Юлия Шабашова
Система средств к технологической ситуации «Построение партнёрских взаимоотношений между семьёй и ДОО»
▼ Скачать
2. Поисковое пространство
2.1. Мини-лекция «Специфика работы взаимодействия воспитателя с родителями воспитанников»
Понятия взаимодействия, сотрудничества
Сотрудничество - это общение «на равных», где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать.
Взаимодействие представляет собой способ организации совместной деятельности, которая осуществляется на основании социальной перцепции и с помощью общения.
Публикация «Система средств к технологической ситуации „Построение партнёрских взаимоотношений между семьёй и ДОО“» размещена в разделах
Взаимодействие педагогов с родителями предполагает взаимопомощь, взаимоуважение и взаимодоверие, знание и учет педагогом условий семейного воспитания, а родителями – условий воспитания в детском саду. Также оно подразумевает обоюдное желание родителей и педагогов поддерживать контакты друг с другом.
Под педагогическим просвещением родителей понимается процесс информирования их об особенностях развития личности ребенка и способах взаимодействия с ним, построенный в контексте жизнедеятельности субъектов взаимодействия в соответствии с ценностями культуры.
Взаимодействие педагогов и родителей детей дошкольного возраста может осуществляться:
• приобщение родителей к педагогическому процессу;
• расширение сферы участия родителей в организации жизни образовательного учреждения;
• пребывание родителей на занятиях в удобное для них время;
• создание условий для творческой самореализации педагогов, родителей, детей;
• информационно-педагогические материалы;
• разнообразные программы совместной деятельности детей и родителей;
• объединение усилий педагога и родителя в совместной деятельности по воспитанию и развитию ребенка;
• проявление понимания, терпимости и такта в воспитании и обучении ребенка, стремление учитывать его интересы, не игнорируя чувства и эмоции;
• уважительные взаимоотношения семьи и образовательного учреждения.
Таким образом, основная цель всех форм и видов взаимодействия ДОУ с семьей : - установление доверительных отношений между детьми, родителями и педагогами; - объединение их в одну команду, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать.
Работа с родителями является одним из важнейших аспектов работы педагога, направленной на сохранение психологического здоровья детей через формирование общего воспитательного «поля» вокруг ребенка, обеспечивающего согласованность воздействия взрослых.
Спецификой работы воспитателя ДОУ с родителями воспитанников является:
• высокий уровень образованности и высокий социальный статус большинства родителей;
• высокий уровень занятости родителей воспитанников;
• высокий уровень ожиданий относительно качества образовательного процесса в ДОУ на современном этапе.
В связи с этим взаимодействие с родителями строится воспитателем в соответствии со следующими принципами:
• высокий профессионализм;
• доброжелательность и уважение к родителям и их детям;
• обеспечение предельной конфиденциальности и эмоциональной безопасности;
• открытость и конгруэнтность воспитателя ДОУ;
• мотивирование родителей к взаимодействию с педагогом различными способами;
• системность в работе, выражающаяся в актуальности, последовательности и логичности работы со всеми участниками образовательного процесса, сотрудничестве с родителями на всех ступенях дошкольного обучения детей;
• приоритет активных методов взаимодействия : дискуссий, круглых столов, ролевых и деловых игр, занятий с элементами тренинга, использование психотерапевтических методов (релаксации, визуализации, элементов арт-терапии, сказкотерапии и т. п.).
Запорожец А. В. выделяет две основные задачи работы ДОУ с семьёй :
• Первая задача. Установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника, объединить усилия для развития и воспитания детей, создать атмосферу общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки и взаимопроникновения в проблемы друг друга, совместное преодоление трудностей.
• Вторая задача. Активизировать и обогащать воспитательные умения родителей, поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях. Ее решение тесно связано с осознанием родителями своей воспитательной роли в семье, своего опыта взаимодействия с ребенком.
Т. А. Данилина изучила вопрос о том, какого рода помощь хотели бы получать родители и воспитатели друг от друга. Оказалось, воспитателям требуется помощь организационного характера и активная деятельность родителей в решении проблем детского сада. Помощь, которую желали бы получить родители от воспитателей, заключается в консультировании по проблемам развития и обучения ребенка, а также в подготовке детей к школе. Большинство родителей жалуются на то, что не получают конкретных советов по поводу развития ребенка, и на безразличное, как они считают, отношение к детям. Но в то же время родители значительно выше оценивают роль детского сада (по сравнению с семьей) в подготовке детей к школе и общению со сверстниками [12, с. 44].
Основная задача педагогов состоит в то, чтобы заинтересовать родителей, предлагая им как традиционные, так и новые формы взаимодействия.
На основе анализа литературы можно выделить следующие традиционные формы работы с семьей :
- посещение на дому, групповые родительские собрания, общие собрания родителей, индивидуальные беседы, консультации, дни открытых дверей, открытые просмотры;
- школа молодых родителей;
-лектории и университеты педагогических знаний;
- педагогические кружки;
-уголок для родителей;
- библиотечка для родителей;
- папка – передвижка;
- при групповой стенд и др. [13, с. 22].
Эти общеизвестные формы работы начали создаваться в 20-е годы XX столетия и получили широкое распространение в практике общественного дошкольного воспитания (поэтому они и называются традиционными). Они подразделяются на:
- Коллективные формы работы: родительские собрания, на которых обсуждаются проблемы жизнедеятельности определенной группы, встречи с родителями («Давайте познакомимся!», вечера вопросов и ответов, заседания «круглого стола», занятия тренингового характера, основная цель которых помочь родителям правильно строить общение и совместную с ребенком – дошкольником деятельность, совместные с детьми, родителями и воспитателями праздники и развлечения, выставки совместных работ родителей и детей, школы для родителей, родительские конференции, совместные педсоветы или домашние педсоветы, которые проводятся у родителей дома.
- Индивидуальные формы работы: индивидуальные беседы и консультации, посещение семьи.
- Наглядно-информационные формы работы: выставки детских работ, фотомонтажи, дни открытых дверей, реклама книг, статей из газет или журналов по проблемам семейного воспитания, педагогические информационные стенды («Уголки для родителей», папки – передвижки с материалами по различным вопросам [7, с. 48].
Традиционные формы помогают организовать содержательную и целенаправленную работу с родителями. Однако использование этих форм не всегда способствует возникновению интереса у родителей к вопросам педагогики и психологии детей.
В настоящее время практические работники ищут новые, нетрадиционные формы сотрудничества дошкольного учреждения с родителями, желая разнообразить и усовершенствовать эту работу. Хотя в педагогической литературе нет такого определения, эти формы успешно входят в жизнь дошкольных учреждений. Как отмечает О. Л. Зверева, они построены по типу развлекательных игр или телепрограмм и направлены на привлечение внимания родителей к детскому саду, на установление неформальных контактов [17, с. 32].
Смысл нетрадиционной работы педагогов с родителями – не только в установлении контактов, но и в том, что благодаря созданной таким образом благоприятной эмоциональной почве родители лучше воспринимают советы педагога, становятся более откровенными, открытыми для восприятия помощи.
Проводятся дни и недели открытых дверей, родители привлекаются к подготовке утренников, они сочиняют сценарии, стихи, вместе с детьми исполняют песни, участвуют в самых различных конкурсах, состязаниях: «Педагогическое поле чудес», «КВН», спортивные праздники, конкурсы знатоков педагогических секретов, устные жанры и др.
Подобные формы сотрудничества с семьей весьма эффективны, если чрезмерно не увлекаться развлекательной стороной мероприятия и уделять должное внимание педагогическому содержанию.
Исходя из трудностей по взаимодействию педагогов и родителей, Л. М. Кларина предложила открыть дискуссионные клубы и клубы по интересам для педагогов и родителей, спортивные секции для детей и родителей, библиотеки детской литературы и др. [28, с. 27].
Т. А. Данилина, в свою очередь, разработала рекомендации для работников дошкольных учреждений по проведению родительских собраний, психологического консультирования и выступлению специалистов-педагогов на родительских семинарах. Она также считает, что целесообразна разработка конкретных программ работы с родителями и педагогическим коллективом. Идею Т. А. Данилиной о создании программ, которые стали бы ориентиром, как для педагогов, так и для родителей по вопросам воспитания и развития ребенка, взаимодействия дошкольного учреждения и семьи, поддерживают многие ученые [12, с. 45].
Следует отметить, что в последнее время появилось несколько новых программ, адресованных одновременно и родителям, и педагогам. Например, программа «Из детства - в отрочество» (научный руководитель - Т. Н. Доронова). Она основана на глубоком контакте родителей и педагогов. В ее содержании четко и обстоятельно выявляется установка на взаимодействие с родителями, выделяются методы и формы сотрудничества.
Таким образом, от совместной работы родителей и педагогов зависит дальнейшее развитие ребенка. И именно от качества работы педагогов детского сада зависит уровень педагогической культуры родителей, а, следовательно, и уровень семейного воспитания детей.
Новые задачи, встающие перед дошкольным учреждением, предполагают его открытость, тесное сотрудничество и взаимодействие с другими социальными институтами, помогающими ему решать образовательные задачи. На современном этапе детский сад постепенно превращается в открытую образовательную систему : с одной стороны, педагогический процесс дошкольного учреждения становится более свободным, гибким, дифференцированным, гуманным со стороны педагогического коллектива, с другой — педагоги ориентируются на сотрудничество и взаимодействие с родителями и ближайшими социальными институтами. Таким образом, получается, что социальное партнерство - взаимовыгодное взаимодействие различных секторов общества, направленное на решение социальных проблем, обеспечение устойчивого развития социальных отношений и повышение качества жизни, осуществляемое в рамках действующего законодательства.