Екатерина Еременко
Оборудование для сюжетно-ролевых игр в младшем возрасте
▼ Скачать + Заказать документы
Сообщение из опыта работы:
«Оборудование для развития сюжетно-ролевых игр в младшем возрасте».
Доклад на педагогическом совете
Воспитателя Еременко Екатерины Анатольевны
Группа раннего возраста (от 2 до 3 лет) :
В группах раннего возраста игра, как деятельность находится в периоде становления, дети еще только обучаются игровым действиям.
Задачи воспитателя:
в совместной с детьми игре учить детей действовать с предметами и игрушками, учить объединять их несложным сюжетом;
Публикация «Оборудование для сюжетно-ролевых игр в младшем возрасте» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Сюжетно-ролевые игры
- Сюжетно-ролевые игры. Атрибуты и пособия своими руками
- Темочки
развивать умение детей переносить с помощью воспитателя знакомые действия с игрушками в новые игровые ситуации;
развивать умение выполнять действия в соответствии с ролями;
развивать умение выполнять в игре 2-3 последовательных эпизода.
Для решения этих задач предметно-развивающая среда должна содержать готовые игровые зоны
Оборудование для группы раннего развития (2-3 года)
Спальня
• кроватки
• для кроватки — постельные принадлежности (одеяло, простыня, наволочка, пододеяльник, матрац, подушка.
• коляски
• куклы
• шкаф для одежды, в котором хранятся запасные комплекты постельного белья, пеленки для кукол одежда для кукол и кукол, наборы зимней и лет-ней одежды для кукол
Столовая
• стол
• стулья
• диванчик
• наборы чайной и столовой посуды
• телефон со звонком
• Существует несколько классификаций игр по сюжетам.
Достаточно подробно, они описаны в работах Д. Б. Эльконина. Условно все сюжеты делятся на бытовые (игры в семью, парикмахерскую и т. д., производственные (игры строительные, сельскохозяйственные и д. р., т. е. игры, отражающие профессиональный труд людей).
общественно-политические (игры в войну, школу и т. д.).
Ванная
• ванночка для купания кукол
• тазик для стирки
• веревка для белья и прищепки
Магазин продуктов
• маленькие баночки, упаковки от готовых продуктов (йогуртов, творожков, соков и т. п.) — чисто промытые, из пластика или картона
• игровые наборы пластмассовых игрушек — овощей и фруктов (восковые муляжи лучше не использовать)
• таблички, на которых нарисованы наборы продуктов для приготовления различных блюд - супов, компотов, каш, мясных блюд
• кассовый аппарат
• сумочки, корзиночки разные
«Парикмахерская»
• зеркало
• расчески и щетки, вырезанные из мягкого пластика или линолеума
Рядом с парикмахерской обычно располагается
«Уголок ряжения»
Готовые игровые зоны необходимы для того, чтобы побуждать детей к игре, подталкивать их к совершению различных игровых действий. Эти игры будут еще однообразными, дети будут вновь и вновь возвращаться к привычному сюжету.
Воспитатель показывает детям, как использовать в игре предметы-заместители: кубик — хлеб, маленький кирпичик — кусочек мыла, палочка-градусник. Поэтому нам необходим специальный короб (лоток, коробочка, небольшой ящик) с предметами-заместителями.
Зона конструирования
• настольные строительные наборы из дерева
• крупные пластмассовые конструкторы
• мягкий настольный строительный конструктор
• небольшие игрушки для обыгрывания построек
Транспортные игрушки и двигатели
• автомобили грузовые
• автомобили легковые
• самолеты
• крупные игрушки-двигатели
Игрушки-животные: наборы диких и домашних животных
Вторая младшая группа :
Во второй младшей группе продолжается формирование и развитие игровых навыков.
Задачи воспитателя:
способствовать возникновению игр на темы наблюдений из
окружающей жизни, литературных произведений;
в совместных с детьми играх развивать у детей умение при-думывать несложный сюжет, выбирать роль, выполнять в игре несколько взаимосвязанных действий (делать покупки, готовить обед, накрывать на стол, выполнять роль в совместной игре со сверстниками;
в совместных играх с детьми учить ролевым взаимодействиям в сюжетах с 2-3 действующими лицами, в индивидуальных играх с партнерами-игрушками выполнять роль и за себя, и за игрушку;
поощрять попытки детей самостоятельно выбирать атрибуты для игр, дополнять игровую обстановку недостающими предметами и игрушками;
учить детей использовать в играх строительный материал.
Исходя из этих задач во второй младшей группе еще остаются готовые игровые зоны, но они значительно обогащаются
Оборудование для второй младшей группы
Для игры «Семья»
Куклы: куклы девочки и мальчики, куклы-младенцы, наборы кукольной одежды для разных сезонов. Кукольная одежда может помешаться уже не в отдельном шкафу, а в пластиковых или картонных лотках, поставленных на стеллажи. Каждый такой лоток имеет свое условное обозначение: например, на коробку с постельным бельем можно поместить изображение кроватки; на коробку с зимней одеждой - изображение зимней шубы или шапки и снежинку и т. п.
