людмила георгеоман
Консультация для родителей «Формирование первоначальных трудовых навыков у детей»
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование первоначальных трудовых навыков у детей.
Трудовая деятельность малышей в силу возрастных возможностей детского организма ещё ограничена. Но в данном возрасте у детей формируются первоначальные трудовые навыки.
Публикация «Консультация для родителей „Формирование первоначальных трудовых навыков у детей“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Трудовое воспитание. Консультации
- Трудовое воспитание. Трудовая деятельность детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2014
В первую очередь это навыки самообслуживания. Им нравится подражать взрослым, и это самый благоприятный период для обучения детей в ходе кормления, умывания, одевания. Кроме того, навыки самообслуживания развивают у малышей способность к приложению усилий, которые в будущем явятся необходимым условием трудового воспитания детей. Поэтому ошибаются те взрослые, которые считают, что, выполняя всю работу за ребёнка, пекутся о его же благе, будто бы «облегчают» его жизнь. Взрослые должны взять за правило: никогда не делать за малыша то, что он в состоянии сделать сам.
Чтобы работа по формированию у детей трудовых навыков шла успешнее необходимо выполнить несколько задач:
-научить детей всем необходимым для их возраста навыкам самообслуживания.
-привлекать детей сначала к выполнению несложных трудовых поручений, а затем и к посильной помощи в быту.
-создать условия малышам для наблюдения за трудом взрослых и отражать полученные знания в сюжетных играх.
-вызвать у детей интерес к ручному труду, творчеству.
Обучая детей умыванию необходимо показать выполнение каждого элементарного действия и их правильную последовательность, подробно объясняя каждое движение. Дети при этом активно выполняют все действия, с большей или с меньшей помощью взрослого. При обучении приёмам умывания, одевания, раздевания очень важно сохранять неизменным один и тот же способ, одну и ту же последовательность действий. Это даёт возможность предъявлять всем детям одинаковые требования при выполнении аналогичной задачи по самообслуживанию и в то же время обеспечивает быстроту формирования прочного навыка. Последнее достигается также благодаря многократному повторению одних и тех же действий в определённой последовательности. Например, спущенные с пояса колготки малыш, сидя на стуле, стягивает за носок и пятку двумя руками по очереди с каждой ноги. Потом колготки не придётся выворачивать. Или надевая футболку, сначала просунуть голову в ворот, а затем руки в рукава.
Одеваться на прогулку по алгоритму: тёплые носки- штаны- кофта- шапка- куртка-шарф.
Для развития малышей очень важно наблюдение за трудом взрослых. Чаще всего это наблюдение за работой няни. Её труд понятен детям., т. к. непосредственно касается их самих: наведение чистоты в группе, раскладывание пищи, мытьё посуды. Желательно, чтобы дети не были посторонними наблюдателями, а помогали её по мере возможности: задвигали за собой стулья, относили чашки в раковину, поднимали упавшие на пол игрушки, выбрасывали бумажки в мусорное ведро.
Периодически происходит наблюдение за работой медсестры, дворника, шоферов молочной, хлебной и мусорной машин.
Дома дети имеют возможность наблюдать за трудом своих родителей : приготовление пищи, стиркой, уборкой квартиры, каким-либо ремонтом. Вместе с родителями дети ходят в магазин, поликлинику.
Всё увиденное в жизни дети отражают в сюжетных играх: кормлении кукол, мытьё посуды, стирка кукольной одежды, её глажка, купание куклы, поход в магазин, ремонт мебели и т. д. Эти игры нравятся всем малышам.
Наши дети подрастают, и их уже не удовлетворяет только наблюдение за трудом взрослых и обыгрывание каких-либо действий. Им хочется уже по-настоящему помогать, работать.
Приобщаясь к трудовым процессам, выполняемыми взрослыми, дети учатся действиям с предметами, орудиями труда. Это будет необходимо в будущей продуктивной деятельности ребят. Также дети активно познают свойства различных предметов быта, орудий труда. Например, помогая при сервировке стола, ребёнок узнаёт, что для еды нужны разные виды посуды и что они имеют разные свойства.
Благодаря совместной деятельности со взрослым ребёнок начинает осознавать себя членом семейного коллектива и вносит свой посильный «вклад» в общие дела семьи. Участие в делах родителей формирует у малыша чувство связанности с мамой и папой, позицию «я помощник». В дальнейшем это станет одним из мотивов его активного участия, содействия в делах взрослых и не позволит избегать или оставаться сторонним наблюдателем их деятельности, т. к. это вызывает у него эмоциональный, психологический дискомфорт.
Маленькие дети рады любому общению со взрослыми, а их совместная деятельность помогает установить контакт друг с другом, вселяет в малыша уверенность, что у него всё получится.