Татьяна Жукова
Словарная работа с детьми в процессе организации музыкальной деятельности
▼ Скачать +Заказ
Выступление на педагогическом совете
музыкального руководителя МДОУ д/с №2 «Пчёлка»
Жуковой Татьяны Владимировны
на тему:
«Словарная работа с детьми в процессе организации музыкальной деятельности»
При организации музыкальной НОД я, как музыкальный руководитель, ставлю перед собой не только задачи по развитию музыкальных способностей, но и большое внимание уделяю развитию речи детей, используя различные методы, приёмы и формы работы, стимулирующие речевую деятельность дошкольников. На музыкальных занятиях проводится работа над интонационной выразительностью, чёткой дикцией, дыханием. Регулярное проведение речевых игр, логоритмических упражнений артикуляционной и пальчиковой гимнастики положительно влияет на речевую деятельность детей и отражается в календарных планах.
Публикация «Словарная работа с детьми в процессе организации музыкальной деятельности» размещена в разделах
- Работа музыкального руководителя
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2014
Особое внимание уделяю развитию словаря воспитанников. Словарная работа проводится систематически в процессе проведения различных видов музыкальной деятельности. Например, пополнение словарного запаса ребёнка, знакомство с новыми понятиями происходит во время разбора музыкальных произведений в процессе слушания музыки. Дошкольники знакомятся с такими понятиями, как: характер музыки, ритм, темп, мелодия, аккомпанемент, жанр музыки и др. При характеристике того или иного музыкального произведения дети проговаривают новые для них слова. Незнакомые слова разъясняются. Например: «решительная» музыка – смелая музыка, «тревожная» музыка – беспокойная музыка. Усвоение нового слова и перенос его на характеристику другого музыкального произведения, сходного по характеру, происходит очень быстро. Таким образом расширяется словарный запас детей, характеризующий эмоционально-образное содержание музыки.
В процессе пения также происходит расширение и обогащение словарного запаса детей и ведётся регулярная словарная работа. Ведь нередко в песнях встречаются незнакомые или труднопроизносимые слова, которым уделяется особое внимание в ходе разучивания песенного репертуара. В ходе работы над усвоением детьми певческих навыков, я заметила, что дошкольники очень часто неправильно произносят окончания слов, особенно это касается прилагательных. Например: «солнышко лучистая» вместо «солнышко лучистое», или: «накормлю лошадку свежаю травою» вместо «свежею травою». Поэтому, как правило, перед исполнением песни ставлю перед детьми задачу следить за чётким, ясным произношением слов и правильным пропеванием окончаний в словах.
В конце своего выступления хотелось бы сказать ещё вот о чё м: что пополнение и обогащение словарного запаса детей, словарная работа в нашем дошкольном учреждении проводится не только на занятиях, но и в свободной деятельности детей, в ходе проведения различных режимных моментов всеми педагогами, в том числе узкими специалистами. И только благодаря скоординированному, организованному взаимодействию всех участников педагогического процесса, высокому профессионализму наших педагогов, успешно решаются задачи по стимулированию речевой деятельности детей, расширению их словарного запаса.