Елена Смирнова
Система методической работы в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
СИСТЕМА МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ В ДОУ
Плохой хозяин растит сорняк,
Хороший выращивает рис.
Умный культивирует почву,
Дальновидный воспитывает работника.
И. Иманцуми
Актуальность проблемы подготовки высококвалифицированного, свободно мыслящего, активно действующего воспитателя на современном этапе в связи с возрождающимся подходом к человеку как самоценности очевидна для всех. Помочь воспитателю овладеть новым педагогическим мышлением, готовностью к решению сложных задач в системе образования, к повышению своего педагогического мастерства призвана специально организованная методическая работа.
Публикация «Система методической работы в ДОУ» размещена в разделах
Методическая работа в дошкольном учреждении – это целостная, основанная на достижениях науки и передового педагогического опыта система взаимосвязанных мер, направленных на всестороннее повышение квалификации и профессионального мастерства каждого воспитателя и коллектива в целом.
В детских садах сложились определенные формы повышения квалификации воспитателей, однако, между различными видами методической работы часто нет должной связи, учета конкретных интересов и потребностей воспитателей.
Задача заведующей и методиста дошкольного учреждения заключается в том, чтобы выработать систему, найти доступные и вместе с тем эффективные методы повышения педагогического мастерства.
Основными критериями эффективности методической работы, кроме результативных показателей (уровня педагогического мастерства, активности воспитателей и др., являются характеристики самого методического процесса:
1. Системность– соответствие целей и задач содержанию и формам методической работы.
Цель:
– повышение педагогического мастерства каждого воспитателя и педагогического коллектива в целом;
– формирование индивидуальных методических систем отдельных воспитателей;
– освоение новых педагогических технологий и др.
Задачи– это подцели, способствующие реализации целей. Так, для повышения педагогического мастерства воспитателей необходимо решить следующие задачи:
а) выявить исходный уровень педагогического мастерства каждого воспитателя, т. е. уровень его знаний, педагогических способностей и умений;
б) выработать у воспитателей потребность в саморазвитии, самообразовании, самовоспитании;
в) развить гуманистическую направленность личности каждого воспитателя;
г) развить педагогическую технику, т. е. организаторские, коммуникативные и другие умения.
Содержание методической работы в дошкольном учреждении определяется поставленными целями и задачами с учетом результатов воспитательно-образовательного процесса данного ДОУ, уровня педагогического мастерства и квалификации воспитателей, зрелости и сплоченности конкретного педагогического коллектива.
В содержание методической работы включаются следующие направления:
воспитательное, дидактическое, психологическое, физиологическое, техническое, самообразовательное, частно-методическое и др.
Так,
воспитательное направление предусматривает повышение квалификации воспитателей по вопросам теории и методики воспитания дошкольников в условиях личностного подхода и гуманизации воспитательного процесса.
Дидактическое направление методической работы включает обновление знаний воспитателей по наиболее актуальным проблемам повышения эффективности обучения детей в ДОУ.
Психологическое направление обеспечивает повышение квалификации воспитателей в области общей, возрастной и педагогической психологии.
Физиологическое направлениепредусматривает занятия по общей и возрастной физиологии и гигиене.
Сложность и многообразие целей и задач методической работы в современном дошкольном учреждении, разносторонний характер ее содержания, конкретные особенности каждого ДОУ требуют разнообразия методических форм работы с кадрами и их оптимального сочетания между собой.
В последние годы ведутся активные поиски новых, нетрадиционных форм методической работы. Однако следует отметить, что никакие формы работы сами по себе, безотносительно к содержанию повышения квалификации педагога, не могут гарантировать творческого подхода. Нет и не может быть деления форм на новые и старые, современные и несовременные, так как каждая из них отвечает определенному содержанию. Любая традиционная форма может быть активной, если построена грамотно по содержанию и методам и реализует такие важные функции, как информационную, ориентирующую и развивающую.
На основании опытной работы нами были выделены специальные ситуации методического развития воспитателей.
Ситуации методической работы
Виды ситуации Их методические функции
1. «Выражение собственного мнения»
Осмысление передового опыта и выработка педагогической позиции
2. «Профессиональный диалог»
Усвоение различных вариантов опыта
3. «Выбор приоритетов»
Изменение ценностных ориентаций и целевых установок в профессиональной деятельности
4. «Отказ от стереотипов»
Критическая переоценка собственного опыта
Методические формы повышения
квалификации воспитателей в ДОУ
Индивидуальные. Групповые. Фронтальные
– Индивидуальное шефство
– Наставничество
– Консультации заведующей, методиста, психолога
– Самообразова-ние (самовоспитание)
– Моделирование индивидуальных вариантов методической работы для каждого воспитателя – Проблемные консультации
– Творческие микрогруппы
– Тематические семинары
– Психологический тренинг
– Школа педагогического мастерства
– Организационно-деятель-ностные, ролевые игры
– Коллоквиумы
– Психолого-педагогический практикум
– Школа молодого воспитателя
– АКС (анализ конкретных ситуаций)
– Взаимопосещение занятий
– Методические посиделки
– Творческие мастерские – Педсовет
– Методсовет
– Психолого-педагогические семинары
– Аукционы знаний, методических находок, идей
– Педагогические и методические ринги
– «Круглый стол»
– «Час защиты позиций»
– Теоретические, методические и практические конференции
– КМН (конкурс методических находок)
– Фестиваль методических идей
2. Дифференциация – второй критерий эффективности методической работы – как раз предполагает больший удельный вес в системе методической работы индивидуальных и групповых занятий с воспитателями, исходя из уровня их профессионализма, готовности к саморазвитию и др. показателей.
Выделяют три уровня педагогического мастерства:
– низкий (интуитивный);
– средний (поисковый);
– высокий (мастерский).
В детском саду нет двух одинаково подготовленных в теоретическом и методическом отношении воспитателей, даже среди тех, кто проработал много лет.
В соответствии с уровнем педагогического мастерства для каждого воспитателя методисту необходимо разработать индивидуальные варианты методической работы.
Так, методическая работа с воспитателями низкого уровня ориентируется на выработку положительного отношения к педагогической деятельности, овладение теоретическими знаниями.
Цели методической работы с воспитателями среднего уровня – формирование ориентации на общение, диалог, овладение педагогической техникой (системой умений, осознание собственной индивидуальности.
Методическая работа с воспитателями высокого уровня предполагает стимулирование ценностной ориентации на творчество в их педагогической деятельности, на создание индивидуальной методической системы. При этом ставка делается на самообразование и самоанализ собственных достижений, инициативу в апробации новых вариантов обучения и воспитания дошкольников.
3. Этапность– показатели эффективности методической работы.
Процесс методической работы в детском саду включает в себя определенные последовательные этапы:
1-й этап – теоретический – осознание идеи, осмысление передовых систем;
2-й этап – методический – показ лучших образцов: передового опыта; построение замысла индивидуальной методической системы;
3-й этап – практический – самостоятельная разработка и апробация воспитателями новых технологий обучения и воспитания;
4-й этап – аналитический – выявление результативности работы, а также анализ наиболее типичных затруднений и способов их устранения.
Похожее: методические занятия в детском саду