Юлия Шабашова
Система средств к технологической ситуации «Построение партнёрских взаимоотношений между семьёй и ДОО»
▼ Скачать + Заказать документы
2. Поисковое пространство.
2.2. Семинар-практикум для педагогов «Общение педагогов с родителями»
Занятие 2
«Определение стиля педагога в общении с родителями»
Цель занятия: осознание педагогом своей позиции в общении с родителями.
Диагностика: определение вашего стиля в общении с родителями (на основе опросника В. Г. Маралова, В. А. Ситарова)
Инструкция
Публикация «Система средств к технологической ситуации „Построение партнёрских взаимоотношений между семьёй и ДОО“» размещена в разделах
Вниманию педагогов предлагаются утверждения, касающиеся взаимодействия с родителями воспитанников, которые необходимо оценить. Если педагог полностью согласен с тем или иным утверждением, он ставит 5 баллов напротив утверждения. Если согласен в большей степени, чем не согласен, - 4 балла. Если согласен и не согласен в равной степени - 3 балла. Если в большей степени не согласен, чем согласен, - 2 балла. И если полностью не согласен с приведенным утверждением - 1 балл. В конце баллы необходимо суммировать.
Утверждения
1. Деловое общение с родителями лучше, чем неформальное.
2. Воспитатель - главная фигура, от него зависит успех и эффективность воспитания ребенка.
3. Родителям следует выполнять все рекомендации и пожелания педагога.
4. Общение с родителями приносит только отрицательные эмоции: они не хотят ничего знать и слушать.
5. Основная цель общения с родителями - научить их правильно воспитывать детей.
6. Глубокие знания, умения и навыки ребенка - в большей степени заслуга педагога.
7. Главное в общении педагога с родителями - показать им значимость дошкольного учреждения в воспитании ребенка.
8. Общение с родителями прежде всего - это тяжелый и неблагодарный труд.
9. Конфликты - не лучшая форма общения с родителями, но если иначе нельзя убедить их изменить воспитательную позицию, то они необходимы.
10. Родителям постоянно нужны рекомендации воспитателей, чтобы не допустить ошибок в воспитании детей.
11. Деятельность родителей по воспитанию детей нуждается в постоянном контроле.
12. Родителей отличает бестактность и низкий уровень педагогической культуры.
13. Всегда проще объяснить что-то ребенку, чем родителю.
14. Следует поощрять стремление родителей выполнять рекомендации воспитателей.
Полученные результаты суммируются.
Примерные нормативы:
48 баллов и выше - выраженная ориентированность на авторитарное общение с родителями.
47-43 балла - умеренная ориентированность на авторитарное общение с родителями.
42-38 баллов - умеренная ориентированность на личностную модель взаимодействия с родителями.
37 баллов и ниже - выраженная ориентированность на личностную модель взаимодействия с родителями.
Упражнение 1. «Апчхи»
Цель упражнения: активизация внимания педагогов на предстоящее занятие.
Процедура выполнения. Участники тренинга делятся на группы по 4—5 человек. Каждой группе дается задание: громко крикнуть определенное слово («спички», «точки», «очки» или «алыча», «ящик», «хрящик» и т. д.). Проводится репетиция: каждая группа по отдельности четко произносит свое слово. Затем, по сигналу ведущего, все группы вместе кричат свои слова. При слитном звучании должно получиться «пчхи», на что ведущий может ответить: «Будьте здоровы!» Успех «чихания» зависит от того, насколько микрогруппы прислушиваются друг к другу, не стараясь перекричать других.
Упражнение может быть использовано педагогами при организации коллективного общения с родителями для объединения их.
Упражнение 2. «Я и родители моих воспитанников»
Цель упражнения: концентрация внимания воспитателей на анализе их взаимоотношений с родителями воспитанников.
Процедура выполнения
Предлагается в форме рисунка, аппликации, коллажа создать образ, отражающий взаимоотношения педагога с родителями воспитанников.
Анализ упражнения
1. Вам было сложно или легко выполнять это упражнение?
2. Насколько Вам удалось отразить в рисунке характер Вашего реального отношения с родителями?
3. Хотелось бы Вам что-то изменить в рисунке и общении с родителями?
Упражнение 3. «Слалом»
Цель упражнения: помощь педагогам в решении от имени своих героев жизненно важных вопросов, с использованием различных стилей общения.
Процедура выполнения
Воспитатель должен* пойти утром в поликлинику на прием к специалисту. Его замещает новый педагог, который недавно пришел в коллектив, не знает родителей и детей, а также особенностей группы. Педагог зашел утром в группу решить какой-то вопрос и уже уходит, так как приближается время визита к врачу. На пути его останавливают родители, коллеги, дети с различными вопросами и делами, которые надо решить на ходу.
Возможные примеры препятствий:
• заместитель заведующего по АХЧ: «В 10 часов обязательно нужно получить «моющие»;
• мама самого активного воспитанника: «Вы хотели побеседовать со мной о поведении сына. Сейчас у меня есть время. Вообще я считаю, что Вы к нему несправедливы»;
• воспитанник: «Вы обещали сегодня провести на прогулке опыты со снегом» и т. д.
Задача воспитателя - решить все вопросы по существу за определенный, короткий срок (5 мин, используя стили:
- авторитарный;
- демократический. Анализ упражнения
1. Используя какой стиль, Вам было проще разрешить все ситуации?
2. Этот стиль общения характерен для Вас?
3. Возникают ли в процессе общения с родителями ситуации, в которых Вам приходится решать множество вопросов в короткий срок?
Упражнение 4. «Войди в круг»
Цель упражнения: демонстрация воспитателям необходимости гибкого отношения к общению с родителями.
Процедура выполнения
Участники тренинга встают в круг и крепко держатся за руки — это круг родителей. Один участник остается за кругом — воспитатель. Он должен так убедить играющих впустить его в круг, чтобы они захотели сделать это, т. е. подобрать верный тон обращения и необходимые слова.
Анализ упражнения
1. Что Вы испытывали выполняя упражнение?
2. Легко ли Вам было войти в замкнутый круг? Удалось ли это с первого раза? Почему?
3. Как Вы считаете, общаясь с родителями Вашей группы, находитесь ли Вы в кругу или за кругом?
Рефлексия занятия
Педагогам предлагается выбрать из лежащих перед ними схематических изображений эмоциональных состояний (грусть, радость, удивление, гнев) сначала то, которое они соотносят со своим состоянием в начале занятия, затем - в конце занятия.