Татьяна Щепетова
Развитие трудовых навыков у детей пятого года жизни как средство развития трудовой деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Методическая разработка раздела основной общеобразовательной программы ДОУ
Тема: Развитие трудовых навыков у детей пятого года жизни как средство развития трудовой деятельности (фрагмент).
Главная задача трудового воспитания дошкольников - формирование правильного отношения к труду. Она может быть успешно решена только на основе учета особенностей этой деятельности в сравнении с игрой, занятиями, на основе учета возрастных особенностей ребенка.
Публикация «Развитие трудовых навыков у детей пятого года жизни как средство развития трудовой деятельности» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Трудовое воспитание. Конспекты занятий
- Трудовое воспитание. Трудовая деятельность детей
- Темочки
Развивая у детей трудовую деятельность, необходимо учить их ставить цели, находить пути для ее достижения, получать результат, соответствующий цели.
Цель перед ребенком вначале ставится педагогом. В воспитании детей младшего дошкольного возраста педагог обычно сталкивается с характерными для этого возраста процессуальными действиями, в отдельных случаях они могут иметь место и у детей 4-5 лет.
Постепенно формируется способность к осознанию цели своих действий и связи между целью и результатом. Подобное осознание - своего рода открытие ребенком личных возможностей. Оно побуждает детей к самостоятельным действиям («Я сам»).
Для развития у детей способности ставить цель в труде важны :
- осознание цели;
- умение видеть результат;
- владение способами действий, навыками.
Таким образом:
Дети пятого года жизни действуют более целенаправленно
Трудовая деятельность у детей пятого года жизни носит в основном исполнительский характер.
Участие взрослого в труде (совместный труд) пока остается одним из ведущих в руководстве трудовой деятельностью
Наблюдается активный переход от совместной деятельности со взрослым к самостоятельной.
Трудовое воспитание - важное средство всестороннего развития личности дошкольника. Овладение навыками трудовой деятельности - одно из основных условий воспитания у детей желания и умения трудиться. В трудовой деятельности решаются задачи нравственного, умственного, физического, эстетического воспитания.
Однако:
• В настоящее время развитию трудовой деятельности меньше стало уделяться внимания.
• Труд детей в детском саду становится все более эпизодическим, его возможности в воспитании не реализуются в полной мере
Таким образом, труд должен войти в жизнь ребенка, и помочь для дальнейшего развития. Исходя из этого мы определили
цель: обосновать эффективность формирования трудовых навыков у детей 5-го года жизни как средство развития трудовой деятельности.
И поставили задачи:
• Расширять взаимодействие ребенка с окружающим через организацию трудовой деятельности
• Формирование трудовых навыков
• Формирование компонентов трудовой деятельности
• Формирование общественных мотивов труда
• Привлекать внимание родителей к различным формам совместной с детьми трудовой деятельности, способствующей формированию взаимодействия взрослых с детьми.
Свою работу мы осуществляли в несколько этапов. В начале учебного года нами было проведено обследование детей с целью определения развития сформированности трудовых навыков.
Критерии для обследования были определены на основе задач программы:
- самостоятельно одевается, раздевается;
- самостоятельно дежурит по столовой;
- готовит и убирает свое рабочее место.
По результатам обследования был сделан вывод:
У детей навыки развиты хорошо, но дети не всегда замечают неопрятность в одежде, не могут самостоятельно выполнять обязанности дежурных. Практически всегда нужен контроль или помощь со стороны взрослого. В силу своих возрастных особенностей, из-за неустойчивого внимания дети отвлекаются от поставленной задачи и переключаются с одной деятельности на другую.