Анастасия Дацковская
Схема психолого-педагогической характеристики ребенка с речевыми нарушениями
▼ Скачать + Заказать документы
Схема психолого-педагогической характеристики ребенка с речевыми нарушениями.
1. Внешний вид ребенка :
- если есть особенности внешнего вида, то в чем они проявляются (особенности строения тела, мимика, наличие двигательных нарушений).
2. Установление контакта со взрослым:
- интимно-личные (стремление к физическому контакту является признаком дефицита общения);
- активно-положительные (ребенок радуется);
- спокойно-положительные;
Публикация «Схема психолого-педагогической характеристики ребенка с речевыми нарушениями» размещена в разделах
- пассивно-положительные;
- конфликтные, амбивалентные;
- индифферентные (безразличные).
3. Поведение во время обследования:
- реакция на ситуацию обследования (особенности мотивации, интерес к заданиям, его устойчивость, целенаправленность, осмысленность работы, оценка результата).
4. Ориентировка в пространстве и времени.
5. Организация ведущей деятельности, ее особенности.
6. Состояние моторики и навыков самообслуживания.
- состояние общей моторики и развитие мелкой моторики, левшество, особенности графических навыков.
7. Особенности речевого развития.
Сроки появления речи, прерывалось ли речевое развитие и с чем это было связано; наличие связной речи, словарный запас, состояние звукопроизношения, наличие невербальных средств выражения, отношение к речевому нарушению.
8. Состояние высших психических функций :
- внимание: состояние зрительного и слухового внимания (вслушивается ли в речь взрослого, особенности устойчивости, переключаемости, распределения, возможности произвольной концентрации.
- восприятие зрительное (различает ли цвета, формы, величину предметов, может ли правильно назвать эти свойства, тактильное, слуховое.
- память: состояние зрительной и слуховой памяти, скорость запоминания, прочность удержания информации.
- мышление: сформированность наглядно-действенного, наглядно-образного мышления, возможность осуществления мыслительных операций в словесно-логической форме, наличие дисбаланса между наглядными и вербальными формами мышления.
- воображение: активное, пассивное, продуктивное, репродуктивное, вербальное, невербальное, их особенности.
9. Работоспособность.
Общая продуктивность деятельности ребенка, наличие повышенной утомляемости, истощаемости, факторы, влияющие на работоспособность, темп работы.
10. Оценка ребенком своих результатов :
Самооценка результатов работы, критичность, реакция на успех и неудачу.
11. Обучаемость.
Возможность самостоятельного выполнения заданий.
Показатели скорости и качества усвоения знаний, умений и навыков в процессе обучения.
Виды помощи, позволяющие выполнить задание (стимулирующая, эмоционально-регулирующая, направляющая, организующая, обучающая, объем помощи.
12. Личностные особенности.
Темперамент, характер, особенности эмоциональных реакций, возможность волевой регуляции поведения.
Направленность на общение, активность в процессе общения.
13. Другие особенности.