Ирина Мамедова
Консультация для родителей «Сенсорная интеграция и речь»
▼ Скачать + Заказать документы
«Сенсорная интеграция и речь.»
Сенсорная интеграция (от лат. «sensus» - ощущение, «integratio» - восстановление) – это определенный процесс, во время которого нервная система получает информацию от рецепторов органов чувств и, анализируя их, использует для выполнения целенаправленной деятельности. Это своего рода способность нервной системы продуктивно свести воедино информацию, поступающую от разных каналов. От такого, насколько развита данная способность во многом зависит успешность деятельности человека в целом. Потому ее важно развивать при помощи специальных занятий по сенсорной интеграции. Итогом таких занятий становятся правильное сенсомоторное развитие и мгновенные рефлексы на внешние раздражители.
Публикация «Консультация для родителей „Сенсорная интеграция и речь“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
Условно сенсорная интеграция «заставляет» мозг воспринимать информацию от рецепторов (и реагировать на неё) быстрее, соответственно, процессы воспроизведения различных функций ускоряются.
Нарушения сенсорной интеграции у детей : примеры таких нарушений
Нарушения сенсорной интеграции называются дисфункцией и представляют собой различные проблемы слухового, зрительного, тактильного, вкусового, двигательного, обонятельного и координационного характера. Симптомы дисфункции сенсорной интеграции чаще всего проявляются в эмоциональной лабильности, поведенческих факторах, двигательной функции, задержке развития речи.
Дисфункция сенсорной интеграции, как правило, встречается комплексная, т. е. когда нарушения проявляются в работе нескольких органов чувств. Однако бывает и узконаправленная дисфункция. На что стоит обратить внимание, и как проявляются нарушения сенсорной интеграции?
Со стороны слуховой функции: боязнь громких звуков и шума, непереносимость некоторых видов музыки или музыки в целом, негативные реакции на пение/голос, невосприимчивость обращений, растерянность в людных и общественных местах.
Со стороны зрительной системы: светобоязнь (предпочтение к полумраку и темноте, напряжение при рассматривании предметов, неуклюжесть при спусках и подъемах (например, на ступеньках, не смотрит в глаза собеседнику.
Со стороны осязательной функции: воздержание от игр с пластилином, тестом, красками, мелкими предметами, снижение болевой и температурной чувствительности, не терпят прикосновений к себе. Проявляется негативная реакция на некоторые виды ткани/одежды, не любят ходить босиком.
Со стороны вестибулярного аппарата: неуклюжесть и неловкость движений, неустойчивость, негативные проявления к активным играм, детским площадкам и спорту, мышечный тонус, проблемы с концентрацией внимания и координацией, излишняя тревожность.
Со стороны вкусовой и обонятельной систем: чувствительность к пище (отказ от некоторых видов продуктов, снижение вкусовых рецепторов, негативная реакция на запахи, плохая чувствительность к запахам.
Сенсорная интеграция для ребенка, который не говорит.
Сенсорная интеграция и речь имеют очень тесную связь. Дисфункция сенсорной интеграции – одна из частых причин ЗРР (задержки речевого развития, именно поэтому детям, у которых наблюдаются речевые трудности, рекомендованы занятия с использованием сенсорно-интегративных методик. Так, для запуска речи используются игры, направленные на развитие мелкой моторики: бизиборды, «сухие» бассейны, игры с крупами, песком и т. д. Считается, что сенсорная интеграция – один из самых эффективных способов для скорейшего запуска речи.
Как организовать дома такую деятельность?
1. Игры с пластилином, глиной, тестом, специальной пеной, и т. д.
Детям очень нравится играть с пластилином и другими пластичными массами, что очень полезно для детей с тактильными проблемами. В настоящее время есть огромный выбор пластилинов; вы можете, купить готовый, изготовить его дома, существует как ароматизированный пластилин, так и без запаха. Вы можете заместить с вместе тесто по специальному рецепту, что, несомненно, доставит ребенку много радости и обогатит его тактильный опыт. Детям необходимо трогать разнообразные текстуры и играть с ними, чтобы развить нормальное тактильное восприятие. Если ваш ребенок отказывается играть с пластилином и подобными массами, вам тем более необходимо увлечь его такой игрой.
2. «Тяжелая работа»
Эти виды деятельности необходимы для детей, которые испытывают трудности в регулировании уровня своего возбуждения. Такие дети часто ломают вещи, прыгают, бегают и, кажется, просто не могут сидеть на месте. Регулярные нагрузки для их нервной системы помогут им успокоиться. Такие мероприятия оказывают воздействие на их тело, мышцы и суставы, помогая вечно жаждущим движения, получить необходимую нагрузку. Очень хороши упражнения с утяжеленными предметами, прыжки на батуте, лазанье по канату или шведской стенке, толкание предметов или раскачивание. Таким детям особенно полезно чувствовать себя «сжатыми», когда на их тело оказывается глубокое давление.
В целом, подобные упражнения необходимы всем детям! Но детям с реактивной нервной системой это необходимо вдвойне, ведь именно активная деятельность дает им необходимую сенсорную нагрузку, а эффект от этого может быть удивительным, ваш ребенок сможет регулировать своё поведение и уровень возбуждения. Совет: Всегда лучше чередовать задания, требующие усидчивости и активную деятельность.
Кстати, игры с песком (ваш ребенок может рыть тоннели, строить замки) также очень полезены для подвижных детей, как и для детей с тактильными проблемами.
