Наталья Козуб
Социально-значимый проект «Дошколята-эколята» для детей 5–6 лет
Социально-значимый проект «Дошколята - эколята»
Автор-разработчик: Козуб Наталья Александровна, воспитатель
МБДОУ МО г. Краснодар «Детский сад № 85»
Участники проекта : дети 5-6 лет, воспитатели, родители
Актуальность проекта : Обострение экологической обстановки на земле повы-шать уровень собственного экологического сознания и экологических знаний детей. Причина безнравственного поведения детей в природе, жестокого обращения с растениями, животными кроется в потребительском отношении к природе самих взрослых, в недостаточном понимании сущности и значимости экологического образования и воспитания детей уже с раннего детства. Именно в дошкольном возрасте формируются начала экологической культуры, главной составляющей которой является эмоционально-нравственное отношение к природе, определённые знания и умения.
Публикация «Социально-значимый проект „Дошколята-эколята“ для детей 5–6 лет» размещена в разделах
- Проекты, проектная деятельность
- Старшая группа
- Экология для детей. Дошколята - защитники природы
- Экология, защита природы. Проекты
- Эколята - защитники природы. Проекты
- Темочки
Особое значение в воспитании начал экологической культуры имеет экологически значимая деятельность ребё нка: в уголке природы, на территории детского сада, дома, в которой он и постигает правила поведения в природе, заботливого и бережного отношения ко всему живому. Особенность ребёнка старшего дошкольного возраста в стремлении брать на себя обязанности «защитника» способствует становлению начал его природоохранной деятельности.
От того, насколько сформированы у ребёнка знания о природе, положи-тельное отношение к её объектам и как он применяет свои знания и умения в собственной экологически значимой деятельности, зависит его готовность к взаимодействию с окружающей природной средой в дальнейшем. Очень важно, чтобы доброе и разумное отношение к природе стало активной жизненной позицией взрослых и детей.
Цель проекта :
Предупреждение бездушного обращения с природными объектами, профилактика безопасного поведения в природе, обеспечение процесса экологического образования детей и формирование у них умений и навыков, способствующих усвоению нравственных норм и ценностей обращения с природой, установленных в обществе.
Задачи проекта :
-уточнить и закрепить знания детей о значимости природоохранной деятельности
-формировать позитивные установки к труду в природе; закреплять навыки и умения в экологически значимой деятельности и применять их в конкретных делах: природоохранных акциях, экологических практикумах, совместных с родителями трудовых десантах
-пригласить родителей и жителей микрорайона для участия в экологических и природоохранных акциях
Этапы реализации проекта :
1. Подготовительный этап:
- подбор методического и дидактического материала: книги, презентации, видео-экскурсии, схема и маршруты экологической тропы детского сада, Красная книга Краснодарского края и нашего микрорайона
-беседа с детьми с использованием метода трёх вопросов Свирской Л. В., определение темы проекта
-обсуждение с родителями воспитанников плана реализации проекта
-разработка сценариев экологических праздников и сказок для Экологического театра
2. Основной этап:
-познавательная деятельность: проведение диалогов с детьми с показом презентаций: «Что такое экология?», «Экологи-защитники природы», «По страницам Красной книги Краснодарского края», «Экологические уголки нашего детского сада»; чтение литературы, рассматривание журналов, плакатов, экологических моделей
-оформление в группе уголка по проекту «Дошколята-эколята»
-ежедневный обход объектов по маршрутам экологической тропы и сбор информации: кому какая помощь нужна: полить, убрать сорняки, порыхлить, подвязать и т. д., к кому можно обратиться за помощью, фото для Красной книги микро-района
-продуктивные виды деятельности: рисование «Наши первоцветы», аппликация «Скворцы прилетели», ручной труд: изготовление и расстановка природных запрещающих знаков, пополнение Красной книги микрорайона новыми фото растений и насекомых
-трудовые десанты на огороде и фито-огороде: весенние работы
-игровые проблемные ситуации из цикла «А что будет, если ….?»
-дидактические экологические игры: «Разрешается-запрещается», «Кто где жи-вёт?», «Что где растёт?», «Кто чем питается?»
-проведение экологических и природоохранных акций: «Лучший домик для скворца» (март, «Улыбнись чистому городу» в рамках городского субботника (апрель, «Любишь свой садик-посади дерево» ко дню рождения детского сада (май, «Улица Тепличная-улица отличная!» (май)
3. Заключительный этап:
-организация фотовыставки «На Кубани мы живём» из семейных архивов
-проведение нравственно-экологических праздников: «Волшебница-Вода», «День земли Кубанской» с участием детей подготовительных групп для родителей и детей ДОО
-проведение нравственно-экологической акции ко дню рождения детского сада «Любишь свой садик-посади дерево»
-презентация памятки детям старших групп «Правила поведения в природе»
-показ экологической сказки «Кто сильнее?» детям средней группы
Предполагаемый результат:
По окончании реализации проекта ребё нок должен усвоить нравственные нормы и ценности: -знать и понимать значимость экологии, природоохранной деятельности человека (охрана исчезающих растений, животных, заповедники, Красная книга)
-проявлять инициативу и самостоятельность в экологически-значимой деятельности, опираясь на свои знания и умения: принимать участие в посадке растений и деревьев, развешивании скворечников
-интересоваться причинно-следственными связями, пытаться самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей: для чего люди сажают деревья, почему опасно ломать ветку зимой, почему и как нужно помо-гать птицам в холодное время года, сколько можно сделать полезных добрых дел в природе, если собраться всем вместе
-бережно относиться к объектам природы, уважать труд взрослых, соблюдать правила поведения и безопасности в природе: в детском саду, дома, в парке, на море, в лесу
Взрослые участники проекта :
-расширение педагогических знаний в вопросах экологического воспитания детей
-активное участие в реализации совместных проектов
-повышение уровня экологических знаний
-взаимосвязь педагогов и родителей в организации мероприятий в рамках реализации проекта
-организация и проведение совместных акций и трудовых десантов в рамках проекта с детьми смежных групп
Результат проекта :
Проведённая работа по реализации проекта способствовала систематизации детских знаний о природе и её явлениях; о природоохранной деятельности человека и её значении; закреплению навыков и умений в экологически-значимой деятельности; формированию осознанного положительного отношения к объектам природы и соблюдению правил поведения в природе; развитию чувства ответственности и самоконтроля за своё поведение.
Продукты проекта :
-презентации: «Что такое экология?», «Экологи-защитники природы», «По страницам Красной книги Краснодарского края» для детей подготовительных групп
-природоохранные экологические акции с участием родителей и детей смежных групп : «Улыбнись чистому городу», «Улица Тепличная-улица отличная!», «Лучший домик для скворца»
-фотовыставка «Кубань-наш Дом» из семейных архивов
-экологическая модель – макет Краснодарского края для мини-музея
-экологическая сказка «Кто сильней?» для детей средней группы
-нравственно-экологические праздники: «Волшебница-Вода», «День земли Ку-банской» с участием детей подготовительных групп для родителей и детей ДОО