком» размещена в разделах
Шаг 1. Чтобы ребенок получал удовольствие от работы со взрослым и охотно выполнял его требования, нужно, чтобы работа со взрослыми ассоциировалась у ребенка с поощрениями. Для этого необходимо, чтобы ребенок мог получить поощрение только от взрослого, то есть некоторые самые любимые игрушки ребенка нужно убрать из свободного доступа. Не надо лишать ребенка абсолютно всего – оставьте игрушки и занятия, с которыми он сможет играть по своему желанию в любое время. Но самые интересные и любимые игры будут ассоциироваться с Вами и станут наградой за успешно выполненную работу – тогда у ребенка появится желание заниматься. И он сам будет просить Вас об этом. Не нужно отбирать у ребенка игрушку – когда он наиграется и отложит ее в сторону, приберите ее в определенное место, где хранятся поощрения – это может быть шкаф или контейнер, который закрывается на ключ, чемодан, высокая полка. Научите ребенка спокойно отдавать игрушки - за 1-2 мин до прекращения игры надо сказать: «Скоро игрушку надо будет отдать», за 30-40 секунд предупредить «Осталось играть совсем чуть-чуть», непосредственно перед окончанием игры: «На счет один отдаешь», - сделать обратный отсчет от 5 до 1 и забрать игрушку. Можно предложить ребенку положить игрушку в контейнер или коробку, откуда он ее сможет взять после выполнения очередного задания.
Шаг 2. Чтобы установить руководящий контроль, ограничить самостоятельный доступ ребенка к поощрениям – само общение с Вами должно быть приятным и интересным! Вы – не только человек, который дает игрушки, но и человек, с которым интересно играть. Следуйте интересам ребенка, даже если его действия кажутся Вам необычными, не пытайтесь ему навязать свою игру, которая кажется Вам более «правильной» - дополнительные требования приведут к тому, что у ребенка пропадет желание играть вместе с Вами, не превращайте игру в скучную обязанность, задавая вопросы: «А какого машинка цвета? Какой формы шарик?». Если он любит прыгать – попрыгайте вместе с ним под музыку, любит играть с мелкими игрушками – присоединитесь к его игре, следуйте инициативе ребенка, ненавязчиво предлагайте новые действия с игрушками. Комментируйте весело и эмоционально мультики, когда он их смотрит – подойдите к игре творчески.
Шаг 3. Если Вы даете ребенку какую-нибудь инструкцию, она должна быть обязательно выполнена! Будьте внимательны – при взаимодействии с ребенком очень часто даются инструкции, которые он «пропускает мимо ушей» - например, «Иди сюда!», «Поздоровайся с папой!», «Сядь!», таким образом, ребенок учится игнорировать просьбы и требования окружающих. Предъявляйте требования, если Вы уверены, что ребенок, скорее всего, выполнит их; если вы сомневаетесь, что ребенок послушается, а требование не обязательно к исполнению, лучше обратится в форме вопроса. Например, если ребенок смотрит мультики, и приходит мама, спросить: «Подойдешь к папе?». На первых этапах требования должны быть простыми и легко исполнимыми: например, если ребенок хочет поиграть в планшет, Вы говорите: «Хорошо! Сядь за стол!» - и даете планшет только после того, как он выполнит Ваше требование – сядет за стол, если ребенок хочет кушать, попросите его поставить на стол тарелку и т. д.
Шаг 4. Покажите ребенку, что выполнять Ваши требования – в его интересах. Часто бывает так, что родители уступают ребенку и дают ему то, что он хочет, после того, как ребенок основательно раскапризничается («Ладно, пойдем смотреть мультики, только успокойся!»). Так делать ни в коем случае нельзя! В таком случае Вы даете награду за плохое поведение – крики, плач, капризы. Пусть перед получением награды ребенок сделает что-нибудь хорошее! Например, если ребенок хочет смотреть мультики, Вы говорите: «Замечательно! Положи игрушку в ящик, и пойдем смотреть мультики!». Или если ребенок просит у Вас конфету, Вы говорите ему: «Ладно!», разворачиваете фантик, и просите: «Выбрось в мусор!», конфету даете после того, как он выполнит Вашу просьбу. Если ребенок хочет выйти на улицу, говорите: «Сейчас! Подержи сумку!», и, пока он держит сумку, открываете дверь. Чем больше таких ситуаций Вы будете создавать в течение дня, тем быстрее ребенок научится с охотой выполнять Ваши требования. Если требование должно быть выполнено обязательно, не используйте вопросительную интонацию. Например, Вы собираетесь в детскую поликлинику – не говорите: «Пойдем на улицу?», не дезориентируйте ребенка. Скажите твердо: «А теперь нужно одеваться». Не создавайте иллюзию выбора, когда выбора у ребенка на самом деле нет.
