Олеся Ермолаева
Сообщение к семинару «Игровые технологии в ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы
Игра представляет собой особую деятельность, которая расцветает в детские годы и сопровождает человека на протяжении всей его жизни. Игра - ведущий вид деятельности ребенка. В игре он развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых впоследствии будет зависеть успешность его социальной практики. В игре создается базис для новой ведущей деятельности – учебной. Поэтому важнейшей задачей педагогической практики является оптимизация и организация в ДОУ специального пространства для активизации, расширения и обогащения игровой деятельности дошкольника.
Игровая деятельность
Публикация «Сообщение к семинару „Игровые технологии в ДОУ“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Темочки
Игровая деятельность - один из основных видов деятельности человека, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.
Функции игры
1. развлекательная (это основная функция игры - развлечь, доставить довольствие, воодушевить, пробудить интерес);
2. коммуникативная: освоение диалектики общения;
3. самореализация в игре как полигоне человеческой практики;
4. игротерапевтическая : преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности;
5. диагностическая: выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры;
6. функция коррекции: внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей;
7. межнациональная коммуникация: усвоение единых для всех людей социально-культурных ценностей;
8. функция социализации: включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития.
Четыре главные черты присущие игре
1. свободная развивающая деятельность, предпринимаемая лишь по желанию ребенка, ради удовольствия от самого процесса деятельности, а не только от результата (процедурное удовольствие);
2. творческий, в значительной мере импровизационный, очень активный характер этой деятельности («поле творчества»);
3. эмоциональная приподнятость деятельности, соперничество, состязательность, конкуренция, аттракция и т. п. (чувственная природа игры, «эмоцио нальное напряжение»);
4. наличие прямых или косвенных правил, отражающих содержание игры, логическую и временную последовательность ее развития.
Структура игры как деятельности
1. Целеполагание,
2. Планирование,
3. Реализация цели,
4. Анализ результатов, в которых личность полностью реализует себя как субъект.
Структура игры как процесс
1. роли, взятые на себя играющими;
2. игровые действия как средство реализации этих ролей;
3. игровое употребление предметов, т. е. замещение реальных вещей игровыми, условными;
4. реальные отношения между играющими;
5. сюжет (содержание) — область действительности, условно воспроизводимая в игре.
Игра как метод обучения
1. в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета;
2. как элементы (иногда весьма существенные) более обширной технологии;
3. в качестве урока (занятия) или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля);
Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком — четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.
По характеру педагогического процесса выделяются следующие группы игр:
1. обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие;
2. познавательные, воспитательные, развивающие;
3. репродуктивные, продуктивные, творческие;
4. коммуникативные, диагностические, профориентационные, психотехнические и др.
Типология педагогических игр по характеру игровой методике
1. Предметные,
2. Сюжетные,
3. Ролевые,
4. Деловые,
5. Имитационные
6. Игры-драматизации
Специфику игровой технологии в значительной степени определяет игровая среда : различают игры с предметами и без предметов, настольные, комнатные, уличные, на местности, компьютерные и с ТСО, а также с различны ми средствами передвижения.
Специфика игровой технологии
1. Игры с предметами
2. Без предметов,
3. Настольные,
4. Комнатные,
5. Уличные,
6. На местности,
7. Компьютерные
8. С различными средствами передвижения.
Игровая технология
Строится как целостное образование, охватывающее определенную часть учебного процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем. В нее включаются последовательно:
1-игры и упражнения, формирующие умение выделять основные, характерные признаки предметов, сравнивать, сопоставлять их;
2-группы игр на обобщение предметов по определенным признакам;
3-группы игр, в процессе которых у дошкольников развивается умение отличать реальные явления от нереальных;
4- группы игр, воспитывающих умение владеть собой, быстроту реакции на слово, фонематический слух, смекалку и др.
При этом игровой сюжет развивается параллельно основному содержанию обучения, помогает активизировать учебный процесс, осваивать ряд учебных элементов.
