Елена Лисанова
Сенсорное развитие ребенка.
▼ Скачать + Заказать документы
Сенсорное развитие ребёнка- это способ познания окружающего мира, в основе которого лежит работа органов чувств.
Ощущения дают нам представление о разнообразных свойствах окружающей среды и помогают формировать целостные образы предметов. Так, зрительное восприятие предполагает различение объектов окружающего мира по цвету, форме, размеру. Кожное восприятие включает в себя тактильное ощущения (различение предметов по фактуре- гладкое/шершавое, твёрдое/мягкое,осязательное ощущения (определение формы предмета на ощупь-плоское/объёмное,температурные ощущения, барические (вес, тяжесть)
Публикация «Сенсорное развитие ребенка,» размещена в разделах
Сенсорному развитию ребёнка необходимо уделять внимание на протяжении всего дошкольного детства. Однажды выученные названия цветов, освоенные понятия геометрических форм, без постоянной тренировки и повторения забываются.
Для непрерывного сенсорного развития необходимо регулярно обращать внимания ребёнка на одежду, продукты, объекты домашней обстановки, на улице, тем самым подкреплять знания практическими наблюдениями и упражнениями.
Повторять и закреплять в памяти изученное можно и в игровой форме. Игры типа «Что бывает круглое?», «Найди все предметы, похожие на треугольник». Такие игры обостряют восприятие, концентрируют внимание. Отлично подходят для сенсорного развития пособия из серии «Блоки Дьёнеша» и разнообразные альбомы- задания к ним. Так, в пособии «Давайте вместе поиграем», ребёнок не только закрепляет понятия размера, цвета, формы но и осваивает их схематическое обозначение, учится характеризовать предметы по выделенным признакам.
Развитию зрительного восприятия способствуют мозаики (в раннем взрасти – до трёх лет- лучше предлагать наборы деталей, окрашенных в основные цвета, позже с оттенками, рамки- вкладыши (может быть использован принцип выкладывания по форме, по размеру, по цвету).
Слуховое восприятие совершенствуется с помощью погремушек, музыкальных инструментов, звучащих шариков. Для развития тактильных ощущений нужно, чтобы ребёнок познакомился с различными по фактуре материалами. Поэтому в арсенале игрушек должны быть не только резиновые, пластмассовые предметы, но и деревянные, войлочные, соломенные, глиняные. А также изготовленные из ткани. Можно самостоятельно сделать игрушки с различными наполнителями (горохом, крупой, монетками, ватой).
Почему ещё важно сенсорное развитие?
Мария Монтессори считала, что сенсорное развитие тесно связано с эстетическим развитием. Чем более человек способен ощущать тонкие различия цветовых оттенков и музыкальных тонов, изысканных ароматов и вкусов, тем более он склонен воспринимать и наслаждаться красотой окружающего мира и тем более развитию его эстетического чувства.
Для развития сенсорных способностей существуют различные игры и упражнения.
Чудесный мешочек
В непрозрачный мешочек кладут предметы разной формы, величины, фактуры (игрушки, предлагают на ощупь, не заглядывая в мешочек, найти нужный предмет.
Платочек для куклы (определение предмета по фактуре, в данном случае определение типа ткани.)
Детям предлагают трёх кукол в разных платочках (шёлковом, шерстяном, вязаном). Дети поочерёдно рассматривают и ощупывают все платочки. Затем платочки снимают и складывают в мешочек. Дети на ощупь отыскивают в мешочке нужный платочек для каждой куклы.
Что внутри?
Ребёнку предлагают воздушные шарики, содержащие внутри различные наполнители: воду, песок, горох, фасоль, различные крупы: манку, рис, гречку и др. Шарики с каждым наполнителем должны быть парными. Ребёнок должен на ощупь найти пары с одинаковыми наполнителями.
Что это?
Ребёнок закрывает глаза. Ему предлагают пятью пальцами дотронуться до предмета, но не двигать ими. По фактуре нужно определить материал (можно использовать вату, мех, ткань, бумагу, кожу, дерево, пластмассу, металл).
Кто быстрее
Играют двое. У каждого играющего ребёнка в руках непрозрачный мешочек, наполненный мелкими предметами: шашками, колпачками ручек, пуговицами, ластиками, монетами, орехами и др. Педагог называет предмет, игроки должны быстро на ощупь найти его и достать одной рукой, а другой держать мешочек. Кто быстрее это сделает?
Мама и детки
У детей уточняются представления о внешнем облике взрослого животного и облике их детёнышей.
Узнай фигуру
На столе раскладывают геометрические фигуры, одинаковые с теми, которые лежат в мешочке. Педагог показывает любую фигуру и просит ребёнка достать из мешочка такую же.
На какую фигуру похоже?
На столе лежат картинки с изображением разных предметов (мяч, ёлка, книга, дверь и др. Ребёнок берёт любую картинку, рассматривает, и рассказывает на какую фигуру данная картинка похожа.
Усвоения сенсорных эталонов - длительный и сложный процесс, не ограничивающийся рамками дошкольного детства и имеющий свою предысторию. Усвоить эталон-это вовсе не значит научиться правильно, называть то или иное свойство объекта. Необходимо иметь чёткие представления о разновидностях каждого свойства и, главное, уметь пользоваться такими представлениями для анализа и выделения свойств самых разнообразных предметов в самых различных ситуациях.