Татьяна Егорова
Система работы по взаимодействию с родителями
▼ Скачать + Заказать документы
В соответствии с Законом РФ «Об образовании» и Типовым
положением о дошкольном образовательном учреждении одной из основных
задач, стоящим перед детским садом, является «взаимодействие с семьей для
обеспечения полноценного развития ребенка».
В соответствие с ФГОС ДО (Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013
N 1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного
стандарта дошкольного образования") основными принципами дошкольного
образования являются:
1) содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка
Темочки:
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2023
полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
2) сотрудничество Организации с семьей.
Стандарт направлен на решение следующей задачи:
обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения
компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и
образования, охраны и укрепления здоровья детей.
ФГОС ДО является основой для оказания помощи родителям (законным
представителям) в воспитании детей, охране и укреплении их физического и
психического здоровья, в развитии индивидуальных способностей и
необходимой коррекции нарушений их развития.
Достичь высокого качества образования наших воспитанников, полностью
удовлетворить запросы родителей и интересы детей, создать для ребенка
единое образовательное пространство, возможно только при условии
разработки новой системы взаимодействий ДОУ и семьи.
Процессы в системе образования, его вариативность, инновационные
программы, обусловили необходимость поиска решения проблем
взаимодействия ДОУ с семьей, создания условий для повышения
педагогической культуры родителей.
Современные тенденции в развитии дошкольного образования объединены
одним важным и значимым критерием – его качеством, которое
непосредственно зависит от уровня профессиональной компетентности
педагогов и педагогической культуры родителей.
Качество семейного воспитания, расширение воспитательных возможностей
семьи, повышение ответственности родителей за воспитание своих детей –
важнейшие проблемы современной педагогической практики. Их решение
возможно при условии всесторонней психолого-педагогической подготовки
семьи, родителей к выполнению своих воспитательных функций. Именно
этими обстоятельствами диктуется необходимость постоянного повышения
уровня педагогической компетентности родителей, необходимость и
актуальность организации различных форм образования. Таким образом,
определяются основные цели и задачи родительского образования в ДОУ
• Формируются у родителей восприятие феномена воспитания в семье и ДОУ
как социального, психологического и педагогического явления;
• Формируются представления об этапах развития личности ребенка;
• Выявляются принципы взаимодействия между родителями и детьми,
родителями и педагогами, педагогами и детьми.
Для работы с семьей можно выделить такие основные задачи перед ДОУ:
• Изучение семей детей, изучение интересов, мнений родителей;
• Использование опыта деятельности других ДОУ по взаимодействию ДОУ с
семьей;
• Расширение способов-методов работы с родителями;
• Привлечение родителей к активному участию в деятельности ДОУ;
• Изучение семейного опыта воспитания и обучения детей;
• Просвещение родителей в области педагогики и детской психологии.
Задача модернизации взаимодействия семейного воспитания и ДОУ -развитие
диалогических отношений «педагог – семья».
Установление сотрудничества и партнёрских отношений детского сада с семьёй имеет огромное значение. Только объединив свои усилия, родители и
воспитатели могут обеспечить ребёнку эмоциональный комфорт, интересную,
содержательную жизнь дома и в детском саду, помогут развитию его основных
способностей, умению общаться со сверстниками и обеспечат подготовку к
школе.
Имея опыт работы с детьми, я всё больше убеждаюсь, что только общими
усилиями семьи и детского сада можно помочь ребёнку. Поэтому свои
отношения с родителями строю на основе взаимного доверия и взаимного
уважения. В своей работе всегда помню о том, что ребёнок – уникальная
личность. Его нельзя сравнивать с другими детьми.
Для эффективного взаимодействия с семьёй недостаточно одного желания
сотрудничать.
Основополагающим моментом во взаимодействии педагогов группы и
родителей является изучение семьи.
Изучать особенности воспитания ребенка в семье достаточно сложно.
Используемые обычно наблюдения, анкетирование и беседы дают неполную
картину, так как родители не раскрывают до конца свои взаимоотношения с
детьми, а чаще всего просто скрывают. Происходит это из-за того, что родители
либо не хотят, либо затрудняются рассказать о своих впечатлениях,
переживаниях.
Выявить запросы родителей, их проблемы и затруднения в вопросах
воспитания и обучения детей помогает самостоятельный выбор ими тем для
обсуждения из примерного перечня вопросов по каждому разделу программы,
предложенных воспитателем. С учётом их пожеланий и предложений я
осуществляю планирование работы с семьёй.
Практика показывает, что для установления диалога с родителями важно
активно использовать язык поддержки и соучастия. Дать понять родителям, что
их внимательно слушают и слышат. Необходимо создавать и использовать
возможности для непосредственного общения. Существуют разнообразные
виды деятельности, которые создают возможности для сотрудничества
родителей и воспитателей, и обмена информацией друг с другом. Желательно
создавать возможности и отводить время для дискуссий с семьями, всегда
оставляя достаточно времени для вопросов родителей. Важно научиться
слушать. Но не для того, чтобы произвести хорошее впечатление или
утвердить свою правоту, а с целью создать эмоционально положительную
атмосферу заинтересованного разговора, совместного решения проблем.
Планируя ту или иную форму работу, я как педагог всегда исхожу из
представлений о современных родителях, как о современных людях, готовых к
обучению, саморазвитию и сотрудничеству. С учётом этого выбираю
следующие требования к формам взаимодействия :*оригинальность,
*востребованность, *интерактивность.