3. Программы для сна:
Дети с проблемами сенсорного восприятия часто испытывают проблемы с засыпанием и сном. Следующие изделия и виды деятельности могут оказать помощь в таком случае: аппараты, производящие звуки природы, аппараты белого шума, ароматические лампы, ночники, лава-лампы, пузырьковые трубы, расслабляющая музыка, утяжеленные одеяла, физические нагрузки перед отходом ко сну, вибрирующие матрасы и подушки, спальные мешки.
4. Игры с водой и песком
Игры с водой и песком – это веселье, которое, кроме того, дает ребенку тактильную стимуляцию. Вы ограничены только вашей фантазией. Запаситесь полотенцами и затевайте игры с водой, песком, рисом, пеной для бритья и любыми другими вещами, которые есть под рукой. Переливайте воду в разные сосуды и слушайте, как она звучит. Прячьте маленькие игрушки в песке или пшене и попросите ребенка найти их.
5. Вестибулярные движения
Детям необходимо двигаться! Для некоторых детей – это страшно, а некоторые просто не могут остановиться. Вам следует установить, есть ли у вашего ребенка нарушения, связанные с вестибулярным аппаратом, или проприоцептивные проблемы. Вестибулярные движения (или проприоцептивная стимуляция) может взбодрить малыша или наоборот успокоить. В любом случае, такая стимуляция необходима и должна быть частью терапии. Вот несколько предложений для получения ребенком подобного опыта: крытые батуты, качели, раскачивающиеся игрушки, самокаты, шведская стенка, большие терапевтические мячи
6. Ароматерапия
Ароматерапия — это прекрасный способ для занятий с детьми, которые не чувствуют некоторые запахи или наоборот очень к ним чувствительны. Вам и ребенку доставят удовольствия ароматические масла, свечи, диффузоры. Вы можете помочь своему ребенку научиться терпеть запахи или использовать их для расслабления и успокоения. Ароматерапия – это отличное средство стимуляции, и зависит во многом от того, какой запах вы выберите (например, запах корицы скорее взбодрит ребенка, а лаванды расслабит).
Совет: Если ваш малыш очень чувствителен к запахам, предложите ему носить собой баночку ароматического масла, запах которого ему приятен (например, мята, и нюхать его, когда другие запахи становится трудно терпеть.
7. Массажеры, вибрирующие игрушки
Вибрация – это основной прием занятий для сенсорной интеграции. Ощущение вибрации – это очень специфическое чувство, и многим детям нужны месяцы или даже годы, чтобы научиться его терпеть. Вот некоторые идеи: вибрирующие подушки и матрасы для успокоения, ручные массажеры, в виде животных, для массажа всего тела (кроме живота, ротовые массажеры, массажные маты, детские вибрирующие стульчики, массажные кресла и раскладушки,вибрирующие зубные щётки
8. Игры с туннелями и палатками
И то и другое очень полезно для сенсорной интеграции, и как всегда главное – проявить фантазию. Ниже представлены некоторые советы.
• Используйте тоннели для развития крупной и билатеральной моторики.
• Даже просто ползая через тоннель, ребенок развивает координацию.
• Обогатите тактильный опыт ребенка, размещая в тоннели разные предметы или помещая в него ковровое покрытие
• Вы можете немного потрясти тоннель (настоящее землетрясение, когда малыш внутри, чтобы улучшить его проприоцептивные и вестибулярные реакции
• Используйте палатки для создания безопасной атмосферы, необходимой детям, перегруженным сенсорными стимулами, малыш может даже подремать в таком уютном месте, отдохнуть (вы можете положить там мягкие подушки, одеяла, наушники с приятной музыкой, лава-лампы, ночники, чтобы создать расслабляющую атмосферу).
9. Проприоцептивная деятельность (глубокая чувствительность — ощущение положения частей собственного тела относительно друг друга).
Количество таких занятий – почти бесконечно. Проприоцепция относится к воздействию на мышцы, суставы, связки, сухожилия и соединительные ткани. Это касается контроля моторики, управления тела, планирования движений, осознания положения тела в пространстве и постуральной стабильности. Если проприоцептивное чувство работает плохо, ребенку может быть трудно двигаться плавно, быть скоординированным в своих движениях. Такие дети имеют проблемы, как с крупной, так и с мелкой моторикой, им тяжело ездить на велосипеде, писать, гулять, заниматься спортом, и даже ползать. Некоторым детям необходима проприоцептивная стимуляция, для того чтобы их тело успокоилось, а они смогли регулировать уровень возбуждения.
11. Сенсорные комнаты
Всем полезно расслабиться и отдохнуть. Что же разместить в такой сенсорной комнате? Во многом это зависит от того каким пространством вы для этого располагаете.
Вот несколько идей: магнитофон, воспроизводящий звуки природы, ароматические приспособления (диффузеры, лампы, мягкие подушки и одеяла,кресла-мешки, массажные кресла и маты, расслабляющая музыка, ночники, особые светильники, лава-лампы.
Для тех, кто нуждается в дополнительной сенсорной стимуляции : тактильные маты и мячи, кресла-качалки, гамаки, качели, вибрирующие раскладушки, подушки и игрушки, интерактивные пузырьковые трубы, прожекторы жидкого света, машины для мыльных пузырей, утяжеленные одеяла и игрушки, тактильные игрушки, свистки, свистульки, музыкальные инструменты, лестницы, шведские стенки, тележки.
В своей коррекционно - логопедической работе, я активно использую элементы сенсорной интеграции : пальчиковые (сухие) бассейны, массажные мячики, соленое тесто, пластилин, детские музыкальные инструменты, сенсорные мешочки и многое другое.
Давайте, вместе, развивать и обучать наших детей!
С УВАЖЕНИЕМ, ВАШ ЛОГОПЕД:
ИРИНА АЛЕКСАНДРОВНА МАМЕДОВА