Елена Слободчикова
Сенсорные игры в когнитивном развитии детей
Сенсорные игры в развитии когнитивного мышления детей.
Для детей игра – способ исследовать окружающий мир, а также легко и интересно развивать необходимые навыки. Через игру дети учатся отвечать на интересующие вопросы, взаимодействовать с другими детьми, развивать логическое мышление. Но прежде развития когнитивного мышления дети начинают с сенсорных игр, которые направлены на познание мира через «потрогать», «послушать», «посмотреть», «понюхать». Бельгийский педагог и врач Жан Овидий Декроли делил сенсорные игры на зрительно-моторные и слухо-моторные. Сенсорные игры симулируют органы чувств. Сенсорная игра может стимулировать одно чувство, например, слух (через слушание музыкального инструмента) или сразу несколько чувств, например, лепка из пластилина.
Публикация «Сенсорные игры в когнитивном развитии детей» размещена в разделах
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Развитие детей. Материалы для педагогов
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Сенсорное развитие. Работа с родителями
- Темочки
Игры сенсорного типа имеют много достоинств:
1. Развитие когнитивного мышления. Игры формируют «сенсорные воспоминания», которые становятся базовыми. На их основе дети приобретают новые знания, благодаря этому быстро учатся. Мы можем сколько угодно рассказывать ребёнку о свойствах предметов и природных явлениях, но лучше поможет ему понять и воспринимать информацию прикосновение и живое сравнение. Чем тоньше тактильные ощущения ребёнка, тем точнее он может сравнить, объединить или различить окружающие предметы и явления, то есть более успешно упорядочить мышление.
2. Успокаивающее действие. Когда из-за усталости или нервного возбуждения дети начинают капризничать, сенсорные игры помогают им самостоятельно регулировать эмоциональное состояние. Например, перебирая бусы или разминая мягкий пластилин, ребёнок погружается в процесс, отвлекается от негативных эмоций.
3. Развитие мелкой моторики. Многие сенсорные игры рассчитаны на то, чтобы разобрать, собрать, выбрать, потрогать разные предметы и познать через них окружающий мир. А сосредоточившись на мелких деталях, дети развивают внимательность, усидчивость и ловкость движений пальчиками.
4. Улучшают коммуникативные навыки взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Во время сенсорных игр дети примеряют разные роли, пытаются организовать деятельность, учатся сотрудничать, используют более сложную речь и лучше излагают мысли.