Арина Иванова
Социально-значимый познавательно-творческий проект в подготовительной группе «Формирование основ здорового образа жизни»
▼ Скачать + Заказать документы
]Введение
" Я не боюсь еще и еще раз повторить: забота о здоровье ребенка - это важнейший труд воспитателя".
В. А. Сухомлинский
Природа создала самое лучшее из своих совершенств- это человек. Для того, чтобы он мог пользоваться всеми благами жизни, любоваться её красотой, очень важно иметь крепкое здоровье. «Здоровье – не всё, но без здоровья – ничто», - говорил мудрый Сократ.
Публикация «Социально-значимый познавательно-творческий проект в подготовительной группе „Формирование основ здорового образа жизни“» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Проекты
- Подготовительная группа
- Проекты творческие
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
Именно поэтому, одной из главных проблем семьи и детского сада является здоровье и развитие детей дошкольного возраста. За последние годы развитие здоровья дошкольников имеет устойчивую тенденцию к ухудшению. И речь идёт не только о физическом, но и психическом здоровье. Неблагоприятные факторы экологического состояния окружающей среды, очень низкий социально-экономический уровень жизни населения и привели к снижению защитно-приспособительных возможностей организма.
До боли известно, что дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно в этот период идет интенсивное развитие органов, становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер, отношение к себе и окружающим. И поэтому важно именно на этом этапе сформировать у детей такую базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, которая будет вырабатывать осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом.
Следовательно, тема здоровья в наше время особенно актуальна, так как любой стране нужны личности творческие, гармонично развитые, активные и здоровые. Данный проект был направлен на то, что мы учим детей беречь и укреплять своё здоровье, тем самым формируя у них представление о том, что здоровье – одна из главных ценностей жизни
Целью работы является создание максимально благоприятных условий для формирования первичных представлений о ценностях здорового образа жизни у детей дошкольного возраста.
Тип проекта :долгосрочный
Вид проекта : познавательный, творческий
Срок реализации : Ноябрь 2019- март 2020
Участники проекта : Педагоги ДОУ, воспитанники подготовительной группыы, родители, инструктор по физической культуре, поликлиника Холмого сельского поселения.
Данная цель осуществляется путем решения следующих задач:
Образовательные :
• дать детям понятие о здоровье, здоровом образе жизни;
• формировать у детей ответственность за своё здоровье;
• способствовать педагогическому просвещению родителей воспитанников по вопросам ЗОЖ;
Развивающие:
• развивать умение избегать опасных для здоровья ситуаций.
Воспитательные:
• воспитывать привычку к здоровому образу жизни.
Этапы реализации проекта
Для того, чтобы мы достигли поставленной цели,были разработаны следующие этапы работы над данным проектом :
I Подготовительный этап.
- Анкетирование родителей «Моя семья за здоровый образ жизни».
- Изучение психолого-педагогической и методической литературы по теме:
1. Голицина Н. С., Шумова И. М. «Воспитание основ здорового образа жизни у малышей».
2. Лободин В. Т., Федоренко А. Д., Александрова Г. В. «В стране здоровья».
3. Шорыгина Т. А. «Беседы о здоровье».
II Организационный этап.
Работа с воспитанниками группы.
Познавательное развитие :
Беседы с детьми на темы :
«Что такое здоровье?», «Правила личной гигиены», «Зеленая аптека на грядке»,«Чистота залог здоровья», «Давайте знакомиться - наш организмом»,, «Зачем нам нужны лекарства и витамины», «Здоровье в порядке – спасибо зарядке!», «Как спрятаться от инфекций и микробов?», «О вкусной и здоровой пище»;
НОД: «Путешествие в страну здоровья», «Спорт в жизни детей», «Русская каша- сила наша», «Куда спряталось здоровье?», «Витамины и здоровый образ жизни» (с использованием ИКТ, «На солнце, на воде»
Опытно – экспериментальная деятельность:
Опыты с кока-колой, «Почему нельзя есть снег?», «Наши помощники – органы чувств», «Фруктовая лаборатория» (см. Приложение 2,
Экскурсия в медицинский кабинет.
Мультсеансы:
• «Мойдодыр», «Айболит»;
• «Смешарики» из серии «Азбука здоровья» : «Распорядок», «Быть здоровым здорово», «Личная гигиена», «Кому нужна зарядка»,», «Скажи микробам «Нет!», «Если хочешь быть здоров»;
• «Королева зубная щётка», «Здоровый образ жизни», «Митя и микробус».
Речевое развитие.
Составление рассказов на тему «Что нужно делать,чтобы быть здоровым…», «Как мы с семьей ездили на отдых».
Чтение художественной литературы: Г. Зайцев «Приятного аппетита», М. Безруких «Разговор о правильном питании», Н. Рыжкова «Как люди речку обидели»; В. П. Катаев «Грибы»; К. И. Чуковский «Айболит», Г. Остер «Про Петьку – микроба».
Пословицы и поговорки о здоровье.
Загадывание и разгадывание загадок по теме, придумывание своих загадок.
Художественно – эстетическое развитие:
Рисование «Что я ем на завтрак», «Папа, мама, я – спортивная семья», «Зеленая грядка в нашем саду», коллективная работа «Мы за ЗОЖ»;
Лепка: «Овощи и фрукты – полезные продукты», «доктора Айболита и аптечка».
Аппликация: коллективная работа: «Большая книга об овощах и фруктах», «Витамины в корзине»,
Конструирование: «Спортивная площадка», «Каток», «Фрукты», «Огород».
Физическое развитие:
Физкультминутки, музыкальные минутки, релаксация.
Утренняя гимнастика, гимнастика пробуждения.
Дыхательная гимнастика Пальчиковая гимнастика:
Массаж и самомассаж (массаж активных точек, ходьба по массажным коврикам, упражнения с массажными мячиками, су – джок и др).
Игровая деятельность:
Сюжетно – ролевые игры: «Кукла маша на приеме у врача», «Больница», «Скорая помощь», «Детский сад», «Семья»,, «Аптека», «Санаторий», «Оздоровительный центр».
Игра-путешествие «Комната снов»;
Дидактические игры: «Азбука здоровья», «Полезно – вредно», «Оденем куклу на прогулку», «Угадай на вкус», «Угадай по запаху», «Угадай по звуку», «Что сначала, что потом» «Вымоем куклу», «Разложи полезные продукты», «Что было бы, если бы…», «Какого помощника не хватает?», «Так или не так», «Чудесный мешочек», «Назови правильно»;
Театрализованные игры: «Айболит», «Мойдодыр»,
Подвижные игры: «Выше ноги от земли», «Бездомный заяц», «Ручеек»;
Работа с родителями воспитанников:
• Папки-передвижки: «Режим дня!», «10 правил здорового образа жизни».
• Консультации: «Как заставить ребенка есть фрукты и овощи», «Компьютер - плюсы и минусы», «Закаливание, методика, противопоказания», «Здоровьесберегающие технологии в детском саду»
• Фотовыставка «Я люблю овощи и фрукты!», «Мой активный отдых», «Мама, папа, я – здоровая семья!».
• Родительские собрания привычка», «Ценности здорового образа жизни
• Развлечения: «Вместе с мамой, вместе с папой я здоровым быть хочу».
• Организация пешей прогулки по определенному маршруту (терренкур).
Работа с социальными партнерами :
• Взаимодействие с тренером по волейболу спорткомплекса станицы Холмской.
• Организация встреч со стоматологом, травматологом, с врачом-педиатром МБУ «Холмская районная больница № 2 МО Абинский район»
Совершенствование предметно – пространственной среды:
• Оборудование уголка здоровья.
• Составление картотек: дыхательной гимнастики, пальчиковой гимнастики, утренней гимнастики и гимнастики пробуждения.
• Подбор иллюстраций и картин, имеющих отношение к здоровью (микробы и вирусы, строение тела человека, полезные и вредные продукты и др).
III Заключительный этап.
• Изготовление и раздача листовок на тему «Мы за ЗОЖ»
• Итоговые мероприятия : «Путешествие в страну Здоровья», «Папа, мама и я-спортивная семья», «Веселые старты»,спортивные развлечения (см. Приложение 3).
• Обобщение результатов работы на заседании педагогического совета МБДОУ (в виде отчета-презентации).
Заключение
Жизненно важная ценность – это здоровье человека. Чтобы его сохранять и укреплять, необходимо научиться управлять своим организмом. Но для того, чтобы управлять организмом, надо, прежде всего, знать его: как он устроен, как работает, что для него полезно, а что вредно, понимать его ценность.
В настоящее время и воспитатели, и родители обеспокоены проблемой здоровья детей. Очень важным является формирование у ребёнка правильного отношения к своему здоровью, навыков здорового образа жизни. Как это сделать? Как дать понять ребёнку то, что нужно ухаживать за своим телом, своей кожей, беречь глаза, уши, зубы, руки и ноги? Как научить его следовать определённому режиму дня, заботится о сне, о питании? Как помочь ему уберечь себя в мире, полном опасностей и неожиданностей?
Данный проект был разработан с целью решения этой проблемы, а именно с целью создания необходимых условий для понимания ценности здоровья и способов его сохранения детьми дошкольного возраста.
Предложенный комплекс мероприятий позволит:
• Сформировать у детей представление о своем здоровье, мерах его сохранения и укрепления.
• Возникновению у детей мотивации к сбережению своего здоровья и здоровья окружающих.
• Повысить сопротивляемость организма детей к заболеваниям.
• Повысить компетентность родителей в вопросах сохранения здоровья своего ребенка.
• Ориентировать родителей на совместное с педагогом приобщение детей к здоровому образу жизни.
Таким образом, путем реализации проекта осуществляется комплексный подход в формировании культуры ЗОЖ у воспитанников ДОУ.
Данный проект будет интересен педагогам ДОУ. Ведь долг педагогов и родителей заключается не только в том, чтобы дать качественные знания детям, но и в том, чтобы сформировать сознательную установку на здоровый образ жизни, научить их с малых лет жить в гармонии с собой и окружающими миром.
Список использованной литературы.
1. Голицина Н. С., Шумова И. М. «Воспитание основ здорового образа жизни у малышей» - М., «Скрипторий 2003», 2010. – 156 с.
2. Лободин В. Т., Федоренко А. Д., Александрова Г. В. «В стране здоровья» - М., «МОЗАИКА-СИНТЕЗ», 2011. – 132 с.
3. Музова О. В «Физкультурно-оздоровительная работа. Комплексное планирование по программе под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. Младший, средний, старший дошкольный возраст»- Волгоград, Учитель, 2011. – 124 с.
4. Утробина К. К. «Занимательная физкультура для дошкольников»- М., Гном, 2003. – 89 с.
5. Шорыгина Т. А. «Беседы о здоровье» - М., «Сфера», 2008. – 96 с