Валентина Казаченко
Система патриотического воспитания дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Система патриотического воспитания дошкольников
Детство – ответственный этап в становлении личности и ее нравственной сферы. Вовремя созданная благоприятная педагогическая среда способствует воспитанию в детях основ патриотизма и гражданственности.
Актуальность проблемы:
Публикация «Система патриотического воспитания дошкольников» размещена в разделах
О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отечеству, наследию, воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.
Цель патриотического воспитания дошкольников :
формирование у детей дошкольного возраста патриотического отношения и чувства к своей семье, городу, к природе, культуре на основе исторических и природных особенностей родного края. Воспитание собственного достоинства как представителя своего народа, уважения к прошлому, настоящему, будущему родного края, толерантного отношения к представителям других национальностей.
Задачи:
1. Формировать у дошкольников нравственные качества личности через ознакомление с родным городом.
2. Формировать гражданскую позицию и патриотические чувства к прошлому, настоящему и будущему родного края, чувство гордости за свою малую Родину.
3. Воспитывать у ребенка любовь и привязанность к своей семье, родному дому, земле, где он родился.
4. Воспитывать любовь и уважение к своему народу, его обычаям, традициям.
5. Формировать основы экологической культуры, гуманного отношения ко всему живому.
6. Формировать художественный вкус и любовь к прекрасному, развивать творческие способности.
7. Воспитывать у дошкольников чувство уважения и заботы к Защитникам Отечества.
8. Воспитывать чувство уважения к профессиям и труду взрослых.
Система работы
Выстраивая воспитательно-образовательный процесс, мы большое внимание уделяем комплексному подходу в формировании у дошкольников основ нравственно-патриотического воспитания.
Система и последовательность работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей представлена следующими тематическими блоками:
«Вместе дружная семья»
«Детский сад»,
«Труд взрослых»,
«Родной город»,
«Родная страна».
Каждый блок включает в себя разнообразные виды деятельности:
специально организованные занятия,
беседы,
наблюдение,
чтение художественной литературы,
сюжетно-ролевые, театрализованные, дидактические игры,
тематические праздники,
целевые прогулки, экскурсии,
взаимодействие с социумом и др.
В каждой возрастной группе разработан перспективный план работы по патриотическому воспитанию дошкольников.
Предметно-развивающая среда по патриотическому воспитанию
Реализовать работу по нравственно-патриотическому воспитанию помогает
предметно-развивающая среда в группах, созданная педагогами нашего детского сада.
Во всех возрастных группах имеются уголки патриотического воспитания, в которых находится материал по ознакомлению с городом, страной, государственной символикой, где дети в условиях ежедневного свободного доступа могут пополнять знания. В уголках широко представлены: иллюстрации и фотоальбомы с видами родного города, городов Самарской области, России, столицы России – Москвы, климатических зон, животных и растений, как страны, так и области.
С целью приобщения дошкольников к истории и культуре русского народа в детском саду создан мини-музей «Русская изба».
Цель мини-музея: приобщать дошкольников к истории и культуре русского народа.
Задачи мини-музея:
• знакомство дошкольников с жизнью, особенностями быта, традициями и обычаями русского народа;
• знакомство с фольклором;
• расширение словарного запаса дошкольников;
• воспитание у детей интереса к культуре русского народа;
• духовно-нравственное и патриотическое воспитание дошкольников.
В мини-музее «Русская изба» представлены следующие экспонаты:
различные предметы быта (посуда, прялка, корзины, туеса, нитки, веретено, ухват, шкатулки, самовар и др.);
старинная мебель (столы, лавки, сундуки, макет русской печи, детская колыбель;
декоративные элементы (скатерти, рушники, салфетки, тканые коврики для пола);
предметы народных промыслов (изделия из бересты, хохломская роспись, павловопосадские платки и др.);
русские национальные костюмы и их элементы (платье, сарафан, кокошник, венок, рубаха, штаны, пояс, головной убор и др.);
куклы в русских костюмах;
народные музыкальные инструменты;
народные игрушки.
Для организации работы в мини-музее «Русская изба» педагоги детского сада используют разнообразные формы и методы:
• непосредственно-образовательная деятельность,
• слушание, разыгрывание фольклорных произведений,
• народные праздники,
• народные игры и игрушки,
• посиделки,
• выставки,
• кружковая работа,
• самостоятельная деятельность детей.
Кружковая работа
В нашем детском саду на протяжении нескольких лет функционируют кружки «Веселая горница» и «Поиграй-ка», одной из задач которых является осуществление нравственно-патриотического воспитания дошкольников.
Фольклорный кружок «Веселая горница»
Музыкальный фольклор – уникальная, самобытная культура наших предков, осознается современным обществом как значимый фактор духовности, преемственности поколений, приобщения к жизненным национальным истокам.
Мы используем, так называемый, «Детский фольклор», изобилующий играми, сказками, потешками, дразнилками и другими малыми фольклорными жанрами.
Программа кружка разработана на основе программы «Приобщение детей к истокам русской культуры» О. С. Князевой, М. Д. Маханевой.
Цель: формирование у дошкольников умений, навыков и творческих способностей детей средствами фольклора, знакомство детей с историей и культурой русского народа.
Задачи:
• Учить детей связывать слова с действиями путем драматизации сценок, сказок, посредством исполнения народных песен, хороводов, игр.
• Продолжать знакомить детей с народной мелодией.
• Развивать музыкальный слух, память, диалогическую речь.
• Воспитывать любовь и интерес к русской музыке.
Кружок «Поиграй-ка» (знакомство с народными играми)
Народные игры воспитывают сознательную дисциплину, волю, настойчивость в преодолении трудностей, приучает детей быть честными правдивыми. Народная игра – это детство и забавы старшего поколения: наших бабушек и дедушек. Знакомя детей с такими играми, мы возрождаем добрую традицию, передаем опыт старшего поколения. В народной игре есть весь арсенал необходимых средств, для формирования человека – гражданина своей страны.
Программа кружка рассчитана на детей 5 – 7 лет. Она разработана на основе методических рекомендаций Лялиной Л. А. «Народные игры в детском саду».
Цель: прививать детям интерес и любовь к народным играм.
Задачи:
• Расширять кругозор детей посредством знакомства с народными играми.
• Развивать ловкость, гибкость, силу, моторику, координацию движений.
• Совершенствовать все психические процессы – внимание, память, воображение, стимулируя переход детского организма на более высокую ступень развития.
• Воспитывать навыки общения, дружеские взаимоотношения между детьми, привычку играть.