Оборудование для игр с куклами
• постельные принадлежности
• мебель для кукол (столы, стулья, кровать)
• коляски кукол
• Бытовая техника (пылесос)
• стиральные наборы
• утюг и гладильная доска
• телефон со звонком
• наборы кукольной посуды — кухонной, столовой и чайной;
посуду тоже не обязательно помешать в отдельный шкаф или
красиво расставлять на полках, заведите для нее отдельные
красивые коробки
Зона для игры в «Магазин»
• прилавок или витрина
• несколько различных наборов продуктов, которые могут храниться на полочках под прилавком; молочные продукты,
овощи и фрукты из пластика или дерева небольшого размера, бакалейные или гастрономические товары
• кассовый аппарат
• сумочки разные
Зона для игры в «Больницу» : здесь содержатся игрушечные атрибуты из пластика — банки, стетоскоп, шпатели, градусники. Во второй младшей группе не должно быть баночек или коробок от таблеток.
«Парикмахерская» : зеркало, различные флаконы из пластика или небьющегося стекла небольшого размера от духов и шампуней, расчески, щетки из пластика, игрушечные фены.
Игрушки-животные: наборы диких и домашних животных
разного размера.
Транспортные игрушки: автомобили легковые и грузовые, автобусы, лодочки и катера разных размеров, самолеты, вертолеты.
Игровые строительные наборы, предметы-заместители.
Сюжетно – ролевые игры
(младший дошкольный возраст)
Игра-ситуация «Цирк зверей»
Цель: расширить знания детей о диких животных, их повадках, образе жизни, питании, воспитывать любовь, гуманное отношение к животным, расширить словарный запас детей.
Оборудование : игрушечные животные, афиша.
Ход игры:
Воспитатель вешает на доску афишу на которой нарисованы животные и сообщает: «Внимание, внимание! Сегодня к нам приехал цирк. В цирке будут выступать дрессированные звери! Спешите, спешите!
В цирке веселые зверята: Обезьяна, лев, тигрята. «Дорогие зрители, Купить билеты не хотите ли?» Воспитатель раздает детям «билеты в цирк» и сообщает: «Первым выступает лев ап! Еще раз: ап! (Демонстрирует прыжки игрушечного льва через перекладину) Молодец! Давайте похлопаем.
Теперь выходит тигр. Он тоже умеет высоко прыгать через обруч.
(Демонстрирует прыжок игрушечного тигра.) Красиво прыгал, ловко! Похлопаем ему тоже. Проворная обезьянка умеет качаться на качелях:
вверх-вниз! Вверх-вниз! (Демонстрирует умения игрушечной обезьянки.) А вот и попугай.
Я попугай, сижу на ветке,
Распеваю песни в клетке.
Билет берите
И приходите!
Выступление зверей-артистов окончено. До свидания!» Звери выходят на поклон, дети аплодируют. Примечание. Через 1—2 дня игру можно повторить, а затем оставить оборудование в группе для самостоятельной игры детей.
Сюжетно – ролевые игры
(младший дошкольный возраст)
Игра «Детский сад»
Цель: Ознакомление детей с трудом взрослых, работающих в детском саду. Развитие способности взять на себя роль.
Оборудование : Куклы, игрушечная посуда, предметы-заместители.
Игровые роли: Повар, врач, няня, воспитатель, музыкальный работник.
Ход игры:
Воспитатель начинает игру с экскурсии по детскому саду. Он обращает внимание детей, что в саду много групп и детей. Всем детям в саду живется весело и интересно, потому что о них заботятся взрослые: повар готовит пищу, врач делает детям прививки, лечит их, няня убирает в групповой комнате, подает пищу, воспитатель занимается с детьми, играет с ними.
После экскурсии спрашивает детей, что они видели, и предлагает каждому попробовать побыть поваром, няней, воспитателем, музыкальным работником.
Педагог сначала сам показать действия.
Например, играя роль повара, воспитатель готовит необходимые предметы для приготовления супа: кастрюлю, ложку, чтобы мешать суп, и т. д. Использует предметы-заместители. После этого предлагает одному из детей сварить суп.
Педагог может разыгрывать несколько сюжетов. Постепенно происходит слияние нескольких сюжетов в единую интересную игру. Например, две девочки играют с куклами, поднимают их с постели, одевают их. Другая девочка организует детскую столовую, она сажает за стол кукол и расставляет перед ними столовые приборы. Данную ситуацию воспитатель может использовать следующим образом: он подсказывает двум девочкам, что мамам уже пора идти на работу, а детям — в детский сад, там уже начинается завтрак.