Надежда Снопок
Серия занятий по изготовлению народной куклы «Зосима-пасечник»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема «Зосима-пасечник» 1 Занятие
Цель:
Приобщать детей к истокам народной культуры. Познакомить с изготовлением народной куклы Зосима -пчельник. Создать условия для формирования интереса детей через игрушку к народным традициям и духовным ценностям русского народа.
Задачи:
Публикация «Серия занятий по изготовлению народной куклы „Зосима-пасечник“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Куклы-обереги. Народные тряпичные куклы
- Народная культура, фольклор
- Народные куклы. Конспекты занятий
- Насекомые. Мир насекомых для дошкольников
- Пчела. Все о пчёлах для детей
- Темочки
Образовательные: Беседа с детьми «Знакомство с народной куклой Зосима -пчельник» научить детей изготавливать народную куклу. учить детей работать с тканью и нитками. Обогащать знания детей об истории этой куклы
Коррекционно-развивающие: Развивать познавательный интерес ребенка к декоративно-прикладному искусству, художественный вкус и творческие способности, мышление, самостоятельность, инициативу. Развитие мелкой моторики рук, учить работать руками,
Воспитательные: Воспитывать художественный вкус, аккуратность при работе с различным материалом и инструментами. Совершенствовать навыки работы с ножницами.
Материал: игрушка Зосимы-пчельника, технологическая карта изготовления куклы, ножницы.
Основа -туловище - салфетка вискозная - 39 см x 24 cм
Белая ткань для лица - 14 см x 14 см
Нитки красные, синтепон или любая ветошь.
Ход занятия
Вводная часть
Какие вы все бодрые и весёлые! Наверное, вам поднимает настроение весеннее солнце? Давайте вспомним и отметим на календаре какое сейчас время года, месяц и число? Назовите остальные времена года. Сколько их всего? Назовите признаки весны.
Правильно, сейчас у на апрель. В апреле по народному календарю с давних пор, отмечается Зосима Пчельник.
Основная часть:
Мы продолжаем с вами знакомиться с народными куклами. Сегодня мы познакомимся с народной куклой Зосима-пчельник.
На Руси к каждому народному празднику изготавливалась своя куколка. Зосима-пчельник - защитник пчел - народная славянская кукла-оберег.
Русские пчеловоды считают Зосиму - Пчельника покровителем пчеловодства и хранителем пчел. Зосима пчельник бережет пчел от мора, чтобы пчелки хорошо зимовали, а весной хорошо облетались и вывели побольше приплода, и никакая болезнь не затронула улья, а летом чтобы ждал трудолюбивого пчеловода добрый урожай мед.
Весенний Зосима-пчельник празднуется в народе 30 апреля, начинается сезон у пчеловодов, наступает счастливая пора, когда природа отдаёт всю свою красоту и радует глаз.
Ульи на пасеки доставляли обычно на Зосиму. И не просто вывозили.
В центре пасеки накрывали столы белой скатертью, на него выставляли освященную воду, зажигалась свеча, да хлеб с солью. Обходили пасеку с особым приговором: «Рой роится — Зосима веселится».
Обязательно приглядывались, какие первоцветы предпочитают пчелки. Говорили о пчелах: «На какой хлеб пошла пчела — тот на зерно будет хорош». Было доброй приметой если пчелки пережили зиму благополучно: «Мало убыли в пчелах - к урожаю гречихи». Желто-полосатым труженицам в народной культуре отведено почетное место, про них сложено много песен и присказок: «Доброго человека и пчела не жалит», «Без пчелы (то есть без воска) поп и обедни не служит», «Чтобы пчел водить, надо сердцем их любить».
На праздничный стол этим днем непременно выставляли мед и соты. Мёд народ использовал и в чай, в выпечку, а прополис и пыльцу, собранную пчелами, использовали как лекарство.
Вопросы к детям:
Как называется эта игрушка?
Почему её так назвали?
Когда изготовляли эту игрушку?
Для чего она была нужна?
Какие поговорки вы запомнили про пчел?
Творческая практическая деятельность
Сегодня мы с вами начнем изготовлять куклу Зосимы - пчельника Но сначала поиграем:
Пальчиковая гимнастика «Пришла весна»
Цель: развивать мелкую моторику рук, координацию движений.
Весна пришла красная, (вращайте кисти рук)
Пришла весна ясная.
Птицы громко поют, (соединяйте и разъединяйте указательные пальцы со средним – «птицы открывают и закрывают клюв»)
Людям спать не дают.
Пчёлы гудят
В поле летят. (помашите кистями рук)
С поля идут, (указательный и средний пальцы сначала правой, а за тем левой руки «идут» по столу)
Медок несут.
А теперь приступим к работе.
Из большого прямоугольника формируем туловище. Чтобы придать объём голове, на середину салфетки кладём тонкий слой синтепона. Подгибаем салфетку с обеих сторон к середине. Накладываем обе стороны друг на друга и перегибаем эту заготовку пополам.
Верх туловища завернём белой тканью. Красной нитью обматываем шею, тем самым формируя голову куклы.
Заключительная часть
Вот на этом мы сегодня и закончим. Делать куклу дальше будем на следующем занятии
- Ребята вам понравилось знакомство с куклой Зосимы-пчельника?
- А что вам понравилось больше всего?
- Что нового вы узнали?
- А что было очень трудным?
Сегодня вы прекрасно потрудились, замечательно справились с работой. Молодцы!
Тема «Зосима-пасечник» 2 Занятие
Цель:
Приобщать детей к истокам народной культуры. Знакомить с изготовлением народной куклы Зосимы - пчельника. Создать условия для формирования интереса детей через игрушку к народным традициям и духовным ценностям русского народа.
Задачи:
Образовательные: Беседа с детьми «Знакомство с работой пчеловода», научить детей изготавливать народную куклу. учить детей работать с тканью и нитками. Обогащать знания детей об истории этой куклы
Коррекционно-развивающие: Развивать познавательный интерес ребенка к декоративно-прикладному искусству, художественный вкус и творческие способности, мышление, самостоятельность, инициативу. Развитие мелкой моторики рук, учить работать руками,
Воспитательные: Воспитывать художественный вкус, аккуратность при работе с различным материалом и инструментами. Совершенствовать навыки работы с ножницами.
Материал: народная кукла Зосима-пчельник, технологическая карта изготовления народной куклы. Рука - отрезок от основного куска салфетки- 6 см x 39 см Белая ткань для ладошек- 5x5 см Нитки красные, ножницы.
Ход занятия
Вводная часть:
В небе, солнцем разогретом,
пчёлы трудятся все летом.
Улей, поле, вновь леток,
Короток так лета срок.
А потом созреет мёд.
Потрудился … (пчеловод)
Основная часть:
- Правильно за пчелами ухаживает пчеловод. Что вы знаете об этой профессии? Слово пчеловод происходить от слов "пчела" и "ведет" - ухаживает.
Так вот, на Зосиму Пчельника пчеловоды выносили улья из омшаников. Омшаник - это сарай без окон и низкой дверью, в нем пчелы находятся зимой. Там темно, чтобы пчелы не вылетали из ульев.
Если стояла благоприятная погода, пчел выпускали на облет. В случае холодов их выпуск откладывали, но пчел подкармливали сахарным сиропом, дабы насекомые набрались сил после зимы.
У пчеловода специальная одежда. Пчеловод ходит по пасеке в белом халате, как доктор, и в белой сетке, потому что белое пчел не раздражает, и на человека, одетого в белую одежду, пчелы не бросаются и не жалят. Пчеловода пчелы не трогают, знают, что он им зла не сделает, он добрый и ухаживает за ними. Пчеловод чистит ульи, устраивает поилки с подсоленной водой, следит, чтобы пчелам в их домиках не было холодно - утепляет. Главная забота пчеловода, чтобы пчелиные семьи были сильными, тогда и мед будет, и болезни таких пчел не берут.
Что означает слово пчеловод?
Почему, как вы думаете, именно такую одежду надо надевать пчеловоду, когда он идет на пасеку работать с пчелами?
Что делает пчеловод на пасеке?
А какое новое слово вы только что услышали?
Молодцы, все верно.
А теперь мы поиграем.
Пчелки
Домик маленький на елке,
(одна из рук стоит на столе, опираясь на локоть, пальцы растопырены (елка)
Дом для пчел, а где же пчелки?
(руку опереть на локоть, пальцы при этом растопырены (елка); на второй руке пальцы смыкаются в кольцо (улей). «Улей» прижат к «елке»; дети заглядывают в «улей»)
Надо в дом постучать,
Раз, два, три, четыре, пять.
Я стучу, стучу по елке,
Где же, где же эти пчелки?
(сжимаем кулачки, стучим кулаками друг о друга, чередуя руки)
Стали вдруг вылетать:
Раз два, три, четыре, пять!
(разводим руками, растопыриваем пальцы и шевелим ими (пчелки летают)
Творческая практическая деятельность
У нас сегодня в гостях опять народная игрушка Зосима –пчельник. Мы продолжаем знакомиться с этой народной игрушкой Ручки мы подготовили, размяли.
На прошлом занятии мы начали делать голову. А сегодня будем делать руки.
