Ольга Маттис
Система экологического воспитания малышей и презентация.
▼ Скачать + Заказать документы
Экологическое воспитание детей в условиях интегративности образовательного процесса
Маттис Ольга Ивановна
воспитатель МДОУ детский сад
общеразвивающего вида № 56
Публикация «Система экологического воспитания малышей и презентация,» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2012
г. Апатиты.
В дошкольном детстве закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, к окружающему миру. Детский сад является первым звеном в системе непрерывного экологического образования, поэтому неслучайно, актуальной остаётся тема формирования основ экологической культуры. Общаясь с природой, с растительным и животным миром у ребёнка развивается способность сопереживать, сочувствовать, заботиться о других, появляется познавательный интерес, расширяется кругозор, развивается наблюдательность, любознательность, накапливается практический опыт жизни в окружающем мире, начинается формироваться собственная система знаний.
Целью экологического воспитания
является обеспечение условий для формирования экологических знаний, экологически правильного отношения к природным объектам.
Задачи:
Формировать элементарные экологические знания и представления;
Развивать умения разнообразной деятельности в природе и становление экологически ориентированного взаимодействия с объектами.
Воспитывать познавательный интерес к окружающему миру, любознательность, бережное отношение ко всему живому;
Содействовать накоплению позитивного опыта в процессе общения с природой.
Успешность решения данных задач зависит от целенаправленно организованной образовательной деятельности, которая строится на основе принципа интеграции разных видов детской деятельности, путём использования «жизненной обстановки» в целом, с учётом индивидуальных и возрастных особенностей детей.
В группе созданы условия, способствующие формированию основ экологического мировоззрения малышей. Уголок живой природы, где дети рассматривают комнатные растения, наблюдают, сравнивают, закрепляют знания об их строении. Формируется представление о комнатных растениях как о живых существах, появляется желание ухаживать за ними, любоваться, развиваются первейшие трудовые навыки ухода за растениями, воспитывается бережное отношение.
Центр «Песок и вода» предоставляет возможность знакомить детей с неживой природой. Играя с песком и водой, дети познают окружающий мир, исследуют границы дозволенного, знакомятся со свойствами воды и песка, со свойствами предметов, открывают правила взаимодействия и присваивают социальный опыт. Особое внимание уделяю беседам и правилам безопасного поведения во время игр с песком. Центр имеет многофункциональное значение, малыши не только приобретают знания о неживой природе, но развивают координацию движения руки и пальцев. Игры способствуют снятию эмоционального напряжения малышей, обеспечивают комфортное пребывание ребёнка в группе, их психологическое благополучие.
С целью ознакомления и обогащения знаний и представлений экологической направленности использую экологические игры, игрушки домашних и диких животных,
макеты фруктов и овощей, картинки с изображением домашних животных и их детёнышей, иллюстрации с красочными пейзажами с характерными сезонными явлениями, книги, альбомы.
Использование макета «Домашний двор» позволяет формировать первейшие экологические знания и представления у детей. Они знакомятся с домашними животными и птицами, отмечают характерные особенности внешнего вида, особенности питания, учатся звукоподражанию, приобретают навыки правильного ухода за животными, формируют эмоционально-доброжелательное отношение к живым существам.
Различные дидактические игры «Чей малыш?», «Кто в каком доме живёт?», «Кто что ест» и другие предоставляют возможность детям закреплять знания о животном мире. Дети с удовольствием составляют животных из нескольких частей в единое целое, что способствует развитию не только познавательного интереса, но и совершенствованию ручной и пальцевой моторики. Система занятий: «Что растёт на грядке», «Что нам осень принесла», «Фруктовый сад», «Вкусные ягоды» и другие и игр по ознакомлению детей с овощами и фруктами позволяет сформировать определённый уровень знаний у детей, развивающий умение уверенно определять овощи и фрукты, дифференцировать их на группы.
Определённую ценность имеют современные деревянные пособия «Домашние животные и птицы», где малыши увлечённо распознают детёнышей взрослых животных и птиц. Закрепляя знания о домашних и диких животных, использую подвижные игры различной двигательной активности, рассказываю сказки, главными героями которых являются сами животные в роли детей, вместе рассматриваем картинки, имитируем движения животных, что способствует развитию творческого воображения, фантазии. У детей формируется доброжелательное отношение к живым существам. Применение различных видов деятельности по ознакомлению с животным миром стимулирует развитие речевых навыков детей, они быстрее запоминают потешки, стихи про животных, вырабатывают интонационную выразительность речи.
На прогулке наблюдаем за состоянием погоды, её характерными изменениями. Формируем устойчивое внимание и познавательный интерес к красоте природы, на основе развития ощущений и восприятия. Знакомимся с сезонными явлениями природы, характерными особенностями времён года, обращаем внимание на красоту растительного мира. При рассматривании птиц на прогулке дети получают знания о различных птицах, строении частей тела, характерных повадках. Беседы «Птички прилетели», «Покормим птиц» побуждают детей проявлять заботу, желание покормить, воспитывают бережное отношение к живым существам. Дети учатся видеть красоту окружающего мира, приобретают элементарные трудовые навыки по уходу за растениями, воспитывается гуманное отношение к природе.
Через изобразительную деятельность малыши передают свои эмоции и чувства, изображая красками – капли дождя, листопад, снежинки, солнышко лучистое. Из пластилина лепят зёрнышки для птичек, орешки для белочки, ягоды рябины и т. д.
Признавая приоритетную роль семьи в воспитании и развитии ребёнка, организую тесное сотрудничество с родителями. Использование различных форм работы с родителями позволяет активизировать родительскую включённость в жизнь детского сада. Родители вместе с детьми участвуют в экологических акциях, смотрах, конкурсах семейного творчества. Совместная деятельность родителей, детей и педагогов способствует установлению доброжелательных взаимоотношений, взаимопонимания, взаимоподдержки.
Таким образом, эффективность педагогического процесса, успешность реализации образовательных задач обеспечивается интеграцией различных видов детской деятельности в процессе развития экологической культуры малышей. Дети имеют первейшие экологические знания, развиты навыки ухода и бережного отношения к растительному и животному миру, сформировано позитивное отношение к окружающей среде.