Получи документы

Сказкотерапевтическое занятие с детьми

Марина Бухарова
Сказкотерапевтическое занятие с детьми

Накануне занятия психолог просит принести детям из дома самую любимую (небольшую игрушку) и ту игрушку или вещь, которая не нравится. Когда дети принесут на занятие игрушки, можно с игрушками “познакомиться”. Важно, чтобы каждый ребенок рассказал, чем ему нравится игрушка, кто ему ее подарил, какой у игрушки характер и пр. Про вещь или игрушку, которая не нравится, тоже важно рассказать : почему или чем не нравится, где она обычно в доме лежит; если это чья-то вещь, то кому она принадлежит.

Публикация «Сказкотерапевтическое занятие с детьми» размещена в разделах

“Знакомству” с игрушками можно посвятить целое занятие. С одной стороны, дети любят рассказывать про свои игрушки, с другой стороны, эти рассказы содержат уникальную информацию об их внутреннем мире и путях взаимодействия с каждым из них.

Когда все дети познакомились с принесенными игрушками, психолог предлагает детям на один стол сложить все любимые игрушки, а на другой стол положить нелюбимые вещи.

Далее психолог включает тихую музыку и говорит: "В одной далекой и прекрасной Сказочной стране случилась эта история. В одну темную сказочную ночь попали в эту страну удивительные сказочные существа (психолог перечисляет любимые игрушки детей). Но наши герои спали, когда волшебная сила перенесла их в прекрасную Сказочную страну, поэтому они еще ничего не знали о том, куда они попали. И вот, сказочная ночь пошла в свою темную пещеру, чтобы отдохнуть, а на смену ей из-за сказочной горы стало подниматься Солнышко. Оно ласкою улыбнулось нашим героям, и наши герои открыли глаза. Они огляделись удивленно: то, что они увидели, было им не знакомо, однако все им очень понравилось. И каждый из них сказал. (психолог взглядом показывает детям, что их героям можно говорить. Дети от имени своих героев-игрушек говорят то, что считают нужным (по очереди) : «Какая красивая полянка», «здесь много цветов и ягод», «какие большие деревья», «рядом речка, в ней можно купаться» и т. п.). Да, нашим героям очень понравилось то место, куда они попали. Поэтому они быстро умылись, оделись, позавтракали и вышли из своих домиков. Каждый по очереди пошел осматривать Сказочную страну (дети берут свои игрушки и начинают их передвигать по Сказочной стране). Когда они гуляли, то встретили и познакомились с другими героями (дети от имени своих игрушек здороваются друг с другом). Когда наши сказочные герои увидели, что они не одни в этой прекрасной Сказочной стране, им стало легко и весело. Они закружились в веселом танце. А потом. ”

Дальше психолог взглядом показывает детям, чтобы они продолжали историю. Дети придумывали: «а мой зайчик увидел на полянке другого зайчика и пошёл с ним знакомиться», «моя белочка позвала всех жителей сказочной стране играть в «догоняшки»», «Мой тигр захотел поохотиться на зайца» и т. п. В случае, если игрушки начинают «ссориться», психолог должен снять напряжение, например, так: «Заяц и Тигр чем-то сначала не понравились друг другу. Они решили узнать, кто сильнее, и принялись толкаться. Но тут все загрохотало, сверкнула молния, и появилась Фея — повелительница сказок (при этом психолог может поставить свою игрушку). Фея была очень удивлена. “Кто нарушает покой в моей стране, кто разрушает ее? Разве вы не знаете, что Волшебная страна может погибнуть, если в ней такие хорошие существа будут ссориться и драться?” Тигр и Заяц поняли, что если они и дальше будут выяснять, кто сильнее, они могут разрушить Сказочную страну. И они, конечно, так и не узнают, что интересного происходит в этой стране. Поэтому они пожали друг другу руки и присоединились к остальным героям, которые в это время купались в озере». Можно придумать и другие варианты примирения. Психолог может передать инициативу детям и попросить помощи у их героев. В этом случае дети устами своих героев будут предлагать варианты выхода из создавшейся ситуации.