Для скоординированной работы ДОУ и родителей поставила перед собой
следующие задачи:
- установление доверительных отношений с родителями;
- вовлечение семьи в единое образовательное пространство;
- активизировать и обогащать воспитательные умения родителей;
- работа в тесном контакте с семьями воспитанников;
- поощрение родителей.
Важно вовлечь родителей в процесс воспитания и развития детей, чтобы они
стали активными его участниками, а не пассивными слушателями. С этой
целью использую разнообразные формы работы с ними : традиционные и
нетрадиционные.
Традиционные формы делятся на следующие группы:
коллективные – родительские собрания, групповые консультации,
конференции;
индивидуальные – индивидуальные консультации, беседы;
наглядные – папки – передвижки, стенды, выставки, фото, дни открытых
дверей.
Современные формы:
устные журналы, экскурсии, родительские клубы, акции, оздоровительные
мероприятия, игры и т. п.
На разных возрастных этапах развития детей нашей группы наиболее
эффективными формами сотрудничества с родителями стали родительские
собрания: «Вот и стали мы на год взрослее», где были раскрыты возрастные
особенности развития детей, задачи воспитания и обучения; особенности и
условия образовательной работы в данной возрастной группе, способы
развития у них коммуникативных качеств.
На тематическом собрании «Роль семьи в речевом развитии ребёнка»
обсудили ряд факторов успешного речевого развития детей, логопед
познакомил родителей с содержанием работы по данной теме, предложили
родителям рекомендации специальных игр и упражнений для развития
фонематического слуха. Обменялись опытом речевого развития детей в семье,
а родители убедились в необходимости развивать и совершенствовать речь
детей; познакомились с речевыми играми – помощницами.
В процессе дискуссий за круглым столом «Укрепление и сохранение
здоровья детей», «Семья – здоровый образ жизни» вместе с родителями
обсуждали вопросы приобщения детей к здоровому образу жизни, организации
спортивного досуга, спортивного кружка в детском саду. Были даны
рекомендации по применению детьми в повседневной жизни сформированных
умений и навыков.
Анкетирование родителей «Что нужно знать воспитателям о вашем
ребёнке?», «Мой стиль воспитания в семье», «Чего вы ждёте от детского сада в
этом году?», «Детский сад глазами родителей», позволило получить
информацию о тех проблемах, с которыми родители сталкиваются в
повседневной жизни, выявить их желания и надежды относительно будущего
ребёнка.
В ходе проведения консультаций «Как отвечать на детские вопросы?»,
«Как активно слушать ребёнка?» использовала прослушивание записи вопросов детей, их суждений. Старалась раскрыть их значение, понимание
необходимости правильного ответа со стороны родителей.
Интересной формой налаживания доверительных отношений и
взаимопонимания ДОУ с семьёй являются выставки совместного творчества
детей, родителей и воспитателей на различные темы. Проведение таких
выставок, как: «Осенняя ярмарка», «В гостях у сказки», «Украсим яичко к
пасхальному дню», изготовление поделок родителей с детьми к проекту
«Чтобы не было пожара, чтобы не было беды» и др. стало стимулом развития
эстетических чувств наших воспитанников, стимулом к совместной
деятельности детей и родителей. В нашей группе практикуется награждение
участников выставок.
Регулярная организация фотовыставок «Как мы жили летом», «Как весело
отдыхали и Новый год встречали» и др. знакомила родителей с жизнью ДОУ,
деятельностью их детей.
Важным звеном в системе совместной работы детского сада и семьи
является приобщение родителей к непосредственному участию в работе
детского сада; организации и участие в проведении праздников и развлечений:
«Моя мамочка -любимая», «Скоро, скоро Новый год»», «Наши мальчики самые
сильные», «Широкая Масленица», «Пасхальные посиделки».
Необходимую информацию по вопросам воспитания и обучения детей
родители получают через наглядно – информационный материал: ширмы,
стенды, папки – передвижки.
Из папки – передвижки «Осенние игры для детей и взрослых» родители
узнали: как правильно организовать игры на свежем воздухе, чтобы прогулка
была не только интересной, но и познавательной. А рубрика «Игры из
сундучка» познакомила с простыми, но очень интересными, а главное
полезными играми на развитие мелкой моторики у детей, в которые родители
смогут поиграть с ребёнком в любое удобное для них время.
Одной из форм обеспечения единства общественного и семейного
воспитания на дошкольной ступени образования является создание
информационных изданий для родителей. Особой популярностью пользуются
буклеты по ОБЖ «Ребёнок дома», «Что нужно знать об укусах насекомых» и
др., еженедельные рекомендации по темам недели. Выпуск журналов «Без
напоминаний и с удовольствием», «Учим ребёнка общаться» помогли
родителям возможность получить необходимую информацию о том, как формировать у детей привычку трудиться, получили практические советы по
созданию системы домашних обязанностей детей; дали возможность родителям
помочь своим детям разобраться в мире взаимоотношений со сверстниками. В
подготовке газеты родители принимали непосредственное участие, т. к.
родители делились семейным опытом по воспитанию и развитию детей.
Использование разнообразных форм работы с семьёй позволило пробудить
чувство расположения и доверия родителей к детскому саду.