Узенький прямоугольник складываем пополам по длине и скручиваем валик. После чего завязываем нитью середину и края этой скрутки - это руки нашей
куколки. Просовываем заготовку рук между двумя слоями салфетки.
Обмотаем ладошки белой тканью.
Заключительная часть
Вот на этом мы сегодня и закончим. Делать игрушку дальше будем на следующем занятии
- Ребята вам понравилось делать эту игрушку?
- А что вам понравилось больше всего?
- Что нового вы узнали?
- А что было очень трудным?
Сегодня вы прекрасно потрудились, замечательно справились с работой. Молодцы!
Тема «Зосима- пасечник» 3 Занятие
Цель:
Приобщать детей к истокам народной культуры. Познакомить с изготовлением народной куклы Зосима -пчельник. Создать условия для формирования интереса детей через игрушку к народным традициям и духовным ценностям русского народа.
Задачи:
Образовательные: Беседа с детьми «Пчелы». Научить детей изготавливать народную куклу. учить детей работать с тканью и нитками. Обогащать знания детей об истории этой куклы
Коррекционно-развивающие: Развивать познавательный интерес ребенка к декоративно-прикладному искусству, художественный вкус и творческие способности, мышление, самостоятельность, инициативу. Развитие мелкой моторики рук, учить работать руками,
Воспитательные: Воспитывать художественный вкус, аккуратность при работе с различным материалом и инструментами. Совершенствовать навыки работы с ножницами.
Воспитательные: Воспитывать художественный вкус, аккуратность при работе с различным материалом и инструментами. Совершенствовать навыки работы с ножницами.
Материал: народная игрушка Зосимы-пчельника, технологическая карта изготовления куклы. Брюки (порты) - 12 см x 12 см Нитки красные, ножницы.
Ход занятия
Вводная часть: Дети, послушайте загадку:
Домовитая хозяйка
Полетает над лужайкой,
Похлопочет над цветком -
Он поделится медком. (пчела)
Молодцы, правильно.
Основная часть:
Пчела - это насекомое. Тело её покрыто яркими, маленькими волосками черного и желтого цвета. У нее есть голова, грудь, брюшко, крылья и три пары ног. У пчелы большие глаза, которыми она прекрасно различает окраску цветов. Особенно хорошо видит пчела синий, фиолетовый, белый и желтый цвета. Крылышки у пчел тонкие, трудно им бороться с сильным ветром, поэтому в плохую погоду пчелы из ульев не вылетают. А на ногах у пчелы – целый набор инструментов. Есть и кисточки, ими пчела собирает цветочную пыльцу, и корзиночки, в которых она переносит пыльцу. А вот хоботком пчела достает нектар. Есть у пчелки и защита- это жало.»
Чем покрыто тело пчелы?
Какие части тела у нее есть?
Какие цвета различает пчела?
Почему пчелы не вылетают в плохую погоду?
Какие «инструменты» есть у пчелы?
Скажите, есть ребята, кого кусали пчелы, это больно?
Как надо себя вести чтобы пчела не ужалила?
Молодцы, все верно.
А теперь игра «Пчелка»
Пчелка трудится весь день (Руками рисовать перед собой круг)
И работать ей не лень. (Покачивание указательными пальцами в знак отрицания.)
От цветка летит к цветку, (Ритмичные взмахи руками.)
Клеит на брюшко пыльцу. (Круговые движения ладонью по животу.)
Хоботком нектар сосет, (Вытянуть руку вперед, затем вниз, наклониться.)
За день много соберет. (Раскрыть перед собой все пальцы.)
Унесет нектар тот в улей (Изображают полет.)
И назад вернется пулей. (Резко выбросит руку с вытянутым указательным пальцем вперед.)
В сотах утрамбует мед, (Топанье ногами.)
Скоро ведь зима придет. (Поеживание.)
Будет пчелкам, чем питаться. (Имитация движения ложкой.)
Надо летом им стараться. (Имитация накладывания меда в соты.)
Творческая практическая деятельность
Отдохнули, а теперь от скуки берем дело в руки! Продолжим мы с вами делать игрушку. Сегодня будем одевать на куклу порты – так в старину называли штаны.
Лоскутками ткани, приготовленными для портов, обёртываем каждую ногу поочерёдно. Формируем брючины.
Заключительная часть Вот на этом мы сегодня и закончим. Делать игрушку дальше будем на следующем занятии
- Ребята вам понравилось делать эту игрушку?
- А что вам понравилось больше всего?
- Что нового вы узнали?
- А что было очень трудным?
Сегодня вы прекрасно потрудились, замечательно справились с работой. Молодцы!
Т