Таким образом, единственный язык, который легко даётся детям - это язык ИГРЫ. Именно игра позволяет скорректировать возникающие возрастные проблемы и сложности в отношениях. Без игры жизнь ребёнка невозможна!
Игровая деятельность влияет на формирование произвольности поведения и
всех психических процессов - от элементарных до самых сложных. Выполняя
игровую роль, ребенок подчиняет этой задаче все свои сиюминутные
импульсивные действия. В условиях игры дети лучше сосредоточиваются и
запоминают, чем по прямому заданию взрослого.
Главной и ведущей деятельностью дошкольного возраста являются творческие
игры.
Сюжетно-ролевая игра - одна из творческих игр. В сюжетно-ролевой игре дети
берут на себя те или иные функции взрослых людей и в специально
создаваемых ими игровых, воображаемых условиях воспроизводят (или
моделируют) деятельность взрослых и отношения между ними. В такой игре
наиболее интенсивно формируются все психические качества и особенности
личности ребенка.
Основная цель педагогического руководства - будить воображение ребенка, создавать условия для того, чтобы как можно больше изобретательности, творчества проявили сами дети. Каждый вид игры отвечает своим целям и задачам и определяет организацию игрового пространства в группе.
Так для детей младшего возраста педагоги создают личное игровое оснащение (ширмы, строитель, атрибуты для ролевых игр, предметы - заместители, дидактические игры, дающие опыт разнообразного использования объекта, на собственном примере показывают детям, как пользоваться ролевой речью, звукоподражанием, подсказывают реплики, объясняют действия.
В группе среднего дошкольного возраста воспитатели вместе с детьми изготавливают множество предметов заместителей, так как задача педагога детей отражать роль словесного, без опоры на реальный предмет. В средней группе педагоги выделяют игровые зоны, в которых дети разворачивают любые сюжетно -ролевые игры, объединяясь в небольшие группы. Организуя игру, педагог занимает позицию включённого партнё ра: он просит ребёнка пояснить смысл действий, побуждая к ролевой речи и беря на себя определённую роль.
В старшей группе педагоги организуют игровое пространство, ведущее место, в котором занимают опорные, специальные игрушки и предметы. Дети свободно проявляют свои игровые умения, самостоятельно сочиняют игру, моделируют её среду, изменяя её в ходе развития сюжета, свободно двигаясь от роли к роли, соблюдая правила игры. Дети старшего возраста проявляют большой интерес к режиссёрским играм. Опорой для них служат уже не только образные мелкие игрушки (зайчики, куколки, но и разнообразные предметы (ткань, шарик, брусок и т. д.) Педагогическое сопровождение игр направлено на сохранение самостоятельной игры и побуждения игрового творчества. Педагоги стремятся пробудить у детей способность к импровизации, насыщении сюжетов оригинальными событиями.
Таким образом, к феномену игры стоит относиться как к уникальному явлению детства. Игра -это не только имитация жизни, это очень серьезная деятельность, которая позволяет ребенку самоутвердиться, самореализоваться. Участвуя в различных играх, ребенок выбирает для себя персонажи, которые наиболее близки ему, соответствуют его нравственным ценностям и социальным установкам. Игра становится фактором социального развития личности
Составление игровых технологий из отдельных игр и элементов - забота каждого воспитателя. Обучение в форме игры может и должно быть интересным, занимательным, но не развлекательным. Для реализации такого подхода необходимо, чтобы образовательные технологии, разрабатываемые для обучения дошкольников, содержали четко обозначенную и пошагово описанную систему игровых заданий и различных игр с тем чтобы, используя эту систему, педагог мог быть уверенным в том, что в результате он получит гарантированный уровень усвоения ребенком того или иного предметного содержания. Безусловно, этот уровень достижений ребенка должен диагностироваться, а используемая педагогом технология должна обеспечивать эту диагностику соответствующими материалами.