Рена Гадживердиева
Составление рассказа из личного опыта «Моя мама»
▼ Скачать + Заказать документы
Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Социализация», «Художественное творчество».
Виды детской деятельности: игровая, музыкально-художественная, коммуникативная, восприятие художественной литературы, продуктивная.
Цели: обучать составлению рассказа из личного опыта на тему «Моя мама»; придумывать сюжет рассказа без опоры на наглядный материал; рассказывать последовательно, грамматически правильно, по плану, подбирать прилагательные к существительному, на слух определять количество слов в предложении, придумывать предложения с заданным словом или определенным количеством слов; воспитывать доброе, уважительное отношение к маме; развивать связную речь; продолжать знакомство с хохломской росписью; закреплять умение создавать декоративный рисунок.
Публикация «Составление рассказа из личного опыта „Моя мама“» размещена в разделах
Планируемые результаты: знает названия и содержание русских народных сказок; активно принимает участие в театрализованном занятии по мотивам русских народных сказок; владеет навыками театральной культуры, правильно определяет трактовку роли, импровизирует; составляет небольшой рассказ о своей маме, употребляя в речи выражения и прилагательные в превосходной степени; выполняет коллективную работу по раскрашиванию перьев жар-птицы разными способами.
Материалы и оборудование: фотографии мам детей; гуашь; кисти; бумага для рисования; банки для воды; тряпочки; аудиозапись миниатюры А. Лядова «Волшебное озеро»; перо павлина; игрушка из кукольного театра Иван Царевич; рисунок Жар-птицы без перьев на хвосте.
Содержание организационной деятельности детей
1. Вводное слово воспитателя.
- У нас в гостях Иван Царевич (показывает игрушку Иван Царевич)
Что, Иванушка, невесел,
Что головушку повесил?
Иван Царевич. Перестал я есть и спать.
Птицу-Жар бы мне достать.
Перо та птица потеряла,
Когда в саду у нас летала.
Перо я это подобрал,
С тех пор покой я потерял.
Всю обувь я уж износил,
Но птицу-Жар не находил.
Воспитатель. Не горюй, Иванушка, то беда – не беда!
Ты, дружок попал в детсад, и в гостях ты у ребят.
Ванечка, тебе поможем, горевать тебе негоже.
-Мы с ребятами в сказочном царстве-государстве видели эту птицу, да вот же она! Посмотри, Иванушка, не ее ли ты ищешь? (Воспитатель показывает птицу, у которой отсутствовали перья на хвосте.)
Иван Царевич. Нет, не моя эта птица. У моей яркий, красивый хвост был. Я знаю, в чем дело, ребята! Злая клякса заколдовала Жар-птицу и украла у нее все красивые перья. Давайте расколдуем ее, вернем красоту Жар-птице.
2. Составление рассказа из личного опыта «Моя мама».
Упражнение «Нарисуй портрет»
В гости к детям приходит Незнайка и просит нарисовать портрет своего друга. Дети спрашивают, какой он? Незнайка описывает: «Моего друга зовут Сиропчик. Он очень хороший».
-Все ли понятно из описания Незнайки? Можно ли представить друга Незнайки, чтобы нарисовать его?
-Каких сведений не хватает? (Для точного портрета надо описать, какого роста Сиропчик, какого цвета его волосы, глаза, во что он одет).
-Давайте нарисуем схему нашего описания. Это может быть солнце, а признаки и качества Сиропчика – его лучи. Сколько признаков назовете, столько и будет лучей.
-Можно назвать и действия, которые выполняет ваш персонаж. Не все их можно нарисовать карандашами. Зато можно нарисовать словами – описать, какой у него характер, чем он отличается от других мальчиков и что умеет делать. Если вы описали его внешний вид (рост, цвет глаз, предметы одежды) – это деловое описание, если же вы описываете его характер, сравниваете его глаза с яркими звездочками или с васильками, то это будет художественное описание. В любом описании должны быть начало, середина, конец. Чтобы ваше описание стало образным, надо научиться подбирать сравнения и определения к словам.
А теперь рассмотрите фотографии своих мам. Расскажите о своей маме по вопросам: как зовут маму? Где она работает? Чем она любит заниматься дома? Как вы играете с мамой, как помогаете ей? Как ухаживаете за мамой, когда она болеет?
3. Рисование «Перо Жар-птицы».
-Злая Клякса увидела Жар-птицу, сидящую на ближнем кусте. Чудесная птица закрыла глазки, подставив солнышку свои переливающиеся перья, не могла же она лететь в сказку, не обсохнув. В какую сказку могла полететь Жар-птица? (Сказку «Иван Царевич и Серый Волк», «Конек-Горбунок», «Жар-птица и Василиса-царевна».)
Настроение у Кляксы стало еще хуже. Как она не любила все яркое, красивое, сказочное! Ей сразу захотелось сделать что-нибудь плохое. Чумазое пятнышко тихонько подкралось к Жар-птице и схватило все яркие цвета, украшавшие чудные перья. Теперь оставалось все это спрятать где-нибудь в надежном месте, чтоб никто и никогда не смог отыскать.
Проснувшись, Жар-птица ужаснулась: как же ей быть? Не может же она лететь в сказку бесцветной, потеряв свое оперение! Волшебные краски заняты, стыдно их просить снова раскрасить перья, коль старые уберечь не смогла. Как ей помочь? Ребята, давайте нарисуем для нее новые перышки, украсим ее хвост и крылья. Тогда и краски отвлекать от работы не нужно, и птица в свою сказку улетит.
-На кого может быть похожа Жар-птица? (На павлина.) Давайте внимательно рассмотрим перо, украшающее павлиний хвост. На что оно похоже? (Перышко похоже на деревце с пушистыми веточками.) Оно состоит из основной оси, от которой в стороны отходят пушистые «отросточки». Какие краски нам понадобятся для работы? (Красный, желтый, оранжевый цвета.) Выберите цвет, с которого вы начнете свою работу. (Можно начать с красного или желтого.) Берем выбранную вами краску и смело проводим дугу на листе бумаги. Это будет основная ось нашего пера. Затем легкими мазками от оси вверх и вниз делаем «пушистые отросточки». Перышко легкое, оно колышется от дуновения ветерка, оно не может быть похоже на щетку или расческу. Мазки кладем рядом друг с другом. У нас получаются замечательные перышки. Но наша птица волшебная, она сияет и переливается. Как нам это показать? (Нам надо добавить еще один цвет.) Кто работал красным цветом, добавит желтый, оранжевый, а кто желтым – красный, оранжевый. Обратите внимание, что новые мазки мы будем класть не поверх старых, а между ними. Нам остается украсить перо синими искорками и синим «глазком», как у павлина. Где на перышке мы поставим глазок – на его основании или на кончике? (Мы украсим кончик.) Что вы заметили, добавляя на перышки синие искорки? (Если синий цвет попадает на желтый, получается зеленоватый оттенок.)
4. Итог занятия.
-Как вы думаете, хватит ли одного перышка для нового наряда Жар-птицы? Давайте подарим все наши перышки Жар-птице. (Вырезают нарисованные перышки и приклеивают их к изображению Жар-птицы.) Иванушка, посмотри, что у наших детей получилось! Тебе нравится Жар-птица?
Иван Царевич. Вот спасибо, удружили,
Какую птицу мне добыли.
Будет жить она не в клетке,
А в саду сидеть на ветке.
Будет песни распевать,
Сад волшебный украшать.
-Вот и хорошо, Иван Царевич, мы тебе помогли. Нам пришло время возвращаться в детский сад. До свиданья, Иван Царевич!