Шаг 5. Пока Вы только начали сотрудничество с ребенком, поощрять следует каждую правильную реакцию, то есть следует награждать ребенка каждый раз, когда он послушался и сделал то, что Вы ему сказали – сел за стол, когда сказали: «Сядь», вымыл руки, когда сказали: «Вымой руки» и так далее. Для этого совершенно необязательно каждый раз давать ему конфету или таскать с собой мешок с игрушками! Иногда поощрения будут естественными – вымыл руки – сел кушать, иногда достаточно похвалить ребенка, покружить, пощекотать его. Но не оставляйте без внимания хорошее поведение, таким образом у ребенка формируется навык сотрудничества с другими людьми, который необходим и в детском саду, и в школе, и в компании сверстников. Не следует предъявлять дополнительных требований перед тем, как дать поощрение. Например, если Вы учите ребенка складывать вещи на место после прогулки, дайте ему поощрение сразу, как он выполнит требование, и не заставляйте его просить отдельно - это снизит ценность поощрения и приведет к тому, что ребенок будет плохо осваивать навык «складывать вещи на место».
Шаг 6. Старые игрушки рано или поздно надоедают ребенку, чтобы поддерживать мотивацию ребенка к сотрудничеству, надо внимательно отслеживать интересы ребенка. Чем разнообразнее поощрения, тем больше вероятность установить сотрудничество. Наблюдайте, как он ведет себя на игровых площадках и в игровых комнатах, в гостях, в группе детского сада – какие игрушки предпочитает, за какими занятиями проводит больше времени, к кому из сверстников или взрослых тянется ребенок. Есть еще способ расширить круг интересов ребенка – наблюдать за тем, какие действия нравятся ребенку, и предлагать игры с похожими действиями или игрушками. Например, если он любит корчить рожицы перед зеркалом, ему могут понравиться переодевания, маски и грим. Хорошо работает правило «сначала – потом». Если ребенок любит смотреть один и тот же мультик, Вы можете показать ему сначала незнакомый мультик (даже отрывок из незнакомого мультика, а потом позволить ему смотреть его любимый мультфильм. Очень вероятно, что у ребенка появятся новые любимые мультфильмы, и он с удовольствием будет смотреть те мультфильмы, которые раньше смотрел по Вашему требованию. Дополнительно смотрите пункт «Перечень возможных поощрений».
Шаг 7. Этот шаг является самым сложным, но без него нельзя обойтись. Ребенок должен получить поощрение только после того, как выполнит Ваше требование. Если Вы хотите позаниматься с ребенком, а он убегает от Вас, не пытайтесь уговорить его или силой вернуть на рабочее место. Проверьте, что все лакомства и игрушки, которые Вы используете в качестве поощрения, находятся вне доступа ребенка, и единственная возможность их получить – заниматься с Вами. Рано или поздно ребенок сам попросит Вас продолжить занятия, но возможно, что ждать этого придется довольно долгое время. Не думайте, что это время упущено зря – ребенок учится САМ принимать правильные решения, делать правильный выбор. Будьте готовы к тому, что ребенок может начать капризничать, плакать, требовать от Вас любимую игрушку или что-то сделать – если Вы хотите установить руководящий контроль и избежать постоянных капризов в будущем, надо перетерпеть этот тяжелый период (он не продлится долго). Ребенок быстро поймет, что некоторые вещи и предметы он будет получать только за определенные усилия; если требования будут постоянными и неизменными, ребенок быстро научится воспринимать такое положение вещей как должное.