Задача психолога комментировать «за кадром» то, что делают дети, обобщая их действия. Например: «Наши герои уже хорошо освоились в сказочной стране. Они познакомились друг с другом, кто-то решил играть один, другие решили держаться все вместе. Кто-то успел погреться на солнышке, а кто-то иcкупаться и сходить в лес». Когда дети, а точнее их игрушки достаточно хорошо освоятся в Сказочной стране, продемонстрируют различные способы взаимодействия друг с другом, можно разыграть встречу «со злом». Психолог очень эмоционально говорит: «Но вдруг стало холодно, подул сильный ветер, наши герои прижались от страха друг к другу. И вдруг они увидели…» В это время психолог показывает детям, чтобы они взяли со стола нелюбимые, неприятные игрушки. При этом говорит: “Ветер стих, и наши герои увидели, что в прекрасную Сказочную страну пришли какие-то новые существа. И что же было дальше?. ” Далее психолог взглядом или словами побуждает детей к самостоятельному продолжению истории.

Играя с игрушками, дети дальше сами сочиняют сказку. Например, дети придумывали, что «на сказочную страну напали злые существа: робот, паук, рыцарь, волк. Они стали нападать на зайчика, медвежонrа. Началась битва….».

Задача психолога заключается в том, чтобы иногда “за кадром” с позиции Сказочника комментировать происходящее. Если возникает необходимость, ведущий может включаться в игру, вводя любого персонажа (как в случае с Феей). Если дети увлекаются борьбой со “злом”, психолог может вмешаться и подсказать конструктивный выход из ситуации. А может, не подсказывая выход, перестроить ситуацию так, чтобы дети нашли выход сами. Например: “Наши герои каждый раз собирали новые армии на битву. Сил у них становилось все меньше, и тогда они поняли, что таким образом им врага не одолеть, и они решили подумать, как можно по-другому справиться с бедой”. Дети предлагали разные варианты выхода из ситуации: «надо обратиться за помощью к богатырям», «нужно заколдовать их», «можно попробовать с ними подружиться и они станут добрыми и хорошими» и др. Каждое выдвинутое детьми предложение ведущий, как эхо, проговаривает за ними (это необходимо для того, чтобы сконцентрировать внимание детей и поднять значимость того, что они предлагают). Когда каждый из детей, или большинство из них, выскажется, психолог может сказать : “Все наши герои были очень умные и придумали много интересных способов, как справиться с бедой. Но сейчас нужно выбрать один”. Это простимулирует детей принять решение и попробовать его на практике.

После того, как зло побеждено (причем положительные герои не обязательно должны полностью “вытеснить” отрицательных. Может оказаться так, что любимые игрушки найдут место “нелюбимым” в этой Сказочной стране, психолог заканчивает сказку : “Наши герои оказались и смелыми, и сильными, и умными. И они победили. Оглядевшись, они увидели, что Солнышко уже собирается отдыхать, и на смену ему потихоньку приходит волшебная ночь. Поэтому наши герои нашли себе место для ночлега. Кто-то вернулся в старый домик, кто-то пошел в гости к другу (в этом месте ведущий интерпретирует действия детей). Скоро глаза у наших героев закрылись. Они заснули. А волшебная добрая сила в это время переносила их обратно в родную страну. И на следующий день они проснулись каждый в своем родном доме. Но проснулись они уже другими: еще более умными, добрыми и красивыми. Так закончилась эта сказка”.

Когда сказка рассказана, психолог спрашивает у детей: «Понравилось вам путешествовать с игрушками по Сказочной стране? Что особенно запомнилось?

Дети: «Мне понравилось путешествовать по волшебной стране вместе с моим другом Мишуткой», «Особенно мне запомнилась битва со злыми игрушками», «А мне понравилось, что в конце плохие игрушки превратились в хороших и мне с ними захотелось поиграть» и др.

Таким образом, дети, используя одни и те же игрушки в pазличных ситуациях и сказках, непроизвольно учатся рассматривать одно и то же явление с разных сторон. И самое главное, отождествляя на время себя с игрушкой и участвуя вместе с ней во многих ситуациях, ребенок приобретает свой жизненный опыт, проигрывает многие модели поведения, учится самостоятельно находить выходы из сложных ситуаций.

Публикации по теме:

Интегрированное занятие по развитию речи в средней группе «Игрушки. Рисование любимой игрушки» .

План занятия «Моя любимая игрушка» Моя любимая игрушка Цель: 1. Развивать навык рассказа 2. Воспитывать любовь и бережное отношение. Вступительная беседа: - У каждого человека.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Сказкотерапевтическое занятие с детьми
Опубликовано: 30 ноября 2014 в 13:13
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...

28 мая. День пограничника России. Передвижка «Пограничные войска России»

28 мая свой профессиональный праздник отмечают российские пограничники. Именно в этот день больше 100 лет назад в молодой Советской республике была учреждена пограничная охрана.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД