Папки-передвижки

Сензитивный период дошкольника

Екатерина Копылова
Сензитивный период дошкольника
▼ Скачать + Заказать документы

Сензитивный период дошкольника

Добрый день, хочу начать нашу встречу с отрывка из притчи. Жизнь человек похожа на лабиринт, имеющий коридоры, проходы, двери, комнаты. После рождения человека двери открываются одна за другой. Научились ходить открылась одна дверь, научились читать открылись другие двери. Со временем маршрут становиться все сложней. Открываются новые двери, новые окна. Детство прекрасно тем, что ребенок с легкостью открывает двери, в силу своей любознательности, исследовательского интереса, взрослый же с возрастом становится избирательным. Он выбирает какую дверь открыть и какое окно распахнуть и не все они открываются с первого раза, он стучит, пробует, но дверь закрыта. Некоторые двери уже никогда не откроются. Жизнь течет своим чередом, но вот наступает завершающий этап, когда есть одна единственная дверь, выходная дверь. Она всегда открыта для человека.

Публикация «Сензитивный период дошкольника» размещена в разделах

Так кратко можно представить индивидуальный путь развития человека. Метафора дверь – это открытие новых возможностей, возможностей в развитие ребенка. Великий итальянский педагог Мария Мантессори использовала другую метафору, она называла окнами особые периоды в развитие ребенка ОКНАМИ ВОЗМОЖНОСТЕЙ. В эти открытые окна входят новые характеристики, новые качества, новые свойства в развитие детей. В дальнейшем Мария Мантессори развила эту теорию в психологии, как сенситивный периоды развития ребенка.

Она говорила: «Разум человека не появляется на пустом месте, он строится на фундаменте, который ребенок закладывает вовремя развития своих сензитивных периодов».

Что же такое сензитивный период развития? От латинского слова «sensitivus» - чувствительный. Сензитивные периоды развития — это временные отрезки особой чувствительности ребёнка к формированию определённых навыков. Развивающийся организм в определенные периоды бывает особенно чувствителен к определенного рода влиянию окружающей действительности. Зачастую эти периоды называют периоды особой чувствительности. Сензитивные периоды — движущая сила в развитии ребёнка в первые шесть лет жизни.

Зная про сензитивные периоды, любой родитель и педагог сумеет создать благоприятные условия для развития ребенка. Это значит, что он получит максимум возможностей для реализации потенциала в первые годы жизни. Ребенок будет с интересом и удовольствием осваивать новые навыки, а взрослые перестанут переживать, что упускают что-то важное и принудительно ускорять развитие.

Мы не может заставить ускорить развитие детей, но может создать среду, которая поддержит его. Неблагоприятные психологические условия препятствуют качеству развития — при ограничениях и давление навыки формируются с искажениями или они не формируются вовсе.

Важно не упустить сензитивные периоды и уделить развитию актуальных навыков максимальное внимание. Сензитивные периоды универсальны и индивидуальны одновременно, поэтому особую роль в отслеживании хода развития ребенка играет искусство наблюдения.

Рассмотрим на примере, как можно поддержать или ограничить развитие навыка. Малыш в 3 года снова и снова пытается забраться на лестницу. Он ставит для себя задачу и готов подниматься и спускаться часами напролёт. Это стремление не случайно, ведь в возрасте до 4,5 лет сензитивный период развития движений) активно формируется ходьба, и ребёнок учится достаточно высоко поднимать ноги. Благодаря этому он начинает ходить уверенней, не раскачивается и не шаркает ногами. Чтобы помочь ребёнку научиться подниматься и спускаться по ступенькам, взрослый может водить его на площадки с лестницами или установить дома спортивный уголок с лесенкой. Но одновременно взрослый может и помешать: например, постоянно держать малыша на руках или в коляске, снимать с лестницы и уводить с площадки. Это, вероятнее всего, будет фрустрировать ребёнка и провоцировать капризы.

Сензитивный период имеет определенные границы. Очень важно знать эти периоды, чтобы максимально использовать их возможности.

Вот характерные особенности сензитивных периодов развития :

• Базовые. Проявляются у всех детей, независимо от культуры, эпохи и семьи, в которой воспитывается ребёнок. Дети примерно в одно и то же время начинают разговаривать и ползать. Но точное время начала, пиков и окончания индивидуально. В одном и том же возрасте некоторые дети нацелены больше на общение, другие — на движение.

• Меняющиеся. Сензитивные периоды начинаются и заканчиваются в течение определённого времени, не длятся всю жизнь. Как только окно возможностей закрывается, дети начинают проявлять полное равнодушие к тому, что ещё совсем недавно притягивало и интересовало их. Последующее освоение навыков и умений уже не будет таким эффективным, лёгким и радостным.

• Не осознанные. Дети абсолютно не осознают, что с ними происходит. У них внутри как будто некий двигатель, который влечёт к тем или иным предметам или явлениям в окружающей среде.

Основные сензитивные периоды

Мария Монтессори не выделила чёткого списка. Мы рассмотрим шесть сензитивных периодов :

1. Развитие речи: с 7 месяцев внутриутробного периода до 9 лет, пик 1–2,5

2. Развитие движений: от рождения до 4,5 лет, пик 2–2,5

3. Восприятие порядка: от рождения до 4 лет, пик 2–2,5

4. Развитие и утончение органов чувств: с рождения до 4 лет, пик 3–3,5

5. Восприятие мелких деталей: от 1,5 до 2,5 лет

6. Период освоения социальных навыков и норм от 2,5 до 5,5 лет, пик в 4,5

Заключительная часть

Ребёнок подобно впитывающей губки, все что впитал в сензитивные периоды делает своим достоянием, и как губка не различает грязную воду и чистую, поэтому ребенок усваивает все те модели поведения, общения, эмоционального реагирования, которые предоставляют ему взрослые и родители в первую очередь.

Подумайте, какой моделью, каким образцом вы являетесь для детей. Воспитание происходит ежесекундно. Большая ценность ни в тех воспитательных беседах и дидактических нотациях, морализация, которые вы произносите для ребенка, а именно те модели, которые вы демонстрируете на протяжении всего времени общения с детьми. Предлагаю для просмотра социальный видеоролик «Дети видят, дети делают», это видео поможет вам немного порефлексировать, поразмышлять, а какой я воспитатель и педагог для своего ребенка и воспитанников.

Наша главная задача, организовать и насыщать среду для детей, что бы они могли воспользоваться теми игрушками и развивающими предметами, которые нужны в данный период сензетивного развития. Здесь играет не финансовая сторона возможностей, а те материалы, которые мы предоставляем ребенку. Московские исследователи выявили, что в обычной квартире, в детской комнате находятся более 400 - ста игр и игрушек, но все ли они являются развивающим потенциалом или это больше коллекция игрушек. Если мы будем наблюдать за детьми, то можем заметить, какие игры и игрушки больше используют, манипулируют, моделируют, создают новые предметы. Обязанность взрослых использовать все возможности, все ресурсы для долгосрочных вложений в развитие и воспитание наших детей.

Выводы

1. Важно знать, в каком возрасте обычно начинается тот или иной сензитивный период и как определить, что он начался и закончился. Это поможет создать для ребёнка условия, отвечающие потребностям его развития и лучше всего подходящие для освоения конкретных навыков.

2. Возрастная сензитивность к порядку, развитию движений, речи, восприятию мелких деталей, развития и уточнения чувств, освоения социальных норм и др. начинается и заканчивается в разное время у каждого малыша.

3. Внимательность, компетентность рвзрослых и готовность проводить с детьми много времени — важнейшие условия развития ребёнка в наиболее подходящий для этого период.

4. Наблюдая, можно увидеть, когда и какие занятия лучше предложить ребёнку. Опираться необходимо на деятельность, которая интересует и увлекает малыша больше всего. К которой внезапно появился интерес.

5. Если период наибольшей чувствительности к освоению навыков упущен, нужно обучать ребёнка постепенно. Да, процесс будет проходить медленнее. Однако это не значит, что для человека возможность научиться чему-то утеряна совсем. Вопрос в скорости, сложности обучения и качестве результата.

Благодарю за внимание.

Публикации по теме:

Фотоотчёт «Безопасный маршрут дошкольника»Фотоотчёт «Безопасный маршрут дошкольника» Актуальность обучения детей правилам дорожного движения и безопасного поведения на дорогах и улицах города в наше время ни у кого не вызывает.

Фотоотчёт «Портфолио дошкольника»Фотоотчёт «Портфолио дошкольника» Доброе время суток уважаемые коллеги и гости моей страницы! Сегодня хочу предложить Вашему вниманию детское «Портфолио». На данную публикацию.

Фотоотчет «Портфолио дошкольника»Фотоотчет «Портфолио дошкольника» Составление детского портфолио - очень интересная и увлекательная работа Я работаю в этом направлении не первый год. К сожалению, у меня.

Фотоотчёт «Портфолио дошкольника»Фотоотчёт «Портфолио дошкольника» Одно из моих хобби – это оформление «портфолио» для дошкольников (школьников). «Портфолио дошкольника» - это совместный проект воспитателя.

Консультация для родителей «Темперамент дошкольника»Консультация для родителей «Темперамент дошкольника» Все дети уникальны. Мы видим это с рождения. Кто-то любит быть в центре внимания, кто-то не может усидеть на месте, кто-то ревнует и обижается,.

Органайзер для дошкольника «Теплоход»Органайзер для дошкольника «Теплоход» Для работы нам понадобится любая коробка нужного размера, скотч, карандаш, линейка, бумага для отделки органайзера. Вырезаем из коробки.

Портфолио дошкольникаПортфолио дошкольника Портфолио дошкольника – это так называемое «досье успеха», в котором отражается всё интересное и достойное из того, что происходит в жизни.

Портфолио дошкольникаПортфолио дошкольника Предлагаю Вашему вниманию портфолио детей нашей группы, которое мы совместно с родителями собрали в течение года. Портфолио дошкольника.

Портфолио дошкольника «Мой опыт работы»Портфолио дошкольника «Мой опыт работы» Каждому педагогу хорошо известно, что такое портфолио, какие цели оно преследует и для чего нужно в целом. Портфолио –это своеобразный.

Театр и музыка в жизни дошкольникаТеатр и музыка в жизни дошкольника «Театр и музыка в жизни дошкольника» Нормативные документы к текущей странице» Уважаемые родители! Все мы хотим, чтобы наши дети (воспитанники).

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Сензитивный период дошкольника
Опубликовано: 11 сентября 2023 в 08:29
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Сензитивный период дошкольника» (включая файлы) размещена пользователем Екатерина Копылова (УИ 806462) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД